Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Против кого дружим, господа?

Против кого дружим, господа?

Варшава под благовидным предлогом выступила с новой антироссийской инициативой
Лев Паршин
04.06.2008
Против кого дружим, господа?

Польша предложила принять в рамках ЕС концепцию «Восточного партнерства» - углубленного сотрудничества с некоторыми странами постсоветского пространства.

Так как дипломатическая активность Варшавы во времена братьев Качиньских вызывала у европейских партнеров изрядную изжогу, то на этот раз поляки решили подать свой проект, как совместный с какой-то другой респектабельной страной. Удалось договориться со Швецией. Варшава и Стокгольм на днях представили министрам иностранных дел ЕС рабочий вариант концепции, который после доработки будет направлен на одобрение предстоящего саммита ЕС.  

Концепция «Восточного партнерства» предполагает усиление регионального сотрудничества ЕС с такими странами, как Украина, Грузия, Азербайджан и Армения, а также с Белоруссией (только на техническом и экспертном уровне). Со всеми этими странами ЕС подпишет отдельные соглашения.

Постепенно будут сниматься визовые барьеры, формироваться зона свободной торговли.

 Если концепцию «Восточного партнерства» официально примут на предстоящем саммите Евросоюза, то Еврокомиссия как исполнительный орган ЕС должна будет разработать конкретные планы ее реализации и выделить под них деньги.  

Все это должно поднять международный престиж Польши. Она и раньше выступала как патрон Украины, Грузии и некоторых других «избранных» стран, а теперь желает еще получить в свои руки и рычаги европейской политики на этом направлении. А Евросоюз - должен новую политику финансировать..  

Инициатива Варшавы воспринята в Европе неоднозначно. Тем не менее, есть все шансы продвинуть ее. Надо отдать должное изощренности польской дипломатии, которая искусно подобрала аргументацию, чтобы выступить с ней, рекрутировала на свою сторону некоторых союзников (Швеция, Чехия), а противников почти нейтрализовала.  

Дело в том, что на предстоящем саммите ЕС должно обсуждаться еще и создание Средиземноморского союза - единого экономического пространства Южной Европы и Северной Африки. Эта идея - детище Франции. Новый межгосударственный альянс объединит ряд европейских стран, страны Магриба, Турцию, Израиль и Ливан. Доминировать там будет, естественно, Париж, и именно по этой причине другие тяжеловесы Европы скептически относятся к этому начинанию.  

Тут и подоспела инициатива Варшавы. Польский министр иностранных дел Радослав Сикорски указал коллегам, что проект «Восточного партнерства» в отличие от предложенного Францией Средиземноморского союза должен стать приоритетным, так как «на юге находятся соседи Европы, а на востоке - европейские соседи Евросоюза, которые, если будут отвечать требованиям, смогут претендовать на включение их в ЕС».

Оппоненты Франции воспримут польское предложение как шанс сбалансировать внешнюю политику ЕС, и поэтому поддержат его.

А Франция должна будет согласиться с ним, чтобы сохранить свою инициативу.  

Идея «Восточного партнерства» может встретить на своем пути препятствия там, где Варшава меньше всего их ожидает – со стороны тех самых постсоветских стран, на которые она нацелена. Не говоря уж о Белоруссии, которую берут на борт нового демократического альянса только в третий класс (как указывалось выше, для сотрудничества на техническом и экспертном уровне, а это вряд ли понравится Минску), другие страны могут прохладно отнестись ко всей затее по своим причинам. Для украинского руководства, например, все приманки, которыми Варшава соблазняет соседей на Востоке, представляются мало привлекательными. Киев добивается полноправного членства в ЕС и на меньшее не согласен. Но польская концепция не приближает Украину к этой цели. Комиссар Европейской комиссии по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер, комментируя план Варшавы, сказала, что в Брюсселе знают о стремлении Украины стать членом ЕС, но считают преждевременными дальнейшие шаги в этом направлении. МИД Украины сделал официальное заявление, в котором указал, что «инициатива так называемого восточного партнерства должна предусматривать предоставление четкой перспективы членства в ЕС европейским соседям ЕС, которые конкретными действиями и реальными достижениями доказывают серьезность своих евроинтеграционных амбиций». То есть, в первую очередь Украине.  

Между прочим, этот демарш Киева свидетельствует о том, что Варшава даже не сочла нужным заблаговременно проконсультироваться по поводу своей концепции с теми странами, на кого она направлена.  

Свои сомнения относительно нежданной радости из Варшавы могут быть у Азербайджана, Армении. Они должны будут подумать, стоит ли им ввязываться в это предприятие, которое не сулит особых дивидендов, но может осложнить их отношения с Россией. Ведь Варшава явно преследует цель – добиться отчуждения России от европейского демократического пространства. «Восточное партнерство» не предполагает участия России, хотя она ведь тоже вроде европейская страна и, между прочим, имеет общую границу с той же Польшей и другими государствами ЕС. Впрочем, совсем проигнорировать ее было бы неудобно, поэтому концепция допускает, что Россию могут пригласить к сотрудничеству - в пределах местных инициатив, например, для обсуждения проблем Калининграда.  

Кажется, антироссийская направленность определяет внешнеполитическое мышление польской государственной элиты и чуть ли не все действия Варшавы на международной арене.

 Сказывается, конечно, горький опыт истории - разделы страны с участием России, удар в спину с Востока в 1939 году, расстрел польских офицеров в Катыни, навязанный стране коммунистический режим. Поляки никогда не забудут этого, да и мы не должны забывать. Россия тоже могла бы предъявить соседям счет за некоторые дела прошлого, начиная с захвата Кремля в XVII веке. Но ведь страшные, кровавые страницы были в отношениях между почти всеми европейскими странами. Они сумели оставить все это истории, заняться сегодняшними проблемами, созиданием новой цивилизации. Поляки тоже успешно участвуют в этом процессе, но все еще холят и лелеют горечь и обиды прошлого и позволяют им мешать нормальному взаимодействию на международной арене.  

Типичная история - с газопроводом из России в Германию по дну Балтийского моря. Казалось бы, что особенного – две страны договорились построить его для надежного энергоснабжения Европы. Но в Польше поднялась и продолжается по этому поводу настоящая истерия. Почему-то этот проект восприняли как антипольский. Один из руководителей страны сравнил его даже с пактом Риббентропа-Молотова. И сейчас, когда проект уже строится и ясно, что он будет осуществлен, Польша вместе с еще одной или двумя обиженными странами пытается ставить палки в колеса, выдвигает то экологические возражения, то еще какие-то доводы. Она перессорилась со всем Евросоюзом, пеняя на то, что ее согласия не спросили, когда решался вопрос.  

Варшава настаивает на том, что новые магистрали для транзита газа в Европу надо строить не по дну моря, а по суше – через Балтику и Польшу. Так быстрее, дешевле и безопаснее. Спору нет. Но ведь в появлении проекта «Северный поток» виновата сама Варшава. Да еще, может быть, Киев. В 2000-м году Украина стала в больших объемах незаконно откачивать российский газ из экспортной трубы. Российский «Газпром» вел отчаянную и безнадежную борьбу с воровством. Не помогли ни увещевания, ни кратковременные санкции. А просто перекрыть кран нельзя – пострадают потребители в Европе. Так возникла идея строительства новых «безрисковых» газопроводов в обход Украины – через Белоруссию и Польшу. Причем Россия сразу взялась за дело серьезно, предусмотрев выделение необходимых финансовых средств. Украина затеяла интригу с Польшей, убеждала ее не давать России согласия на строительство нового газопровода. В Варшаве украинцы нашли сочувственный отклик. «Я дважды заявлял, что Польша не позволит нарушать интересы Украины - в разговоре с Путиным и позже, на пленарном заседании», - сказал тогда президент Квасьневский. А министр экономики Януш Штейнхофф заявил: «Мы не хотим, чтобы транзит газа через Польшу наносил ущерб интересам Украины и не можем согласиться с маршрутом, предложенным Россией». Как выразилась газета «Жиче Варшавы», «Более ясно польское правительство уже не могло показать русским, в какое место задницы они могут его поцеловать».  

Вот так.

А если бы предложение Москвы было тогда принято, то газопровод через Польшу давно был бы проложен, поляки получали бы сотни миллионов долларов за транзит голубого топлива через свою территорию, и никакой трубы по дну Балтики не понадобилось бы прокладывать.

Но ложно понятые политические приоритеты затуманили тогда некоторые головы в Варшаве. Да и теперь, кажется, не все там ясно мыслят.  

Более двух лет назад на очередной большой встрече с представителями СМИ Владимир Путин так ответил на вопрос польской журналистки: «Очень надеюсь на то, что и в Польше, и в России возобладают те политические силы, которые, основываясь на всем богатстве наших отношений прошлого, – а у нас много было исключительно положительного в нашей предыдущей истории, - я уже не говорю про совместную борьбу с фашизмом, и в другие времена было очень много полезного, – так вот, основываясь на фундаменте наших хороших отношений, предыдущие годы будут устремлены в своей политике в будущее. Это не только вполне возможно, это необходимо как для Польши, так и для России».  

С тех пор кое-что в отношениях соседей изменилось к лучшему. В Польше в результате выборов ушел с большой сцены один из братьев-близнецов – премьер Качиньский. Новый премьер Дональд Туск нанес визит в Москву, заявляет о стремлении наладить отношения с Россией. Но, как показывает история с «Восточным партнерством», в польской политической практике и сейчас проявляются рецидивы антироссийского мышления, и Варшава пытается настраивать на этот лад всю Европу.  

Как же должна ответить на это Россия? А никак.  

Будет принята польская концепция или нет, Россия и Европа пойдут дальше по пути настоящего, реального, взаимовыгодного партнерства. И Польша может участвовать в этом процессе, – если пожелает.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..