Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Самолеты и политика

Самолеты и политика

Международный авиасалон в Берлине ИЛА-2014 показал, как реагирует Старый Свет на давление Вашингтона
Сергей Птичкин
23.05.2014
Самолеты и политика

Ограничивать сотрудничество с Россией в угоду политическим прихотям «дяди Сэма» европейцы не собираются – это стало ясно в первые же дни работы выставки ИЛА-2014 в Берлине. Хотя началась она с явно политической демонстрации.

Бундесвер бесперебойно снабжается в Афганистане только благодаря гигантским самолетам-транспортникам Ан-124-100 «Руслан», их предоставила авиакомпания «Волга-Днепр». Эти машины базируются в Лейпциге, откуда совершают регулярные рейсы в Афганистан и обратно. Организаторы салона попросили, чтобы один из «Русланов», после возвращения из рейса, перелетел в Берлин и на время стал самым большим экспонатом ИЛА-2014. Самолет прилетел, занял свое место и сразу оказался в центре внимания.

Открывала салон канцлер Ангела Меркель, которая прибыла на аэродром Шонефельд в бело-голубом вертолете «Люфтваффе».

А незадолго до ее прилета выяснилось, что трибуна, с которой она должна выступать, установлена на фоне русского крылатого гиганта, и местные чиновники потребовали немедленно убрать Ан-124-100 на самый край аэродрома. И это - несмотря на то, что сейчас «Руслан» работает исключительно в интересах немецкого бундесвера. И именно тот самолет, который резанул глаз верноподданных Вашингтону немецких чинуш, буквально накануне выполнил небезопасный рейс из воюющей страны в Германию.

Самолет убрали, что вызвало язвительные комментарии практически всех немецких журналистов, аккредитованных для освещения работы салона. Они обратили внимание на то, что канцлер произносила торжественную речь на фоне лайнеров А-380 и А-350. Но один был в так называемой «ливрее» Объединенных Арабских Эмиратов, а другой - в раскраске авиакомпании Катара, первого заказчика нового самолета «Эрбаса». Никаких ярко выраженных символов Германии или Евросоюза за спиной у Ангелы Меркель не было.

Во время ритуального обхода выставки вип-персоны зашли в «космический павильон», где размещалась и объединенная экспозиция России. Канцлер осмотрела стенды Европейского космического агентства, а в сторону российских даже не глянула. И в течение всей работы салона к нам не зашел ни один высокий европейский чин, хотя в прежние годы многие считали честью для себя засвидетельствовать почтение авиапрому и космической отрасли России именно в рамках выставки в Берлине. Почему? Об этом чуть позже.

Космическая тематика на ИЛА-2014 была представлена очень широко.

И надо сказать, что европейских специалистов космической индустрии взволновало сообщение о том, что Россия после 2020 года может существенно сократить свое участие в программах Международной космической станции.

Эта новость активно обсуждается в кулуарах салона.

Представитель федерального объединения германской авиационно-космической промышленности Штефан Хесс даже выступил по этому поводу со специальным заявлением. Как он сказал, промышленники страны считают, что политики обязаны найти решение, направленное на продолжение работы МКС. Ш. Хесс подчеркнул, что немецкие компании многие годы сотрудничали с Россией в авиационно-космической области, и «все надеются, что на политическом уровне будет найдена формула продолжения обоюдовыгодного взаимодействия».

Подтверждением сказанному стало то, что в шале предприятия «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева переговоры шли с утра до вечера. Европейские партнеры ведущего космического предприятия России выстраивались в очередь, чтобы обсудить вопросы сотрудничества с его руководителем Николаем Тестоедовым. И все заверяли: промышленные круги Европы сделают все, чтобы никакие санкции не навредили взаимовыгодному партнерству.

Кстати сказать, «ИСС» - предприятие вполне самодостаточное, и способно выпускать сложнейшие космические аппараты без зарубежных комплектующих. Но раз политико-экономическая ситуация последних десятилетий позволила использовать западную элементную базу при производстве космических аппаратов, почему бы этим не воспользоваться? Европейские партнеры ценят российские «Информационные спутниковые системы» не только за то, что там приобретают их изделия, но и за то, что специалисты-решетневцы помогают им самим строить спутники. Наша конструкторская школа считается одной из лучших в мире.

Маленький штрих: президент одной из ведущих европейских корпораций специально прилетел из Парижа в Берлин, чтобы провести лишь час переговоров с Николаем Тестоедовым…

Накануне открытия ИЛА-2014 один из руководителей «Сименса» заявил, что в России эта компания присутствует с XIX века, и сворачивать свою деятельность под чьим-то нажимом не собирается. Такая откровенность понравилась не всем. Но эти слова отражают суть настроений деловых кругов Европы. Заместитель руководителя Германского космического агентства, доктор Томас Вайсенберг уверен, что политика – политикой, а сотрудничество в области высоких космических технологий будет продолжаться. По его словам, в этом процессе заинтересованы все, поскольку он взаимовыгодный. Действительно, настоящее освоение космического пространства возможно только в условиях глобальной кооперации. В XXI веке ни одна страна, какой бы богатой и развитой она ни была, не в состоянии в одиночку решать поистине вселенские задачи.

В работе салона впервые участвовала недавно созданная Объединенная ракетно-космическая корпорация. Ее президент Игорь Комаров на своей первой зарубежной пресс-конференции подчеркнул, что укреплению международных кооперационных связей в космической отрасли Россия уделяет большое внимание и надеется, что ни один из реализуемых сейчас проектов закрыт не будет. Немецких журналистов почему-то очень интересовал вопрос: а сохранятся ли кооперационные связи в космической отрасли между Россией и Украиной, в частности, с ракетостроительным заводом «Южмаш»? И. Комаров пояснил, что со стороны нашей страны никаких действий, направленных на разрыв отношений с «Южмашем», не планируется. Наоборот, сейчас успешно выполняется ряд контрактов, заключенных ранее. И мы уверены, подчеркнул он, что совместные работы будут продолжены, так как они выгодны и России и Украине.

Кстати, об Украине. Ее участие в ИЛА оказалось под большим вопросом.

В минувшие годы украинский авиапром в лице предприятий «Антонова», двигателестроителей из Запорожья и Днепропетровска был представлен очень широко. На этот раз «антоновцы» вообще не участвовали, так как нынешнее политическое руководство страны затеяло смену технического руководства единственного в стране авиастроительного предприятия. Весьма скромными стендами были представлены «Мотор Сич», КБ «Южное» и «Южмаш».

Двигатели, которые разрабатывает и выпускает «Мотор Сич» - основа российских вертолетов. И представители предприятия, присутствовавшие на салоне, твердо заявили, что сотрудничество с Россией не свернут, наоборот, постараются его нарастить.

КБ «Южное» им. М.К. Янгеля в апреле отметило 60 лет со дня основания. В СССР это было одно из ведущих конструкторских бюро в области создания боевых стратегических ракет и космических аппаратов. Именно его специалисты создали самую мощную на сегодняшний день стратегическую ракету «Воевода», известную на Западе как «Сатана». Так вот, представители «Южного» на ИЛА-2014 утверждали, что никаких ограничений по обслуживанию «Воевод», стоящих на боевом дежурстве РВСН России, не будет. Все контракты с нашим министерством обороны выполняются в срок и будут выполняться в срок и дальше.

Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова, или «Южмаш», был создан еще в 1944 году, с 1951 года занимается выпуском ракетно-космической техники. Активно работает по ряду международных проектов, в которых ведущее место занимает Россия. Представители этого предприятия также сказали: они очень надеются на то, что научно-технические и экономические связи с Россией сохранятся.

Теперь - о том, почему еще два года назад не только промышленники, но и высшие политические чиновники Германии не обходили российский павильон стороной.

Потому, что лишь благодаря нашей стране чисто национальная авиационная выставка в Берлине стала крупнейшим международным аэрокосмическим салоном.

В рамках нынешнего «смотра» торжественно отметили сразу две круглых даты – 20 лет сотрудничества салонов ИЛА и МАКС, и 10 лет с момента заключения соглашения, гласящего о том, что Россия – приоритетный партнер берлинского авиасалона. Причем инициатором торжеств стала немецкая сторона.

Далеко не все знают, что первый авиасалон в Германии прошел 105 лет назад. В тридцатые же годы ХХ века выставки авиационной техники проходили с особым размахом. Но после окончания Второй мировой нынешние «верные» союзники Германии, а тогда ее враги, просто запретили немцам заниматься авиастроением. Одна из самых передовых в мире авиашкол была фактически уничтожена, разрыв в поколениях авиастроителей ощущается до сих пор.

Осваивать аэрокосмические технологии в ФРГ начали ближе к концу ХХ века. К тому времени в Европе утвердились две площадки для международного показа авиационных и космических новинок – во французском Ле Бурже и британском Фарнборо. После объединения Восточной и Западной Германий в единую страну немцам очень захотелось иметь свой аэрокосмический салон, чтобы показать всем: страна полностью оправилась от ран Второй мировой и вновь становится мировым лидером в области высоких технологий. Но британцы и французы восторга не выразили, выставочную инициативу немцев не поддержали. Напротив, делали все, чтобы салон в Берлине не стал международным, а сохранился на чисто национальном уровне.

На помощь пришла Россия, нам надо было спасать авиационную и космическую промышленность Российской Федерации от безумства рыночной политики Гайдара-Чубайса. Помочь в этом могла публичная демонстрация отечественных технологических достижений. Прошло первое «Мосаэрошоу» в Жуковском, на аэродроме испытательного центра имени М.М. Громова. Его главными организаторами были те, кто имел прямое отношение к летной и научно-исследовательской работе в области авиации и космонавтики. Этим профессионалам сразу стало понятно: надо проводить не просто развлекательные шоу, а серьезные выставки высоких технологий.

Техническим специалистам и настоящим фанатам авиации России и Германии удалось договориться о том, что наша страна станет активно поддерживать только что организованную и пока еще местечковую экспозицию в Шонефельде. А германская авиапромышленность станет постоянным экспонентом Международного авиакосмического салона в Жуковском и будет привлекать для участия в нем своих европейских партнеров. В 1994 году тогдашний руководитель ИЛА, доктор Ханс-Эбехард Бирке и замдиректора МАКС по выставочной деятельности Николай Занегин подписали соответствующее соглашение, ставшее судьбоносным.

МАКС и ИЛА к концу ХХ века вошли в число крупнейших мировых салонов, составив достойную конкуренцию Ле Бурже и Фарнборо. В 2004 году, на пике дружбы Москвы и Берлина, было подписано дополнительное соглашение «Россия – приоритетный партнер ИЛА». С тех пор наше участие в берлинском салоне становилось только масштабнее, а сам он - солиднее и интереснее. Так что немецким политикам было, за что благодарить нашу страну.

В этом году Германия оказалась в сложном положении. Развивать партнерские отношения с нашей страной выгодно, но Вашингтон требует их свернуть. Может быть, поэтому участие России в ИЛА-2014 стало самым скромным за минувшие 20 лет.

Странным образом совпало, что и вся экспозиция нынешнего салона не потрясала какими-то прорывными открытиями и просто новинками. Она была на редкость обыденной.

Страной-партнером ИЛА-2014 на этот раз выбрали Турцию. Турки привезли образцы практически всех машин, стоящих на вооружении ВВС этой страны. В основном это американские самолеты и вертолеты. Впечатлил старый «Фантом» с какой-то зловещей раскраской. Выставили они и спроектированный собственными силами вертолет «Атак». Специалистов в нем удивила система подачи боеприпасов к скорострельному пулемету в носовой части. Боекомплект вертолета находится в его задней части, за кабиной пилотов, а пулеметная лента движется по желобу сложной конструкции с внешней стороны борта. Эксперты сошлись во мнении, что такое боепитание – самое неудачное из того, что можно было придумать.

Еще турки показали беспилотный летательный аппарат с игривым для русского уха названием «Анка». Вообще, беспилотников было очень много, под них отвели целый павильон. Одна лишь Россия не показала даже макета БПЛА, такое впечатление, что у нас их нет даже в проектах. Не привезли мы и пилотируемых летательных аппаратов. Но все первые дни летная программа ИЛА-2014 начиналась пилотажем МиГ-29 ВВС Польши. На килях польских МиГов нарисованы портреты героев Сопротивления, погибших в борьбе с немцами в годы Второй мировой. Начертано имя героя и годы его жизни - такая зримая память очень трогает. Чешские ВВС выставили ряд вертолетов Ми-8 и Ми-24. Борт одного из Ми-24 украшал яркий рисунок уссурийского тигра, что впечатляло.

Общий интерес вызывал ежедневный полет реактивного истребителя Ме-262. Трудно поверить, но немецкий реактивный истребитель впервые поднялся в небо в 1942 году.

Его скорость достигала почти 900 км/час. Можно лишь представить, какое впечатление он производил на летчиков, сидевших в кабинах поршневых истребителей. И как бы изменилась ситуация в небе Второй мировой, если бы Германии удалось наладить массовый выпуск таких истребителей хотя бы в 1944 году. К счастью, «не сложилось».

Демонстрировавшийся Ме-262 – это так называемая «реплика», точный новодел старого самолета. Но важен факт бережного отношения Германии к истории своей техники. Историю вообще забывать не стоит. Только на нашей памяти она преподала столько уроков, что не усваивает их лишь тот, у кого, наверное, напрочь отсутствуют мозги.

История зарождения и существования международного салона в Германии под названием «ИЛА» тоже должна кое-чему научить. В противном случае показы на аэродроме Шонефельд вновь превратятся в местечковое аэрошоу…

Смотрите фоторепортаж «"Мессер" снова в небе».

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.