Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Русская Флоренция

Русская Флоренция

Во Дворце Питти открылась постоянная экспозиция русских икон
Ирина Баранчеева, Рим
13.01.2022
Русская Флоренция

Русское присутствие во Флоренции всегда было значительным. В прошлом году, ознаменовавшемся 200-летним юбилеем Ф.М. Достоевского, в городе появился памятник великому писателю – здесь он работал над последними главами своего романа «Идиот». Наступивший год принес новый сюрприз – в Палаццо Питти открылись три зала, прилегающие к Палатинской капелле, бывшей домовой церкви правителей Флоренции, в которых разместилась коллекция русских икон.

Семьдесят восемь икон, выставленные в специальных стеклянных витринах, снабженных климатической системой, являются уникальным и самым обширным собранием русского церковного искусства за пределами России. На протяжении почти двух столетий эту коллекцию собирали представители правящих династий Флоренции: сначала Медичи, затем Лорена.

Наиболее древние иконы датируются концом XVI века и восходят к правлению Медичи, однако большая часть появилась в Палаццо Питти в XVIII веке во времена Франческо Стефано Лорена. Примечательно, что все иконы средних и малых размеров, а это значит, что они были предназначены для домового и семейного обихода.

Их брали с собой в путешествия, перед ними молились в своих покоях великие герцоги Тосканы – и это действительно впечатляет!

Предположительно, иконы вместе с другими товарами на территорию нынешней Италии завозили русские купцы, которые прибывали на кораблях в Ливорно, бывшим тогда основным портовым городом. Однако нельзя исключить и того, что отдельные иконы были подарены правителям Тосканы представителями русского правящего класса, учитывая растущие в тот период торговые и культурные связи между Россией и Европой.

Иконы конца XVI- начала XVII веков, по мнению специалистов, выполнены мастерами, работавшими при царском дворе в Оружейной палате Кремля, а более поздние по времени, когда царский двор переместился из Москвы в Петербург, принадлежат провинциальным мастерам из Костромы, Ярославля и других волжских городов, которые писали их по московским образцам.

Среди особенно ценных работ флорентийской коллекции искусствоведы выделяют «Минологий» (православный церковный календарь), разделенный на две панели. Каждая из них содержит по двадцать изображений святых и сцен из их житий. Интересна икона св. Екатерины Александрийской в позолоченном серебряном окладе, на котором сохранилась дата: 1693-1694 годы. Святая изображена с пальмовой ветвью и колесом, орудием казни, а также с книгами и армиллярной сферой, как ее часто изображают в западной иконографии.

Обращает на себя внимание список с чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, сделанный в 1728 году. Известно даже имя иконописца: Василий Грязнов. Самыми древними в коллекции считаются иконы Божией Матери «О тебе радуется всякая тварь» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» XVI века, которые принадлежали Фердинанду II Медичи и его супруге Виктории делла Ровере и хранились в домовой церкви Палаццо Питти.

Долгое время это ценнейшее собрание оставалось частным достоянием великих герцогов Тосканы. В конце XVIII века на короткое время оно было выставлено в залах Галереи Уффици в качестве образцов византийского искусства.

Должно было пройти несколько веков прежде, чем в XX веке было предпринято несколько попыток включить эту коллекцию в экспозицию сначала Галереи Уффици, а затем Галереи Академии, но и они не увенчались успехом.

Только сейчас, благодаря энтузиазму нынешнего директора Галереи Уффици Айке Шмидта, работавшего в тесном сотрудничестве с его коллегами из Третьяковской галереи, удалось достойно представить это уникальное собрание, которое разместилось в бывших личных покоях Медичи и Лорена.

В залах Палаццо Питти можно найти и другие свидетельства русского присутствия во Флоренции. В коллекциях музея хранится компас из слоновой кости, выточенный собственноручно Петром I, и несколько роскошных китайских тканей для гобеленов, подаренных русским монархом Козимо III Медичи.

Отдельный зал посвящен самой известной русской семье в городе – горнозаводчикам Демидовым, которые осели во Флоренции, став князьями Сан-Донато. Главным его украшением, без сомнения, является большой конный портрет Анатолия Николаевича Демидова кисти Карла Брюллова. Анатолий Николаевич был меценатом художника и заказчиком картины «Последний день Помпеи», которая удостоилась в свое время в Италии оглушительного успеха.

В этом зале также можно видеть картины и предметы мебели из виллы Демидовых в Сан-Донато, а также миниатюрную копию памятника Николаю Никитичу Демидову, отцу Анатолия Николаевича, который подарил городу основанные им детский приют и школу. Сам памятник находится неподалеку от Дворца Питти на набережной Арно.

Самым «русским» местом во Флоренции несомненно остается православная церковь, появившаяся благодаря покровительству великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I, которая провела во Флоренции зиму 1873 года. Демидовы как самая известная из аристократических семей в городе сделала на нее значительные пожертвования. Сейчас в нижней «зимней» церкви сохраняются фрагменты убранства из домовой церкви Демидовых на вилле в Сан-Донато. А верхняя «летняя» церковь украшена великолепной входной дверью, вырезанной из орехового дерева, со сценами из Ветхого Завета, которая также из домовой церкви Демидовых.

Гуляя по улицам Флоренции, можно натолкнуться на мемориальные доски, напоминающие о пребывании в городе Достоевского и Чайковского. Композитор работал здесь над оперой «Пиковая дама» и струнным секстетом «Воспоминание о Флоренции». Одна из улиц носит имя известного на Западе историка-медиевиста Николая Оттокара. Во Флоренции жили и работали многие художники и ученые из России, в том числе наш великий современник, кинорежиссер Андрей Тарковский.

Открывшаяся постоянная экспозиция русских икон в Палаццо Питти прекрасно вписывается в «русский маршрут» по улицам Флоренции и станет еще одним «русским уголком» в колыбели Возрождения.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..