Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
ШОС: первые шаги к военно-политическому блоку

ШОС: первые шаги к военно-политическому блоку

Никита Петров
06.07.2005

Возможное расширение Шанхайской организации сотрудничества способно "отодвинуть" СНГ, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП) на задворки региональной и мировой политики. Сама же ШОС, приоритетными направлениями деятельности которой при сохраняющемся торгово-экономическом сотрудничестве становится борьба с терроризмом, наркотрафиком и транснациональной преступностью, может стать крупнейшим по ресурсам военно-политическим блоком в мире. На это нужна политическая воля. И, похоже, что первые шаги в этом направлении уже делаются.

В Шанхайскую организацию сотрудничества, созданную в июне 2001 года, входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя до недавнего времени имела только Монголия. Сегодня статус наблюдателя при ШОС получили также Индия, Пакистан и Иран. О фактическом расширении организации говорить пока рано. Прежде всего это связано с тем, что для таких шагов окончательно не оформлена нормативно-правовая база ШОС, не закончен процесс консолидации нынешних ее членов. Но дело, в общем, за малым.

Постоянно действующие органы ШОС - Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в Ташкенте. Обеспечено вступление в силу хартии ШОС и соглашения о РАТС, утвержден бюджет организации, установлены контакты с иными международными объединениями. Работают четыре группы экспертов по инвестициям, таможенным процедурам, торговле и конкретным проектам сотрудничества. Напомним, что изначально ШОС выдвигала в качестве приоритета свой деятельности именно экономику. Но сегодня все больше внимание акцентируется на создании на основе ШОС полноценной системы безопасности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе.

Например, на саммите в Астане государства-члены ШОС приняли Концепцию сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Соответствующее соглашение планируется подписать и в плане борьбы с наркоугрозой. Актуальность теме антитеррора в ШОС придали недавние события в Киргизии ("революция") и Узбекистане - андижанские волнения все стран-члены ШОС расценили, как попытку государственного переворота и терроризм.

ШОС играет важнейшую роль в деле обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. Запущен и совершенствуется механизм взаимодействия военных ведомств в рамках этой организации. Проводятся встречи министров обороны стран - участниц, переговоры на уровне делегаций генеральных штабов, двусторонние и многосторонние учения антитеррористической направленности. В сентябре планируется проведение первых российско-китайских совместных учений. Это говорит о том, что в практическую плоскость переходит взаимодействие на региональном уровне по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, организованной преступностью и наркобизнесом. Вместе с тем главной организацией, отвечающей за безопасность на постсоветском пространстве, до нынешнего саммита была Организация Договора о коллективной безопасности. В нее входят те же страны, за исключением Китая и Узбекистана, которые являются членами ШОС, плюс западный "форпост" - Белоруссия, плюс Армения.

Антитеррористическая направленность ОДКБ была отражена еще в принятом в мае 2000 года меморандуме об адаптации договора к новым геополитическим условиям. Таким образом, задолго до начала антитеррористической операции в Афганистане государства-члены ОДКБ видели опасность исходящего из этой страны международного терроризма.

В 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе. Они имеют двойную функцию. Во-первых, противодействие возможной агрессии против государств ОДКБ. И, во-вторых, пресечение деятельности террористических формирований. Сегодня КСБР проводят регулярные и достаточно крупномасштабные учения. В ходе них отрабатывается, например, противодействие проникновению международных террористов с территории Афганистана или предотвращение массовых беспорядков, приводящих к "цветным революциям". Действует соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, которое предусматривает свободное перемещение частей и подразделений с территории одного государства ОДКБ на территорию другого. Пограничные и таможенные формальности не являются помехой. В случае необходимости все вопросы будут решаться оперативно, несмотря на то, что переброска через границу личного состава, вооружения и техники сопряжена с немалыми сложностями.

Еще одной основой ОДКБ остается подготовка военных кадров для государств-членов. Россия готовит военнослужащих в своих военных вузах для членов ОДКБ безвозмездно или по льготным ценам. В целом же эта программа в известной мере - противовес американской программе "Обучение иностранного военного персонала".

ШОС при необходимости может "влить" в себя ОДКБ, вобрав все лучшее, что сегодня у нее наработано. Те же самые КСБР, заметим, с новыми, дополнительными пунктами базирования, например, китайских военнослужащих в той же Киргизии, обучение в российских военных вузах (из всех стран-участников и наблюдателей ШОС это может стать новинкой лишь для Пакистана), полномасштабное военно-техническое сотрудничество (опять же сенсация - Пакистан, находящийся в состоянии войны с Индией, официальная возможность более плотного ВТС с Ираном). Так что военно-политические перспективы у ШОС считаются очень даже неплохими. Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы военного сотрудничества. Важное значение имеет также разработка механизмов кризисного реагирования на масштабные проявления международного терроризма.

Единственная в данном случае "проблема" - Белоруссия. В Вашингтоне и европейских столицах все громче предрекают ей скорую "цветную революцию", что совсем не в интересах России. Ведь в таком случае все западные границы нашей страны станут "новодемократическими" со всеми последствиями, например, в виде переговоров о вступлении в НАТО и создании военных баз США и альянса. Вариантом "не отдавать" Белоруссию на произвол США и НАТО может стать активизация российско-белорусского Союзного государства, документами которого, кстати, предусмотрена и единая российско-белорусская военная группировка.

Расширение ШОС за счет все более набирающей в мире вес Индии и центральная роль в этой структуре Китая, которого Пентагон и разведка США вообще считают главным противником США на планете в следующее десятилетие, делает Шанхайскую организацию сотрудничества крайне опасной для Вашингтона. Это - с одной стороны. Ведь объединение даже не столько военного (хотя и это немаловажно), сколько политического и экономического потенциала России, Китая и Индии, напомним, постоянно выступающих за многополярный мир, способно "подпортить" позиции США не только в регионе, но и в мире. С другой стороны, возможное участие в ШОС Ирана, с которым у США до сих пор не восстановлены дипломатические отношения и который занимает ведущее место в "оси зла" Вашингтона, придает этой организации совсем уже антиамериканский характер. И этим, несомненно, воспользуется, например, Пентагон и американский военно-промышленный комплекс, чье лобби получает возможность говорить о "новых угрозах", для защиты от которых нужно новое оружие, которое и создает американский ВПК.

Расширение ШОС может вдохнуть новую жизнь и в умирающую от собственной ненужности НАТО. Североатлантический альянс способен получить в лице стран-членов ШОС того самого, осязаемого и вполне конкретного противника, для борьбы с которым ему и требуются ядерное оружие, миллионы солдат и офицеров, сотни тысяч ракет и артиллерийских установок, десятки тысяч танков и бронемашин, тысячи самолетов и сотни кораблей. Борьба с ШОС - это явно не борьба с международным терроризмом, где враг повсюду и никто не знает, где и как будет нанесен следующий удар. С ШОС все ясно - вот территория России, страны-члена ШОС, вот - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай, Индия, вот их стратегические объекты и пункты управления государством и вооруженными силами. Все это НАТО уже проходила, и до сих пор все это умеет.

А первым сигналом Вашингтону можно считать несколько смягченную позже "источником" в российской делегации ("это не ультиматум") декларацию лидеров стран-членов ШОС с призывом к США и НАТО определить конечные сроки временного использования военной инфраструктуры и пребывания американских и натовских военных контингентов на территории некоторых стран-членов организации.



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.