Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 ноября 2019
Страсти по Севастополю

Страсти по Севастополю

Черноморский флот: славное прошлое и непонятное будущее
Сергей Птичкин
27.04.2010
Страсти по Севастополю

Соглашение о том, что основной базой Черноморского флота России до середины ХХI века останется Севастополь, ратифицировано. Цена вопроса для России – несколько миллиардов долларов в год. В Москве царит настоящая победная эйфория. Причем, она не носит антиукраинской направленности.

И политики, и «простые граждане» искренне радуются тому, что, наконец-то, восторжествовал здравый смысл, и русских моряков в исторически русском Севастополе хоть на какое-то время оставят в покое и перестанут третировать, как изгоев. Впрочем, кое-кто задается вопросом: а не слишком ли большую - в денежном выражении - цену готова платить Москва за Севастополь?

Действительно, нужен ли современной России военно-морской флот в Черном море? В советские времена, когда этот флот был очень мощным, сами военные моряки расшифровывали аббревиатуру ЧФ так: «Чи флот, чи не флот?». И дело было не только в том, что служба на южном побережье Крыма была гораздо более комфортной, чем на южном берегу Баренцева моря. Окружающая курортная атмосфера не могла не расхолаживать даже самых стойких морских волков, закаленных северными ветрами. Шутливое отношение к самому существованию ЧФ заключалось еще и в том, что в ХХ веке стратегическое значение ЧФ свелось к минимуму, а для защиты береговой линии вовсе не требовались грозные ракетные и авианесущие крейсера – военные моряки это прекрасно понимали.

Военные русские корабли появились в Крыму в самом конце ХVIII века и сразу показали, что значит для империи наличие ВМС в этой замкнутой акватории. Русские эскадры успешно громили турецкий флот, даже французам давали прикурить во время боевых действий в Средиземном море. Именно на Черноморском флоте зародилась наша морская пехота. Если бы Россия имела свободный выход в Средиземное море, возможно, вся мировая история пошла бы иным путем. Увы, решающей битвы за Босфор и Дарданеллы так и не состоялось.

То, что мощный Черноморский флот становился серьезным аргументом в политике Российской империи, прекрасно понимали и в Лондоне, и в Париже. Поэтому-то, вступив в союз с турками, англичане и французы поплыли за тридевять земель и морей воевать с русскими. Что они потеряли и что искали в Крыму? Может быть, некий и очень для них важный геополитический ключ? Крымская война показала героизм защитников Севастополя, но в целом стала для России одной из самых позорных. Империя проиграла. Парижский мирный договор 1856-го вообще запретил ей иметь свой военно-морской флот на Черном море. Позже запрет сняли, но стало ясно, что в критической ситуации дальше Босфора русские боевые корабли не пустят. Тем не менее, в начале ХХ века ЧФ получил на вооружение самые современные линкоры, крейсера и эсминцы. Зачем?

При всем героизме личного состава и наличии очень мощных для своего времени кораблей, ЧФ какой-то великой роли в войнах ХХ века не сыграл. А денег, между прочим, на его строительство и содержание из государственной казны царской империи и Советского Союза было потрачено немеряно. Без всякого ущемления обороноспособности государства их можно было израсходовать куда рациональнее.

В более чем двухсотлетней истории ЧФ он лишь около двадцати лет играл действительно заметную роль в мировой политике. Это было с конца шестидесятых до середины восьмидесятых ХХ века. Во время, обозначаемое как «застой», Черноморский флот был переоснащен самыми современными кораблями. И эти корабли стали регулярно выходить в Средиземное море, в Атлантику, появлялись у берегов Африки, Латинской Америки, даже в Юго-Восточной Азии.

Как утверждали флотоводцы того времени, силы ЧФ, в случае серьезного конфликта, были в состоянии нанести серьезный урон всем кораблям НАТО, базировавшимся в Средиземном море и полностью уничтожить ВМС Турции за несколько дней.

Силу признавали, к советским боевым кораблям, где бы они ни встречались, даже наши тогдашние классовые враги относились с уважением.

Все это в безвозвратном прошлом. Нет царской империи, нет СССР. Есть новая Российская Федерация с весьма расплывчатыми целями в геополитике и геостратегии, к тому же - с далеко не самой сильной в мире экономикой. И в такой ситуации надо взвешенно и, главное, четко определить: какой и для каких целей ЧФ нужен России сегодня, завтра и в ближайшие десятилетия. Иначе любые, политически прорывные соглашения, теряют для нашей страны всякий смысл. Ведь нынешний Черноморский флот, который базируется в Севастополе и из-за которого поломано столько копий, представляет совершенно безрадостное зрелище. Все корабли ЧФ разрабатывались как проекты в семидесятые годы ХХ века, строились, в лучшем случае, в восьмидесятые, серьезно не модернизировались.

В его составе всего один ракетный крейсер. Он гвардейский, флагманский и носит имя «Москва». Но по всем своим характеристикам это флагман очень и очень прошлого века боевого кораблестроения. В составе флота всего одна дизельная подлодка, которая находится в строю благодаря финансовой поддержке частного бизнеса, да и то из ремонта она не вылезает. Фактически, у ЧФ подводного флота нет. А когда-то он был очень разнообразным и самым мощным на всем Черном море. Первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев в одном из интервью сказал, что ЧФ должен иметь в своем составе 8-10 подводных лодок. Современных неатомных субмарин у нас нет. Работы по приему в состав ВМФ дизельной лодки «Санкт-Петербург» ведутся много лет и, похоже, окончательно зашли в тупик. Ставится даже вопрос о закупке лодок в Германии или Италии. То есть, в ближайшее десятилетие ни восьми, ни десяти современных подводных лодок на ЧФ не будет. А несколько маленьких корветов для целого флота, которые, как сказал Олег Бурцев, на подходе – это курам на смех.

Есть несколько больших и малых противолодочных кораблей. Несколько ракетных катеров и большое количество различных вспомогательных судов. Семь больших десантных кораблей можно в расчет не принимать: на них элементарно не наберется самого десанта. Да и куда они приплывут без соответствующего прикрытия, которого также нет?

Грустно об этом говорить, но славный когда-то ЧФ сегодня в несколько раз уступает ВМС Турции по количеству кораблей, подводных лодок, морской авиации и общей боевой мощи.

В случае вооруженного конфликта и прямого столкновения военно-морские силы Турции разнесут в пух и прах Черноморский флот России в первом же сражении. Это не пустые страхи, а результаты аналитических исследований, которые проводились в штабе ЧФ еще в начале 1990-х годов, когда произошло разделение единого советского флота на украинский и российский. Ситуация с вооружением и военной техникой с тех пор стала только хуже.

В составе ЧФ есть две действительно грозных и новых боевых единицы: ракетные корабли на воздушной подушке (РКВП) «Бора» и «Самум». Аналогов им нет ни в одном флоте мира. Эти корабли имеют скорость свыше восьмидесяти километров в час, что делает их неуязвимыми. Ни одна противокорабельная ракета не в состоянии навестись на столь скоростную и, к тому же, маневрирующую цель. «Бора» и «Самум» вооружены очень мощными противокорабельными ракетами «Москит», способными одним залпом уничтожить несколько боевых кораблей, к примеру, той же Турции. Группа РКВП способна прорваться даже к атомному авианосцу и отправить его на дно. В принципе, если бы на ЧФ имелось полноценное соединение РКВП, численностью в несколько десятков кораблей, то вряд ли кто бы рискнул атаковать с моря черноморское побережье России и Украины. Но таких кораблей всего два, и больше не будет. Они признаны слишком дорогими, поэтому строительство их прекращено. К новым можно отнести и два малых ракетных корабля «Мираж» и «Штиль». Но погоды эти малые кораблики не делают.

Объективно боевая мощь ЧФ более чем призрачна. И миллиарды долларов, которые Россия фактически дарит Украине за то, чтобы в Севастополе оставался некий фантом Черноморского флота, можно расценивать как дар небес экономике страны, находящейся на грани банкротства. Так что упрекать В. Януковича в предательстве национальных интересов могут люди, не просто недалекие, а те, у кого вообще отсутствуют мыслительные функции внутри черепа.

В выступлениях наших крупных военно-морских чиновников нередко звучат просто глобальные амбиции. Их - как бы… - подтверждают выходы боевых кораблей России в районы, где свирепствуют сомалийские пираты. И, тем не менее - что видно даже неспециалистам - наш военно-морской флот вообще и ЧФ, в частности, превращается в каботажный. Корабли, большие и малые, ходят чаще в прибрежной зоне, способны, да и то очень слабо, защищать лишь собственную акваторию, в том числе - в пределах двухсотмильной экономической зоны.

Может быть, Главному штабу ВМФ наступить на горло собственной великодержавной гордости и признать, что основой флота на ближайшие десятилетия должны стать не гигантские десантные корабли, тем более не авианосцы и не атомные подводные ракетоносцы, а малые скоростные ракетно-артиллерийские корабли и очень мощные части береговой обороны? Исходя из этого, строить закупочную политику, и не метаться от французского «Мистраля» к итальянским подлодкам. Может быть, имеет смысл заморозить строительство атомных подводных гигантов типа «Юрия Долгорукого»? Вооружения для них все равно нет. Да и какие стратегические задачи им можно ставить? Не логичнее ли будет, вместо всех этих дорогостоящих проектов, запустить программу ускоренного строительства эсминцев, корветов и легких крейсеров новых поколений? А также возобновить строительство ракетных кораблей на воздушной подушке и боевых катеров на подводных крыльях, может быть, и экранопланов. Параллельно усиливая на качественно новом уровне береговую оборону по периметру всей морской границы Российской Федерации.

И тогда Черноморский флот, сбросив чары былого величия, мог бы стать, пусть и малотоннажным, но многочисленным, современным, скоростным, живучим и очень мощным по вооружению флотом.

Способным решать задачи не в далеком, кишащем пиратами Аденском заливе, а в зоне действительно жизненных интересов России в родном нам Черном море.

Теперь, когда соглашение о продлении срока аренды военно-морской базы «Севастополь» ратифицировано, то не перед Киевом, а именно перед Москвой со всей остротой встанет вопрос: что делать дальше? Оставлять ЧФ в нынешнем техническом состоянии – значит заведомо выбрасывать на ветер те самые миллиарды. Перевооружать флот – чем, как, когда и на какие средства? Ясно одно. Если сам флот останется в его нынешнем состоянии, Россия ничего не выиграет, а только проиграет.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

владивосток - пацифисту
27.05.2010 20:14
Наши предки не были дураками. Черноморский флот России нужен.
пацифист
08.05.2010 19:47
Опять о простом смертном: русском или украинце - ни слова! Флот, армия, война, борьба, политика, история, прошлое, будущее... Получается, что, страсти по Севастополю "эйфорически" закончились... а вот по Черноморскому Флоту России - только впереди! Действительно: а стоила ли игра свеч? И на сколько ещё "потянет" цена амбиций, чтобы "догнать", хотя бы... турков? Геополитический маразм - не более!
Юрий
01.05.2010 9:59
Постройка Южного и Северного потока была ошибкой. Деньги выброшены. Трубопроводы Украины и Белоруссии не использовались по политическим амбициям. Политика поменялась, поменялись амбиции. Ну а дорогие росияне?, как всегда в ...
алекс-1
30.04.2010 21:59
чф будем пугать мишико
Николай
29.04.2010 22:16
Никаких 40 млр.дол.РФ фактически Украине не дарит,это виртуальная цифра.Просто обе стороны нашли удобную формулировку для продления договора и приведения цен на газ к реальным.Сегодня в Евросоюзе цена газа из России около 300 долларов-тз интервью представителя Газпрома.Нынешние 230 дол.-это сегодняшняя реальная цена.Поэтому выиграли обе стороны и заодно решили пропагандисткие задачи.Теперь впереди есть время,чтобы просчитать что делать с ЧФ.Присутствие в Севастополе это тоже фактор,который деньгами трудно оценить.
Trueshade
28.04.2010 16:22
Да не во флоте дело, а в присутствии. Нельзя было оттуда уходить.
Alex
28.04.2010 15:44
Лишние обременения не нужны. Ненужное имущество и расходы по его содержанию -- это тот случай, когда "запас карман трёт". Океанские группировки РФ в ее нынешнем виде не нужны. Чего на защищать в Африке, Южной Азии, Южном полушарии, и других дальних краях? Ведь сейчас там точно нет стратегичких интересов и не присутствия. Защищать Абрамовичей, Вексельбергов и прочих Дерибасок? -- Думаю, что без этого вполне можно обойтись. Флот нужен для защиты наших берегов. Для этого не нужны авианосцы, тяжелые крейсера и т.п. океанские корабли. Для обеспечения стратегической безопасности нужны подводные атомные ракетоносцы. Но получается все наоборот. Ракетоносцы типа Акула резали, как резали и эффективные межконтинентальные ракетные системы (например, типа "Скальпель", "Сатана"). Ну вот как вы назовете такой факт: сначала отдают Крым и Севастополь не за хрен собачий, а после начинают платить за свое имущество в Севастополе, за проход кораблей в Азовское море. Это вредительство или полный кретинизм? Что до Черного моря, то оно вполне контролируется ракетами "Земля-море". Грандиознейшие же расходы в 40 миллиардов долларов за 10 лет, которые тоже пойдут во вред отечественной промышленности и науке -- это решение сродни передаче Крыма и Севастополя Украине. Вопрос надо было бы обозначить иначе: пересмотр беловежского сговора, возвращение Крыма в состав России. Да, сначала будет визг, потом обсуждение, а затем решение. Но кто-то должен сделать первый шаг.
Константин
28.04.2010 1:35
Говорить, что Россия подарила Украине несколько миллиардов долларов -это голая политическая пропаганда, к экономической науке не имеющая никакого отношения. Газ, который идет по дешевке Украине надо продать для начала в другое место -а с этим у Газпрома трудности, особенно в последнее время.  
Михаил
27.04.2010 18:02
У России есть два союзника ... Если не делать ничего, то прощлое России никогда не будет ее будущим.
Сергей
27.04.2010 16:02
Зрелые мысли. Учитывая, что почти в таком же призрачном состоянии у нас находятся и пограничные корабли, призванные охранять наши активно разворовываемые всеми кому не лень биологические ресурсы, нужно давно уже заняться модернизацией флота и строительством небольших, скоростных, океанского класса судов, оснащенных и вооруженных в соответствии с возлагаемыми на них задачами береговой обороны или береговой охраны.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».