Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 июля 2019
Тайны газовой дипломатии

Тайны газовой дипломатии

Почему Германия одновременно отстаивает СП — 2 и защищает украинский транзит?
Валерий Панов
05.04.2019
Тайны газовой дипломатии

Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер посетил Россию. Официально поездка была приурочена к открытию завода концерна Daimler по производству автомобилей Mercedes-Benz в Московской области. В нынешней геополитической обстановке, когда большинство западных стран, в том числе и Германия (а также Австралия и Япония) активно участвуют в американской санкционной политике, нацеленной на подрыв, прежде всего, экономики России, это событие, согласитесь, неординарное. Значимость его показало участие в церемонии президента РФ Владимира Путина, председателя правления Daimler AG Дитера Цетше, вице-премьера РФ Дмитрия Козака, глава Минпромторга Дениса Мантурова и губернатора Подмосковья Андрея Воробьева.

Накануне визита П. Альтмайера минэкономики ФРГ сообщило, что в Москве он, вероятно, обсудит вопросы, связанные со строительством газопровода «Северный поток — 2», а также с транзитом российского газа через Украину. При этом в министерстве отметили, что «позиция федерального правительства по отношению к проекту “Северный поток — 2” остается ясной. Речь идет о коммерческом проекте, в котором должны быть учтены законные интересы Украины. Это причина, по которой министр Альтмайер подготовил почву, совершая визиты на Украину и в Россию, для прямых переговоров между Россией, Украиной и Еврокомиссией».

Однако в сообщениях СМИ по итогам поездки немецкого министра об украинском транзите не сказано ничего.

Вместе с тем вполне можно предположить, что обе стороны еще раз подтвердили свои позиции, так как последние несколько лет без газовой проблематики Украины не обходится ни одна российско-германская встреча, довольно часто присутствует она и в телефонных разговорах между Берлином и Москвой. 

Любопытные оценки ситуации дал недавно глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «С одной стороны, Германия заинтересована, чтобы обходные маршруты заработали, особенно маршрут через Балтику – "Северный поток–2". С другой стороны, у Меркель (канцлера ФРГ) есть политические обязательства перед США. Это видно и заметно, поэтому она постоянно убеждает Путина (президента России) в том, чтобы украинский маршрут был сохранен. Поэтому я думаю, что Германия будет настаивать на том, чтобы украинский маршрут сохранился. Тем более, Путин это обещал». Так что опять, как бывало ранее, Германия выступает на двух фронтах?

Действительно, одним из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности президента Дональда Трампа является продвижение американских энергоносителей на европейский рынок. В этом пасьянсе США особое место отведено Украине, с 2014 г. ориентированной на «Амэрыку», прежде всего, и в целом на Запад. Исключительно в их интересах Верховной радой был принят закон о возможности продажи 49% акций компании-оператора ГТС резидентам США или ЕС, но — не РФ. При этом всем предельно понятно, что реальным распорядителем украинской «трубы» может стать именно американский капитал. Чтобы используя контроль над украинской ГТС и одновременно противодействуя строительству и дальнейшей эксплуатации «Северного потока – 2», создать риски газоснабжения Европы через систему трубопроводов, тем самым увеличив потребность европейских стран в американском СПГ, ну а потом резко поднять цены на него.

Потому как должное надо принять факт давления США на Германию. Белый дом продолжит уговаривать Берлин изменить позицию по проекту «Северный поток – 2», заявила на днях глава отдела политического планирования Госдепа Кайрон Скиннер. В Госдепе отметили, что Вашингтон «предлагает странам ставить свои национальные интересы на первое место», но может пытаться убедить союзников думать об этих интересах «иначе», а также «выстраивать свои интересы в соответствии с общими вызовами» (то есть в соответствии с американскими интересами). Правда, возможность реализации этой стратегии не слишком высока, поскольку существует сопротивление европейцев, в первую очередь Берлина и Вены, и украинских элит, которые саботируют процесс приватизации ГТС, не желая лишать себя многомиллиардных финансовых потоков.

Но почему убытки должна нести Россия? На протяжении нескольких лет она предупреждала о своем намерении не использовать конфликтную и вороватую Украину в качестве страны — транзитера энергоносителей на западные рынки.

Но ведь ГТС Украины (ГТСУ) представляет собой большую ценность только при продолжении транзита российского газа, при его отсутствии «труба» превращается в металлолом. И если это произойдет, то в украинской экономике образуется огромная дыра, которую ни ЕС, ни США заполнять, похоже, не готовы, пишет National Interest. Когда на Украину перестанет поступать прибыль от российского транзита (ежегодно 3—3,5 млрд долл.), то украинская государственная энергетическая компания «Нафтогаз» останется с сетью трубопроводов, хранилищ и насосных станций, для использования которых нужно будет искать новых клиентов.

Стоит напомнить, что канцлерин Меркель всегда подчеркивала приверженность Германии сохранению транзита газа через Украину, фактически это было одним из условий, на которых Берлин и другие европейские участники проекта «Северный поток — 2» согласились в нем участвовать. При этом Ангела Меркель, каким бы ни было ее отношение к Путину и с каким бы подозрением она ни относилась к намерениям Кремля, привержена защите энергетической безопасности Германии и инвестиций Германии в российские энергетические проекты. И в этом есть глубокий смысл.

Согласно подсчетам немецких специалистов из аналитического центра EWI ER&S, введение в эксплуатацию «Северного потока - 2» сэкономит европейским потребителям от 8 до 24 млрд евро уже в 2020 г., поскольку избавит их от переплат за импорт американского СПГ. Как заявил руководитель ER&S Харальд Хеккинг, появление СП — 2 усилит конкуренцию на энергетическом рынке ЕС. «Чем больше российского газа по выгодным ценам будет поступать в ЕС, тем меньше европейцам придется импортировать СПГ. Чем ниже будет европейский и мировой спрос на СПГ, тем меньше он будет стоить», — говорил Хеккинг в интервью DW.

В свою очередь, ведущий специалист по РФ из Германского общества внешней политики (DGAP) Штефан Майстер пояснил, что в строительстве «Северного потока — 2» в Германии заинтересованы очень многие. Во-первых, это предприниматели, для которых газопровод — прибыльный коммерческий проект; у них есть хорошие связи в Социал-демократической партии Германии (СДПГ)  и Христианско-демократическом союзе (ХДС), входящих в правящую коалицию, отмечает эксперт. На этом фоне Германии было бы очень трудно остановить «Северный поток — 2». Поэтому дискуссию в ФРГ на тему возможного отказа Берлина от проекта не стоит воспринимать всерьез, уверен Майстер. Кроме того, проект лоббируют и правительства федеральных земель Германии, через территорию которых будет проходить трубопровод, например, Мекленбурга — Передней Померании.

«Северный поток — 2» неотделим от политики: Кремль делает все для того, чтобы свести на нет роль Украины как транзитера газа. Как ни покажется странным, но именно в этом цели России и Германии совпадают.

До первого «майдана» Киев можно было назвать главным газовым хабом Европы. Через него из России прокачивалось на Запад более 100 млрд кубов газа, что делало украинский маршрут важнейшим на тот момент и даже незаменимым. Пользуясь положением транзитера-монополиста, Украина практически диктовала свои условия не только России, но и Европе. А если вспомнить, что «нэзалэжной» реально управлял и управляет Вашингтон, то становится понятно, в чьих интересах Украина затевала все свои «газовые войны». Таким образом, она загодя готовила в Европе почву для заокеанского сжиженного газа.

Новая газовая «труба» по дну Балтийского моря, а тем более постройка ее второй очереди полностью меняют сложившийся газовый расклад. Теперь «Северные потоки» превращают Германию в такой хаб и не только полностью исключают украинский и восточноевропейский газовый шантаж (США могут это устроить), но и делают многие европейские страны в дальнейшем полностью зависимыми от воли немецкого монополиста. Таким образом, Германия в этой геостратегической игре явно намерена не только заменить собой Украину, но и поставить на место зарвавшиеся США. И надо сказать, что ей с помощью Москвы, которой тоже такой расклад выгоден, это явно удается.

Стоит ли теперь удивляться тому, что именно Германия одновременно выделяла деньги на «майданы» и вкладывала колоссальные средства в обходные газовые пути из России на свою территорию? А далее, когда настало время двигаться дальше, Берлин начал под эти проекты подгонять европейское законодательство и… даже строить свои собственные обходные маршруты, дополняющие российские морские. Отсюда становится понятно, почему, с одной стороны, Берлин открыто поддерживал Украину, а, с другой стороны — тайной, затем предавал. Ничего личного, как говорится, только бизнес.

«Северный поток — 2», который, по мнению его оппонентов, является «чисто политическим проектом», на самом деле, очень выгодное экономическое предприятие. Настолько выгодное, что сравнить его можно только с самыми успешными мировыми производствами. В Европе для подобных проектов хорошей рентабельностью считается окупаемость за 15-20 лет. Новая же российская «труба», с учетом косвенных доходов, окупится для «Газпрома» уже лет через 5-7. Это, кажется, поняла и Украина, потому как «Нафтогаз» начал активную борьбу за русский газовый транзит. Но надо не бороться, а сотрудничать. Любой европейской компании нужны гарантии, которые дать может только Россия, только «Газпром». Кстати, совсем недавно в ответ на предложение одного из киевских гостей в Кремле (уже экс-кандидата в президенты Украины) поучаствовать в возможном консорциуме компании-операторе ГТСУ, руководитель «Газпрома» Алексей Миллер в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева заявил, что готов участвовать в переговорах по этому проекту.

Контракт, по которому Украина предоставляет транзитные услуги при поставках газа из РФ в ЕС, истекает в конце 2019 г. Сейчас трехсторонняя группа в составе представителей Еврокомиссии, РФ и Украины пытается согласовать параметры будущего контракта. Пока безуспешно.

Москва неоднократно отмечала, что не позволит навязать невыгодный для нее контракт. Глава Минэнерго РФ Александр Новак не раз говорил, что транзит через Украину обходится России значительно дороже, чем поставки по другим маршрутам, и на нем установлен тариф «в 2—2,5 раза выше, чем у других».

По его оценкам, украинская газотранспортная система находится в изношенном состоянии и требует значительных инвестиций. В то же время «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» проектируются с использованием самых современных технологий. Износ фондов, утверждал он, настолько серьезный, что приводит к значительным потерям при транспортировке голубого топлива. А. Новак также назвал два условия, выполнение которых предшествует возобновлению транзита российского газа через территорию Украины. В первую очередь, важны тарифы, которые должны быть конкурентоспособными, и условия, которые оправдали бы выбор именно данного маршрута транзита топлива: экономически выгодные России. Второе: урегулирование всех имеющихся споров в международных судах. Предстоит большая дискуссия, говорит Новак.

Вместе с тем есть вероятность того, что в 2020 г. европейцы на своей территории не построят продолжение «Северного потока — 2» в полном объеме. Не исключено также, что не успеют закончить продолжение на европейской части второй нитки «Турецкого потока». В этой связи Германия будет убеждать Россию сохранить некоторый объем транзита через Украину, указывает Константин Симонов. «Германия подтвердит поддержку "Северного потока — 2" в обмен на обещание России какую-то часть транзита сохранить. Я думаю, что 15 млрд кубов – это максимальный потолок, выше которого Россия подниматься не готова. Да и то в ближайшие годы, пока "Турецкий поток" и "Северный поток–2" не заработают на полную мощность, а так, объективно говоря, рассчитывать Украина может на 7-8 млрд кубов транзита максимум». В целом, по его мнению, ситуация складывается вполне рыночная: строятся обходные газопроводы, чтобы качать газ дешевле и надежнее. «Но какой-то политес соблюсти, видимо, придется, поэтому на такой небольшой объем транзита Украина рассчитывать, в принципе, может», — считает Симонов.

Но все будет зависеть от того, сколько газа будут закупать европейцы. Норвежские и голландские месторождения газа истощаются. Европе необходимо увеличивать импорт, и реальной альтернативы русскому газу нет. Американский СПГ мало того, что дорог, так еще у США нет ни нужного его объема, ни кораблей-газовозов в достаточном для бесперебойных поставок количестве. А потребление газа в ЕС растет, и «Газпром» заинтересован в том, чтобы удовлетворить его, но пока без украинской ГТС это сделать невозможно.

Таким образом, в сохранении транзита российского газа через ГТС Украины заинтересованы и «Газпром», и европейские компании, и та часть нынешней политической элиты Украины, которая хотя бы отчасти беспокоится о перспективах своего государства.

Но самый большой интересант — группа европейских газовых компаний, которая должна обеспечивать энергоснабжение и энергобезопасность своих стран.

Если нынешний геополитический расклад не изменится разительно, то, безусловно, Германия станет новым главным газовым хабом Европы и тем самым полностью возьмет на себя в этом отношении роль Украины. Россия же в Берлине получит надежного партнера, а заодно и заинтересованное лицо, чтобы и дальше увеличивать свою долю на европейском газовом рынке. Вследствие чего США теряют возможность контролировать европейские газовые потоки, и значит, гораздо меньше могут влиять на политико-экономическую ситуацию на континенте. А это уже совершенно иной геополитический конструкт. И в этом случае стоит ожидать расширения экономических связей между Россией и Европой, что, в конце концов, может окончиться формированием стратегической оси Москва — Берлин, контуры которой уже явно прослеживаются как минимум в газовом сегменте. И сегодня для США это — один из самых страшных снов наряду со снами об усиливающемся влиянии в мире Китая.

Именно по этой причине США пытаются решить, в первую очередь, не задачу организации поставок своего СПГ в Европу, а наоборот — создания проблем в обеспечении Европы газом вне зависимости от того, кто и как его поставляет. И если американцы доберутся-таки до управления ГТСУ, то транзит российского газа через Украину может быть действительно прекращен. Удастся навязать Еврокомиссии прекращение строительства СП — 2, США не будут возмещать Европе необходимые объемы американским СПГ. Как видим, Украине в этой игре энергетических титанов отведена роль разменной монеты. Без России большего она не стоит.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Ирху
06.04.2019 7:25
Украинский транзит больше всех мешает Турции.
Бодя
05.04.2019 22:57
"...Меркель всегда подчеркивала приверженность Германии сохранению транзита газа через Украину,..." Молодца! А долги "за себя и за того парня" у неё нет приверженности возвращать?
Александр
05.04.2019 22:54
Что тут непонятного? Германия просто балансирует на двух стульях одновременно. Уменьшится транзит газа через Украину, значит увеличится требуемая ей от ЕС помощь. Сможет ЕС избавиться от необходимости финансировать Украину, значит и необходимость в транзите через Украину для Германии уменьшится. Но здесь вопрос уже политики. По-прежнему ли у ЕС есть виды на Украину или они готовы от нее отступиться? На самом деле, в этом вопросе позиция ЕС и Германии начинает медленный дрейф. Потому, что европейцам становится все очевидней, что Украина и Прибалтика во взаимоотноошениях Европы с Россией стали минами замедленного действия. Более того, если до этого европейцы думали, что кнопочка у них, то сейчас они начинают осозновать, что пальчик на кнопке американский. Ну и так далее. Вопросов на самом деле очень много. Новое здесь то, что позиция Германии по сравнению с 2014 -м годом "подсветилась" и начала претерпевать изменения.
А только ли Германия ?
05.04.2019 18:09
Украинский транзит больше всех мешает Турции. Среди украинцев больше трети потомки турецкоподданных.
злой
05.04.2019 17:15
Нашлись смелые и подсчитали,сколько прокачено газа и нефти в Германию и сколько получено выручки.Итог- прокачали на 3 миллиарда больше,чем получено денег от поставленного продукта,тогда где остальные.....Инфа на официальном уровне из " Аргументы недели"! Поэтому они будут биться насмерть за наши углеводороды,тем более по сжиженному газу наши уже опередили янки почти в два раза.

Эксклюзив
14.07.2019
Валерий Бурт
75 лет назад по Москве провели гигантскую колонну немецких завоевателей.
Фоторепортаж
15.07.2019
Алексей Тимофеев, Валерий Виноградов
В Вологде открыт памятник летчику-асу Великой Отечественной Александру Клубову.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».