Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 сентября 2020
ШОС: первые шаги к военно-политическому блоку

ШОС: первые шаги к военно-политическому блоку

Никита Петров
06.07.2005

Возможное расширение Шанхайской организации сотрудничества способно "отодвинуть" СНГ, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП) на задворки региональной и мировой политики. Сама же ШОС, приоритетными направлениями деятельности которой при сохраняющемся торгово-экономическом сотрудничестве становится борьба с терроризмом, наркотрафиком и транснациональной преступностью, может стать крупнейшим по ресурсам военно-политическим блоком в мире. На это нужна политическая воля. И, похоже, что первые шаги в этом направлении уже делаются.

В Шанхайскую организацию сотрудничества, созданную в июне 2001 года, входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя до недавнего времени имела только Монголия. Сегодня статус наблюдателя при ШОС получили также Индия, Пакистан и Иран. О фактическом расширении организации говорить пока рано. Прежде всего это связано с тем, что для таких шагов окончательно не оформлена нормативно-правовая база ШОС, не закончен процесс консолидации нынешних ее членов. Но дело, в общем, за малым.

Постоянно действующие органы ШОС - Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в Ташкенте. Обеспечено вступление в силу хартии ШОС и соглашения о РАТС, утвержден бюджет организации, установлены контакты с иными международными объединениями. Работают четыре группы экспертов по инвестициям, таможенным процедурам, торговле и конкретным проектам сотрудничества. Напомним, что изначально ШОС выдвигала в качестве приоритета свой деятельности именно экономику. Но сегодня все больше внимание акцентируется на создании на основе ШОС полноценной системы безопасности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе.

Например, на саммите в Астане государства-члены ШОС приняли Концепцию сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Соответствующее соглашение планируется подписать и в плане борьбы с наркоугрозой. Актуальность теме антитеррора в ШОС придали недавние события в Киргизии ("революция") и Узбекистане - андижанские волнения все стран-члены ШОС расценили, как попытку государственного переворота и терроризм.

ШОС играет важнейшую роль в деле обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. Запущен и совершенствуется механизм взаимодействия военных ведомств в рамках этой организации. Проводятся встречи министров обороны стран - участниц, переговоры на уровне делегаций генеральных штабов, двусторонние и многосторонние учения антитеррористической направленности. В сентябре планируется проведение первых российско-китайских совместных учений. Это говорит о том, что в практическую плоскость переходит взаимодействие на региональном уровне по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, организованной преступностью и наркобизнесом. Вместе с тем главной организацией, отвечающей за безопасность на постсоветском пространстве, до нынешнего саммита была Организация Договора о коллективной безопасности. В нее входят те же страны, за исключением Китая и Узбекистана, которые являются членами ШОС, плюс западный "форпост" - Белоруссия, плюс Армения.

Антитеррористическая направленность ОДКБ была отражена еще в принятом в мае 2000 года меморандуме об адаптации договора к новым геополитическим условиям. Таким образом, задолго до начала антитеррористической операции в Афганистане государства-члены ОДКБ видели опасность исходящего из этой страны международного терроризма.

В 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе. Они имеют двойную функцию. Во-первых, противодействие возможной агрессии против государств ОДКБ. И, во-вторых, пресечение деятельности террористических формирований. Сегодня КСБР проводят регулярные и достаточно крупномасштабные учения. В ходе них отрабатывается, например, противодействие проникновению международных террористов с территории Афганистана или предотвращение массовых беспорядков, приводящих к "цветным революциям". Действует соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, которое предусматривает свободное перемещение частей и подразделений с территории одного государства ОДКБ на территорию другого. Пограничные и таможенные формальности не являются помехой. В случае необходимости все вопросы будут решаться оперативно, несмотря на то, что переброска через границу личного состава, вооружения и техники сопряжена с немалыми сложностями.

Еще одной основой ОДКБ остается подготовка военных кадров для государств-членов. Россия готовит военнослужащих в своих военных вузах для членов ОДКБ безвозмездно или по льготным ценам. В целом же эта программа в известной мере - противовес американской программе "Обучение иностранного военного персонала".

ШОС при необходимости может "влить" в себя ОДКБ, вобрав все лучшее, что сегодня у нее наработано. Те же самые КСБР, заметим, с новыми, дополнительными пунктами базирования, например, китайских военнослужащих в той же Киргизии, обучение в российских военных вузах (из всех стран-участников и наблюдателей ШОС это может стать новинкой лишь для Пакистана), полномасштабное военно-техническое сотрудничество (опять же сенсация - Пакистан, находящийся в состоянии войны с Индией, официальная возможность более плотного ВТС с Ираном). Так что военно-политические перспективы у ШОС считаются очень даже неплохими. Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы военного сотрудничества. Важное значение имеет также разработка механизмов кризисного реагирования на масштабные проявления международного терроризма.

Единственная в данном случае "проблема" - Белоруссия. В Вашингтоне и европейских столицах все громче предрекают ей скорую "цветную революцию", что совсем не в интересах России. Ведь в таком случае все западные границы нашей страны станут "новодемократическими" со всеми последствиями, например, в виде переговоров о вступлении в НАТО и создании военных баз США и альянса. Вариантом "не отдавать" Белоруссию на произвол США и НАТО может стать активизация российско-белорусского Союзного государства, документами которого, кстати, предусмотрена и единая российско-белорусская военная группировка.

Расширение ШОС за счет все более набирающей в мире вес Индии и центральная роль в этой структуре Китая, которого Пентагон и разведка США вообще считают главным противником США на планете в следующее десятилетие, делает Шанхайскую организацию сотрудничества крайне опасной для Вашингтона. Это - с одной стороны. Ведь объединение даже не столько военного (хотя и это немаловажно), сколько политического и экономического потенциала России, Китая и Индии, напомним, постоянно выступающих за многополярный мир, способно "подпортить" позиции США не только в регионе, но и в мире. С другой стороны, возможное участие в ШОС Ирана, с которым у США до сих пор не восстановлены дипломатические отношения и который занимает ведущее место в "оси зла" Вашингтона, придает этой организации совсем уже антиамериканский характер. И этим, несомненно, воспользуется, например, Пентагон и американский военно-промышленный комплекс, чье лобби получает возможность говорить о "новых угрозах", для защиты от которых нужно новое оружие, которое и создает американский ВПК.

Расширение ШОС может вдохнуть новую жизнь и в умирающую от собственной ненужности НАТО. Североатлантический альянс способен получить в лице стран-членов ШОС того самого, осязаемого и вполне конкретного противника, для борьбы с которым ему и требуются ядерное оружие, миллионы солдат и офицеров, сотни тысяч ракет и артиллерийских установок, десятки тысяч танков и бронемашин, тысячи самолетов и сотни кораблей. Борьба с ШОС - это явно не борьба с международным терроризмом, где враг повсюду и никто не знает, где и как будет нанесен следующий удар. С ШОС все ясно - вот территория России, страны-члена ШОС, вот - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай, Индия, вот их стратегические объекты и пункты управления государством и вооруженными силами. Все это НАТО уже проходила, и до сих пор все это умеет.

А первым сигналом Вашингтону можно считать несколько смягченную позже "источником" в российской делегации ("это не ультиматум") декларацию лидеров стран-членов ШОС с призывом к США и НАТО определить конечные сроки временного использования военной инфраструктуры и пребывания американских и натовских военных контингентов на территории некоторых стран-членов организации.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
15.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Российской Академии художеств проходит выставка живописца Григория Чайникова.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».