Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 января 2020
Российский газ и слабость парламента

Российский газ и слабость парламента

Аждар Куртов
13.07.2005

Государственная Дума России в последний день работы весенней сессии 2005 года единогласно (414 голосами "за") приняла обращение к главе правительства Михаилу Фрадкову с предложением рассмотреть вопрос о поставках российского природного газа в Грузию, Латвию, Литву, Молдавию, Украину и Эстонию по мировым ценам.

Эта не первая инициатива подобного рода российских парламентариев, хотя единодушия в данном вопросе действительно ранее им демонстрировать не удавалось. Как не удавалось и достичь намеченных целей. К сожалению, исполнительная власть в прошлом, вопреки своему названию и предназначению, не торопилась исполнять волю народных избранников. Последний пример подобного рода весьма свеж: всего несколько месяцев назад постановление Государственной Думы, адресованное правительству, предложило повысить цены на российский газ, отпускаемый в Молдавию, после того как руководство данной республики открыто заняло антироссийскую позицию. И что же? Даже после указаний премьера министры Герман Греф и Михаил Кудрин сумели спустить эту инициативу на тормозах.

Произошедшее, помимо прочего, в очередной раз показало, что в системе российской власти имеются очевидные дефекты. Ведь получается, что парламент в некоторых отношениях вовсе не является ветвью власти, по крайней мере, он не в состоянии добиться от правительства выполнения собственных решений.

Но, возможно, возразят оппоненты, – виноват в такой ситуации сам российский парламент, принимающий непродуманные и популистские решения? А члены правительства героическими усилиями вынуждены были только исправлять допущенные депутатами ошибки?

Чтобы разобраться в этой ситуации необходимо обратиться к истории вопроса и экономической статистике. Природные ресурсы и, прежде всего, углеводороды всегда выступают в качестве одного из естественных и в то же время мощных средств ведения внешней политики. Россия здесь не является исключением, но вот то, как наше государство пользуется этими рычагами – это действительно заслуживает критического разговора.

Исторически основные трубопроводы, по которым российский газ поставлялся потребителям, были проложены в бывшие союзные республики и в страны Восточной Европы, которые после второй мировой войны были союзниками СССР. Именно через последние и шел транзит российского газа на Запад. Иные проекты, хотя и возникали, как, например, в период потепления отношений между СССР и США при президенте Никсоне (проект "Северная звезда"), но так и не были реализованы. В результате после распада СССР сложилась ситуация, когда в условиях резкого обрушения большинства экономических показателей, экспорт природного газа являлся одним из основных костылей, который помогал российской экономике еще стоять на своих ногах.

При этом ради обеспечения бесперебойного экспорта газа на западно-европейские рынки руководство России закрывало глаза на откровенную убыточность поставок голубого топлива в страны СНГ. В одних случаях, такая позиция вызывалась опасениями, что в ответ на повышение цен транзитные государства могут воспрепятствовать поставкам российского газа на экспорт. Дело в том, что 95% российского газа поступает потребителям через территорию третьих стран, при этом 2/3 его объемов – через территории трех и более государств, а 1/5 – через территорию четырех государств. При экспорте российского газа газопроводы пересекают границы 14 государств. В других случаях, – доминировала не оправдано оптимистическая точка зрения на то, что, поставляя дешевый, а подчас и вообще дармовой газ своим соседям по СНГ, Россия тем самым добивается сплочения этих республик в рамках единой организации. Наконец, не лишена оснований и откровенно криминальная версия. Сегодня любой школьник знает значение термина "откат" применительно к той уродливой форме рыночных отношений, которая, к сожалению, утвердилась на постсоветском пространстве. Понятно, кто масштабное воровство и иные сомнительные с точки зрения закона манипуляции с российским экспортным газом могли происходить в том случае, что заинтересованные в них лица сидели отнюдь не только в столицах сопредельных с Россией государств.

В любом случае сегодня все эти три группы причин, приведших к тому, что Россия торгует своим голубым топливом в убыток себе, как экономический, так и политический, могут быть подвергнуты ревизии, поскольку появилась реальная возможность переломить наконец ситуацию. Экономический рост в России и укрепление на этой основе ее торговых связей с Западной и Центральной Европой позволяет нам, включив в эти связи партнеров из дальнего зарубежья, совместно с ними препятствовать произвольным демаршам по вопросам воровства газа, установлению тарифов на его прокачку, а, тем более, тривиальному перекрытию вентиля на трубопроводах со стороны экстремистов из "самостийных" государств. Общий объем экспорта российского газа в дальнее зарубежье составляет около 140 миллиардов кубических метров. В этом отношении глобализация, все большее вовлечение России в мировую экономику, и даже расширение Европейского союза – только нам на пользу, поскольку укрепляет позицию России как добросовестного поставщика газа на европейский рынок. Да и вопрос о повышении цены за отпускаемый газ странам Прибалтики, Украине и Молдавии выглядит вполне даже соответствующим тем пожеланиям, которые постоянно высказывались все последние годы в адрес Москвы о том, что цены на энергоносители должны быть приближены к мировым. Вот мы и сделаем шаг навстречу нашим партнерам. Поскольку мировые цены сейчас составляют 160 долларов США за 1 тысячу кубометров газа, а в названные выше республики российский газ поставляется по цене 50-80 долларов за 1 тысячу кубометров, то это и будет выглядеть именно как восстановление рыночной справедливости, а вовсе не как "имперское давление Москвы".

Аргумент же о том, что низкими ценами на газ мы кого-то еще можем удержать от антироссийских действий, явно не работает. То, что дешево дается, – то дорого не ценится. Весь опыт Советского Союза и нынешней России говорит в пользу этого вывода. Той же Молдове, Украине и Грузии многократно списывались и реконструировались их долги на супервыгодных условиях. И что же мы получили в ответ, кроме черной неблагодарности?!

Вообще, если говорить цинично, а политика – это циничное дело и не может быть иным, курс на увеличение цены за поставки российского газа данным странам – это, как ни странно, и есть признание их полной и окончательной независимости, то есть именно того, чего руководство данных государств так добивалось. Ведь суверенность государства предполагает и возможность покупать по суверенным российским ценам необходимые ресурсы.

Ну, а в отношении третьего аспекта – внутрироссийского криминального бизнеса, следует отметить, что доведение цен за поставляемый газ до уровня естественно складывающихся на мировом рынке может объективно выбить почву из под ног наших мафиозных структур, поскольку исчезают сами предпосылки для существования различных криминальных схем в этой сфере бизнеса.

Наконец, из-за существующей ценовой политики федеральный бюджет России ежегодно недополучает несколько десятков миллиардов рублей, то есть немалые суммы пропадают без какого-либо вразумительного объяснения, ради чего это делается. Поэтому российские депутаты вполне справедливо одновременно предлагают правительству принять меры по взысканию задолженности Грузии, Молдовы и Украины перед Россией за уже поставленный им природный газ.

Только наведя порядок в российском газовом комплексе, который выступает одним из естественных и в то же время ключевых элементов экспортного потенциала нашей страны, Россия может попытаться использовать свой газ в качестве мощного рычага экономического и политического влияния в мире. При этом Россия вовсе не должна использовать исключительно только меры давления. Надо прекрасно понимать, что за тот же европейский рынок сейчас идет отчаянная борьба. В ней российскому газу выступают три группы конкурентов. Первый – Норвегия, газ которой, добываемый в Северном море, обладает преимуществами перед российским, поскольку географически он ближе расположен к рынкам сбыта. Второй конкурент – газ из Северной Африки. Такие страны, как Алжир, Египет, Ливия, Марокко и Тунис давно стремятся освоить рынок южной Европы (Италии, Испании, Португалии и Франции). Пока надлежащих коммуникаций для экспорта этого газа не создано, но цена его добычи и транспортировки делают такой газ конкурентным российскому газу из Западной Сибири. Третий конкурент – газ из Каспийского региона (Ирана, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана). Потенциально и он может создать проблемы.

В любом случае Россия должна вести гибкую политику, одновременно ослабляя зависимость от транзита своего газа по территории "проблемных соседей", таких как Украина. Примером такого курса является строительство северного газопровода по дну Балтийского моря. Мы должны учитывать, что внутри расширившегося ЕС действуют правила о том, что доля одной страны – поставщика газа не должна превышать 33 % в совокупном газопотреблении страны-члена ЕС. Поэтому ситуация в Латвии, Литве и Эстонии, где сейчас российский газ занимает 100 % рынка, все равно изменится, нам тем более выгодно уже сегодня продавать наш газ по мировым ценам.

Добывая порядка 630 миллиардов кубометров газа в год, Россия может и должна использовать этот ресурс, совсем не случайно данный ей Всевышним.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
26.01.2020
Велислава Дырева
«Америка победила Гитлера, Россия только помогала…»?
Фоторепортаж
28.01.2020
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее проходит выставка, посвященная свадебным церемониям.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».