Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 ноября 2017
Pro и contra диалога с Ватиканом

Pro и contra диалога с Ватиканом

К визиту кардинала Паролина в Россию
Дмитрий Минин
28.08.2017
Pro и contra диалога с Ватиканом

Закончившийся 24 августа официальный визит в Россию второго лица в Ватикане, госсекретаря и кардинала Пьетро Паролина, безусловно, продемонстрировал дальнейшее движение вперед в развитии отношений Москвы с Римско-Католической Церковью (РКЦ). Подтверждено обозначенное на встречах президента России с папой Франциском, а также на исторических переговорах понтифика с Патриархом Кириллом в 2016 г. в Гаване наличие между двумя сторонами серьезных точек соприкосновения во взглядах на многие проблемы современного мира.

В то же время в поведении и высказываниях Паролина более отчетливо, чем на встрече в «нейтральной» Гаване, были заметны традиционные элементы «восточной политики» РКЦ, в прошлом не раз служившие камнем преткновения для общения сторон. За прошедшие полтора года после встречи первоиерархов двух Церквей в стратегии Ватикана на Востоке появились, например, и некоторые «новеллы», заставляющие задуматься о его непреходящей способности к оборачиванию любой ситуации в свою пользу.

Наибольшее совпадение позиций сторон как по церковной, так и по государственной линии, что и ожидалось, проявилось в оценке ситуации на Ближнем Востоке. И это не случайно. Как отмечает итальянская печать, христиане в этом полыхающем регионе «уже давно наблюдают с оптимизмом и надеждой за политикой Кремля, поддерживающего Асада, учитывая особое внимание, с которым режим в Дамаске всегда относился к католикам в Сирии». На Западе даже упрекают папу Франциска за то, что и он «чрезмерно корректно» относится к Б. Асаду. Более того, глава Святого престола недвусмысленно заявлял, что «арабская весна» была «рискованным предприятием Запада и теперь за это приходится дорого расплачиваться». Он подчеркивал, что тут Ватикан и Россия «частично сошлись в анализе событий». Стороны договорились о создании совместной рабочей группы РКЦ и Русской Православной Церкви (РПЦ) по оказанию помощи христианам в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. И дело не просто в защите их прав и материальной поддержке. Речь идет о самом присутствии христиан в регионе.

Физическое исчезновение христианства в его колыбели разрушит корни всей современной цивилизации. Ради недопущения этого абсолютно все христианские конфессии обязаны забыть свои противоречия и сплотиться.

Важное значение имеют и символические жесты, такие как предоставление Ватиканом РПЦ мощей Св. Николая Мирликийского, которым за время пребывания в России поклонились 2,3 млн человек.

На встрече с кардиналом Паролином Патриарх Кирилл сказал, что ни церковная, ни государственная дипломатия не были бы способны сделать для развития отношений между католическим и православным мирами так много, «как это сделал Святой Николай».

Патриарх Московский также «с удовлетворением» отметил близость позиций двух сторон по вопросу о роли Церкви в конфликте на Украине. Она состоит в том, что, «если Церковь не вовлекается прямо в конфликт и сохраняет миротворческий потенциал, то она может стать очень важным фактором примирения людей».

Между тем Украина, по-прежнему, остается основным полем преткновения интересов РКЦ и РПЦ.

В центре проблемы – активность крупнейшего «униатского проекта» Ватикана, чрезвычайно политизированной Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) с 4,2 млн прихожан. Ее руководство не только вторгается на каноническую территорию православия в Восточной Украине, вопреки прозвучавшим в Гаване заверениям об отказе Ватикана от прозелитизма, но и не скрывает своего крайне негативного отношения к его сближению с Москвой в целом. Глава УГКЦ, архиепископ Святослав Шевчук в свое время посетовал: «Из нашего многолетнего опыта можно сказать: когда Ватикан и Москва организуют встречи или подписывают какие-то совместные тексты, то нам нечего ожидать от этого чего-то хорошего». Он также заявил, что многие прихожане жалуются ему, что «чувствуют себя преданными Ватиканом». Примечательно, что сам Святослав Шевчук много лет провел в Аргентине, сначала изучал там философию, а в конце возглавлял епархию УГКЦ. О его каких-то особых связях с папой Франциском, аргентинцем по национальности, информация нигде не приводится. Однако известно, что он пользуется серьезной поддержкой влиятельного префекта конгрегации Восточных Церквей, директора известного Восточного института в Риме, кардинала Леонардо Сандри.

Лишь около месяца назад кардинал Сандри побывал на Украине, где возложил венки на Майдане, посетил зону АТО, торжественно благословил открытие нового кафедрального собора УГКЦ в Харькове и создание там соответствующей епархии.

По-видимому, визит кардинала Паролина в Москву преследовал целью и сглаживание там негативного эффекта от расходящейся с «духом Гаваны» миссии кардинала Сандри. На это указывает и тот факт, что подотчетный уже кардиналу Паролину папский нунций на Украине, архиепископ Клаудио Гуджеротти, в свою очередь, единственный из западных послов, посещал Донецк и Луганск. Не исключено, что разночтения в поведении ватиканских кардиналов в какой-то степени отражают ведущуюся в окружении папы подспудную борьбу по вопросу дальнейшего развития отношений с Москвой.

Не все так гладко, как хочется Киеву, и во взаимоотношениях Ватикана с самой УГКЦ, которая хочет получать с его стороны абсолютную поддержку, но при этом иметь полную самостоятельность. В Риме, например, совершенно не в восторге от давно вынашиваемой лидерами украинских униатов идеи о преобразовании УГКЦ в поместный Патриархат во главе с самостоятельно избираемым, а не утверждаемым папой, патриархом. И уж совсем неприемлемым там представляется озвучиваемый время от времени украинскими руководителями от Ющенко до Порошенко план по слиянию действующих в стране трех православных Церквей и УГКЦ в единую Украинскую Церковь. РКЦ не без оснований полагает, что в подобном образовании элементы католицизма попросту растворятся.

В Ватикане на самом деле меняются представления об унии, но совсем не в указанную сторону. В Гаване, когда папа Франциск заявил об отказе от продвижения униатства, это прозвучало как сенсация, снимающая все препятствия на пути построения нормальных отношений между католиками и православными. Но время показало, что ничего простого в политике, особенно ватиканской, не бывает. Просто там посчитали, что в современных условиях нужда в подобном «чистилище» уже отпала. РКЦ, наконец, по сути признала, что никогда не относилась к унии как к самостоятельной цели, а воспринимала ее лишь в качестве ступени на пути обращения «схизматиков» в полноценный католицизм. С точки зрения Ватикана, их пребывание на ней и без того сильно затянулось. Теперь же настало время для прямого и полного растворения этих своего рода «оглашенных» в лоне матери – РКЦ. Вот почему в Ватикане стало принято считать «униатов» или даже «греко-католиков», в том числе украинских, просто «католикамии».

Иными словами, Ватикан устами папы Франциска отказался от прозелитизма в форме униатства, но не отказался – в виде прямого распространения католицизма на канонической территории православия. Вот такой не вполне ожидаемый, но примечательный поворот в «Восточной политике» Святого Престола.

В подконтрольных Ватикану СМИ, например, освещая визит кардинала Паролина, открыто говорят о существовании некоей Русской (иногда - Российской) Католической Церкви как устоявшейся данности. Называется даже число ее прихожан – целых 30 тыс. Но это же просто в пределах статистической погрешности! Тем не менее, значительную часть времени на переговорах кардинал Паролин посвятил «отстаиванию прав» этой общины на свою организацию, церковные здания, поставление им священников из Рима и т. д. Хотя при этом самим Святым Престолом предварительно было объявлено, что визит носил, в первую очередь, государственный, а не экуменический характер. Характерный штрих. Согласно ватиканским СМИ, об этом кардинал Паролин предпочел говорить не с патриархом Кириллом и митрополитом Илларионом, а с российскими государственными руководителями. По всей видимости, он пытался применить выработанную еще в Древнем Риме формулу: divide et impera, правда, скорее всего, безуспешно. Итальянская пресса пишет: «Теперь католическая община в России возлагает надежды на ватиканскую Ostpolitik и на возможность исторического визита Папы Франциска».

В результате, не удивительно, что объявленная громогласно в Риме главная цель визита кардинала Паролина - договориться о скором посещении России папой Франциском, по-видимому, так и не была достигнута. Во всяком случае, из сообщений о пребывании госсекретаря Ватикана на российской земле не видно вообще, обсуждался ли этот вопрос или нет. Кроме того, в Риме не скрывают, что, если понтифик посетит Россию, то из нее он непременно отправится на Украину, а уж там Порошенко со товарищи непонятной религиозной принадлежности постараются выжать из этого визита все. И поклонение Майдану, и посещение зоны АТО и т.д. Вряд ли Москве интересно, чтобы позитивный фон переговоров с главой Святого Престола тут же был смазан неминуемыми пропагандистскими выходками киевских правителей.

На деле Россия вполне признает права католиков, но в личном единстве с Ватиканом, а не в составе подконтрольной ему организации. Ведь не существует Итальянской Православной Церкви или Римско-Православной Церкви, хотя православных людей в Италии достаточно. Вблизи Святого престола такое немыслимо. Почему же можно у нас?

Тем не менее, в целом, следует признать состоявшийся визит успешным настолько, насколько это возможно. Наивно было бы ожидать, что противоречия, накапливавшиеся около тысячелетия, исчезнут в одно мгновение. Впереди неизбежный процесс «притирки». Главное, чтобы к этому был взаимный интерес, а он, кажется, есть. Ни о каком догматическом сближении православных и католиков речи, разумеется, не идет. Однако проблемы, стоящие перед всеми христианами, да и человечеством в целом, требуют отложить выяснение вопроса о том, «кто более Богу угоден» на потом. Чем скорее в Ватикане осознают это до конца, тем успешнее он будет служить собственной пастве и мировому христианству.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.
Дитя Арбата++
12.09.2017 17:40
//В подконтрольных Ватикану СМИ, например, освещая визит кардинала Паролина, открыто говорят о существовании некоей Русской (иногда - Российской) Католической Церкви как устоявшейся данности. Называется даже число ее прихожан - целых 30 тыс.//
Визит кардинала, возможно, частично отражает стремление людей к взаимопониманию, утерянному обществом за годы главенства автократических методов управления, расслоившим общество согласно принципу "разделяй и властвуй". Взгляните, например, на современное понимание истории: http://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2031344-echo/.  
В основе религии лежит ведь не вера во что-то несуществующее, а желание вернуться в благополучное прошлое и воссоединиться с когда-то существовавшей семьей. Когда вы читаете слова "научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову" [Исайа 1:17], не современник обращается к вам, а негодующий о забвении простых истин, существовавших до появления Ватикана. Целостность потрескавшего фундамента заброшенного «Дома» может зависеть от поведения горстки бывших его обитателей. «Устоявшаяся данность» означает ведь неподвластность старинных жизненных устоев приходящим и уходящим нововведениям.
Разрешите по этому поводу воспроизвести фрагмент воспоминаний Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского, упомянутого мной ранее в комментарии 23.06.2017 17:40 к статье http://www.stoletie.ru/obschestvo/kurginan_i_duhi_russkoj_revolucii_490.htm:
Бабушка моя, Всеволожская, была замечательная барыня. Жена брата адмирала, деда моего - Всеволожского. Она родилась в 1824 году, а умерла в 1919 году в Москве. И умерла исключительно по вине, я бы сказал, советской власти и разрухи. Потому что в Москве было холодно, голодно и никакого транспорта. А старушка привыкла не пропускать премьер в Большом театре. Значит, по вине не столько советской власти в целом, сколько Большого театра: нечего было лезть в такое время с премьерами. Поставил Большой театр какую-то премьеру, и бабушка на 96 году жизни поползла с сестрицей из Никольского переулка (ныне Плотников переулок на Арбате близ Смоленского рынка, дом 6, квартира 5) пешочком в Большой театр. Ну, добрались благополучно, прослушали премьеру. Не понравилась ей премьера. Притопала обратно. На следующий день уже не встала и от старческого воспаления легких померла через три дня. А тогда был у нас в приходе Успенья на Могильцах, в Мертвом переулке, священник старенький. И когда он пришел ее соборовать, что-то там перепутал, а бабушка-то все каноны церковные знала, она ему слабым голосом, уже умирая, сказала: «Вот ты тут, батюшка, перепутал, не так надо соборовать». Батюшки ее «выкали», а она их «тыкала».
Была она двоюродная сестра, старшая, Кропоткина. Когда в 17 году Кропоткин вернулся в Москву, я несколько раз с бабушкой у него бывал. У них были отношения такие: она его «тыкала» и звала «Петя», а он ее «выкал» и звал «Софья Васильевна». Он очень милый старик был. Я тогда, что там, шибздик был, студент-первокурсник или что-то в этом роде, может, второго курса, спорил с ним немного по части дарвинизма. Но мы очень быстро договорились. Обыкновенно изображают критики всякие его книжку знаменитую «Взаимопомощь как фактор борьбы за существование» в качестве антидарвинистической. Чепуха это! Продарвинистическая книжка, где очень талантливо выражена простая мысль, что взаимопомощь в пределах вида является таким же положительным фактором в борьбе за существование, как и всякое другое положительное явление. А я тогда увлекался всякой географией, исторической географией, биологией. А он ведь, собственно, был основателем современных учений геологических о ледниковом периоде. И, кроме того, как географ он создал первую наметку правильной геоморфологической карты Северо-Восточной Азии.
Надо сказать, что у меня в родословной последних поколений одна существенная, по-моему, особенность: мои ближайшие предки и с материнской и с отцовской стороны очень поздно женились и выходили замуж. Обе мои бабушки и с отцовской и с материнской стороны родились в предпоследний год царствования Александра I, в 1824 году. А бабушка, при которой я, собственно, вырос, Всеволожская, мать моей матери, умерла при Ленине, 95 лет отроду. Так что для меня, в отличие от моих сверстников, XIX век не был историей.
Александр из Од.
04.09.2017 13:33
Вред от сближения православных иерархов с католическими носит двойной характер.
Первое - соблазн для своей православной паствы.
Второе - это чудовищный обман католиков, подавая им надежду на спасение при их ереси. Вольно или не вольно легализуется пребывание во лжи и отрезается им путь ко спасению в лоне Православия.
Отказ от обличения католической ереси - это не просто безхребетность и дипломатия, а прямое предательство идеалов Православия.Позорная Декларация гаванской встречи - это мрачное пятно в истории Церкви.
Гнев Божий - не пустая угроза и идти на ничем неоправданный риск признак безумия или безпросветной глупости.
Лесник
04.09.2017 12:10
    Историк очень кратко и чётко указал смертельную для Православия даже не тенденцию, а, хотя и осторожно, но активно проводимую, политику.
    Вчера, 3-го сентября 2017 года, крайне внимательно смотрел передачу "Церковь и мир" по России 24.
    Ушам  и глазам своим не поверил как нас "православно" просветил митрополит Илларион(Алфеев). Тут же пересмотрел эту передачу в записи. Нет, всё так, никакой ошибки.
   Ночь почти не спал из-за ужаса, который грозят России, мягким голосом сказанные утверждения, высокого иерарха.
    Оказывается, извиняясь, утверждает митрополит, РПЦ поддерживала монархию только потому, что тогда это было сильным государством. Что монархи, в том числе и Николай 2-ой, препятствовали восстановлению патриаршества. (Примитивная ложь. Император Николай 2-ой, якобы слабовольный и бесхарактерный, осознавая духовный разлом общества, более всех радел о восстановлении патриаршества, предлагая единственно возможную кандидатуру в то время - себя. Верховные архиереи Синода не восприняли эту жертву и скатились до прямого предательства даже не царя, а собственно самодержавия, единственно возможной для православной России власти.)
    Церковь должна быть отделена от государства, то есть не участвовать в деятельности мирского правительства. Правительство не должно вмешиваться в духовную деятельность церкви.
    Но и государство, и церковь служат и опекают один народ, каждая сторона по-своему. Материальное обустройство согласуется с духовным. СИМФОНИЯ ВЛАСТИ. Достигается исключительно при самодержавном правлении.
    Никакое другое устройство государства не соответствует Православию, что доказали времена правления Иоанна 4-го, Федора Иоанновича, Бориса Годунова(Рюриковичей), Фёдора Михайловича, Алексея Михайловича(Романовы). Дальнейшее усиление мощи государственной в России, происходило при абсолютной монархии, с преступным устранением РПЦ от духовного управления обер-прокурорским Синодом, благодаря заложенной мощной основой реальным самодержавием.
   Но духовный разлом должен был разразиться катастрофой, которую преодолеть не удалось ни Александру 3-му, ни его сыну.
   Митрополит Илларион предлагает поддерживать сильную власть, не взирая на её существо.
   Фашисткое государство Гитлера тоже было очень сильным. По-видимому, в расчёте на таких служителей гитлеровцы открывали храмы на оккупированных территориях.
   Но они просчитались, народ и его истинные пастыри духовные были и будут верны Православной Вере.
Историк
02.09.2017 16:27
Сломала голову наша власть, как заставить народ признать единство РПЦ и католицизма. Как загнать народ под правление Ватикана? Готовы быть нищими и рабами, но упрямятся стать православными католиками.
Горб
31.08.2017 15:43
Не стоять дому если он изъеден червями сомнений. Бзежинский это хорошо понимал. Не внешние враги уничтожат Русь а наше противостояние . Именно эти разногласия и могут привести к большой беде. СПАСИИ ГОСПОДИ ! Покидаю вас братья - лучше промолчать чем быть неуслышанным. Если кому-то нужно заходите ко мне в чат на файсбуке - зовут меня Игорь Ботвинов.
Светлана*
31.08.2017 8:57
Опасаться нужно, внутреннего врага...он давно в нашем доме обосновался...
Лесник Галине
31.08.2017 1:43
    Полностью согласен с Вашим разумным комментарием.
    Но, мне грешному, да и не только мне, очень важно знать позицию Патриарха и, соответственно РПЦ, в отношении самодержавной власти.
    Может быть я что-то пропустил. Хотя стараюсь слушать все обращения Патриарха.
Александр из Од.
30.08.2017 23:18
Горбу.
Авторитет священника или епископа не является безусловным или автоматическим.К сожалению, в истории РПЦ были и митрополиты московские еретиками в 16-м веке. Например, митрополит Зосима при великом князе Иване 111-м попал в ересь жидовствующих. Наружно был весьма благочестив и красноречив...
А в истории Византии были и патриархи -еретики....
Мы простые миряне должны слушаться и любить своих пастырей, но не тех кто сеет соблазны.
Ты не сей соблазны-то, не братайся с врагом православия и народ к тебе потянется.
Горб
30.08.2017 21:55
Цель США и их союзников тоже очевидна - ослабить Россию. Но это совсем не значит что Президент России не должен встречаться с их лидерами.
Горб
30.08.2017 21:44
Вот именно об этом и мечтал Бзежинский -натравить паству на пастырей. И  СУДЯ ПО ВСЕМУ ЭТО  У НАШИХ ВРАГОВ ПОЛУЧИЛОСЬ -= СО ВРЕМЕН ПИСЬМА БЕРЕЗОВСКОГО МЫ ТОЛЬКО И ДЕЛАЕМ ЧТО ЛЬЕМ ГРЯЗЬ НА СВЯЩЕНСТВО. С безбожниками мы не спорим якобы из смирения . ЗАТО ДРУГ ДРУГА ПИНАЕМ. Не будет и паствы той которая глумится над священниками. Вот и здесь же ПАТРИАРХА РАЗГОВАРИВАЮЩЕГО С ПАПОЙ КОЕ-КТО В ЛОХИ ГОТОВ ЗАПИСАТЬ .  Не гордыня ?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.