Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Пощёчина из Детройта

Пощёчина из Детройта

Как реагируют немцы на сорвавшуюся по вине США сделку века
Светлана Погорельская
06.11.2009
Пощёчина из Детройта

Решение американской автостроительной компании «Дженерал Моторс» отказаться от продажи автоконцерна «Опель» канадско-австрийской фирме «Магна», выступавшей вместе с российским Сбербанком и группой ГАЗ, немецкие комментаторы окрестили как пощёчину.

В первую очередь пощёчина досталась Ангеле Меркель – верной союзнице США. Известие о решении Джи-Эм настигло её в самое неподходящее с политической точки зрения время. Ангела Меркель как раз возвращалась из США, где она беседовала с Бараком Обамой и держала речь перед Конгрессом.

Чтобы понять, насколько силен был удар, испортивший её политический звездный час, нужно знать специфику ХДС. Эта партия всю свою историю не просто поддерживала США – она преклонялась перед ними. Мерилом успеха для христианско-демократического политика была его оценка американским президентом. Этот немыслимый провинциализм стал уходить в прошлое лишь по мере обновления элит в ХДС. Меркель – после вступления на канцлерский пост – на официальном уровне приобрела политическое достоинство по отношению к американским союзникам, однако удалось ли ей на психологическом уровне избавиться от въевшегося в кровь преклонения перед Америкой? Ясно одно - известие из Детройта должно было очень больно ударить по ее душе. Правда, днем позже, выяснилось, что Барак Обама лично не имел отношения к решению Джи-Эм. Об этом решении знали, впрочем, в президентской администрации – однако информировать Меркель раньше срока не сочли нужным: мол, политика – это одно, а жизнь международных концернов – совсем другое.

Между тем, вопрос «Опеля» для Германии выходит за пределы «жизни концернов» - это вопрос в высшей степени политический.

Да и Джи-Эм передумала продавать «Опель» не потому, что вдруг открыла для себя новые перспективы в Европе, а потому что расчитывает на финансовую поддержку, обещанную германским правительством «Опелю».

«Опель», старейший автоконцерн Германии, возникший еще в 1862 г. и к началу ХХ века ставший ведущим производителем автомобилей в стране, имеет давние отношения с Джи-Эм. Джи-Эм приобрела этот концерн в годы Великой депрессии и повела его настолько успешно, что в 1938 г. вице-президент Джи-Эм за свои заслуги получила орден от Адольфа Гитлера. Лишь в 1942 г. отношения Джи-Эм и «Опеля» были прерваны. После Второй мировой войны «Опель» процветал – и процветание это длилось чуть ли не до середины 80-х годов. Начало трагедии «Опеля» в 1982 г. положила первая война в Персидском заливе, после которой возросли цены на бензин, а автомоиндустрия оказалась в кризисе. Дальшейшие его потери связывали с неудачным менеджментом со стороны Джи-Эм в Европе, в частности с кадровой чехардой (с 1970 по 2004 г. «Опель» сменил 12 президентов правления, из которых всего трое были немцы, а остальные – американцы. Для сравнения – «Фольксваген» за 60 лет с 1948 г. сменил лишь 8 президентов). Нехватка инновативных технологий, производственные проблемы, недостаточный контроль качества – все это, на фоне общего ухудшения коньюнктуры для автомобильной промышленности – привело к ослаблению концерна.

Когда в связи с мировым финансовым кризисом 2008 г. положение Джи-Эм резко ухудшилось, «Опель» захотел расстаться с ней. Тем более, что уже в конце ноября 2008 г. руководство Джи-Эм объявило о грядущем сокращении заработной платы на заводах «Опеля» на 10%, и о возможном закрытии некоторых заводов «Опеля» в Европе. К этому времени «Опель» с его 25103 рабочими по-прежнему считался самым крупным автопроизводителем Германии и располагал, кроме центра в Рюссельхайме, заводами в Бохуме, Кайзерслаутерне и Айзенахе. В 2008 г. «Опель» обратился к немецкому правительству с просьбой о помощи. Какое-то время в прессе всерьез обсуждались перспективы огосударствления «Опеля». Весной 2009 г. Ангела Меркель объявила, что государство не будет непосредственно участвовать в «Опеле». В то же время она подчеркнула важность этого богатого традициями предприятия для Германии и пообещала ему государственное обеспечение кредитов в размере 4,5 миллиардов долларов – в том случае, если для «Опеля» найдется инвестор. Это было верным решением – самостоятельно «Опель» бы не выжил, ему был необходим партнер – для разработки новых технологий, для открытия новых рынков. После долгих переговоров и отсева ряда кандидатов было принято решение в пользу консорциума Магна-Сбербанк. Надо сказать, не все европейские соседи приняли это решение однозначно - Англия и Бельгия, например, подвергли его критике и упрекнули Германию в протекционизме. 10 сентября 2009 г. – т.е. незадолго до выборов в бундестаг - федеральное правительство объявило, что Джи-Эм согласна продать «Опель» Магне. Предполагалось, что консорциум Магна-Сбербанк получил бы 55% акций, 35% хотел оставить за собой Джи-Эм, а 10% предназначалось трудовому коллективу «Опеля» в обмен на уступки в заработной плате. Однако третьего ноября 2009 г. Джи-Эм неожиданно отказалась от решения продавать «Опель».

А четвертого ноября вся Германия уже кипела от возмущения. Даже христианские демократы нашли отчетливые слова по отношению к США.

Юрген Рютгерс, глава земельного правительства в земле Северный Рейн-Вестфалия, где в Бохуме расположен наиболее пострадавший от неудачного менеджмента Джи-Эм и подвергшийся особенно сильным сокращениям завод «Опеля», назвал поведение Дженерал-Моторс «гадким мурлом турбо-капитализма».

Ангела Меркель оказалась в сложном положении – кое-кто из оппозиции утверждает теперь, что ее заявление о гарантированной продаже «Опеля» «Магне»– т.е. по сути, о спасении «Опеля» - было одним из предвыборных трюков.

От рабочих организаций немецких заводов «Опеля» (производственных советов) сообщили, что в случае сохранения концерна у Джи-Эм трудящиеся откажутся от тех уступок, к которым они были готовы для «Магны» (сокращение зарплаты, отказ от отпускных и рождественских выплат). Глава единого производственного совета «Опеля» Клаус Франц заявил, что рабочие «Опеля» не готовы к участию в санации предприятий под крылом Джи-Эм, более того, теперь они будут четко преследовать свои интересы в рамках тарифной политики и требовать повышения зарплаты. В четверг на «Опеле» начались первые акции протеста. Впрочем, в том, что эти демонстрации хоть как-то повлияют на решение Джи-Эм, сомневаются даже сами их участники. Речь идет скорее о том, чтобы показать свое возмущение решением Джи-Эм и подвигнуть политиков на энергичные действия. Однако пока что на энергичные действия подвигли американцев – в четверг оттуда раздались требования к рабочим предоставить Джи-Эм те же уступки, что и «Магне» – в ином случае «Опелю» грозят банкротством.

Предполагаемая сделка с «Магной», разумеется, не была идеальной – она вовсе не «друг профсоюзов», однако профсоюзы держались за нее по той простой причине, что «Магна» пообещала им «право участия» в производственных решениях. «Магна», как и Джи-Эм, собиралась сокращать рабочие места (в Германии - 4 500) , однако, в отличие от американцев, не собиралась покушаться на немецкие заводы. В планы же Джи-Эм входило, как утверждают немецкие эксперты, закрытие двух заводов – в Бохуме и Айзенахе. Для обеих городов закрытие заводов – социальная трагедия. Из Бохума уже ушла «Нокия», если закроется «Опель», три тысячи рабочих повиснут на шее структур социального обеспечения, причем надолго: других значительных предприятий в университетском городке нет. Профсоюзы предпочитали «Магну» и потому, что у нее была, как они утверждают, перспективная концепция развития предприятия - с внедрением новых технологий, разработкой новых моделей, выходом на новые рынки, в частности, в России. У Джи-Эм есть пока что только старые концепции «санации» и сокращений. Новую концепцию она предполагал разработать лишь к весне будущего года, однако под давлением из Берлина объявила, что, возможно, представит ее уже на следующей неделе. Профсоюзы же опасаются, что Джи-Эм в любом случае прибегнет к своей старой тактике – настраивать рабочие коллективы заводов «Опеля» в Европе друг против друга, пытаться перетянуть те или иные заводы на свою сторону – против других.

Профсоюзы не доверяют менеджерам Джи-Эм – и это не без оснований: считается, что ухудшение ситуации «Опеля» за прошедшие десятилетия связано с неудачным американским менеджментом.

Пока что немецкая политика старается найти решение – в четверг в Берлине встретились главы четырех федеральных земель, в которых расположены заводы «Опеля». Однако что может сделать политика? Пока что спорят лишь о том, как быть с обещанным государственным обеспечением кредитов. Либеральные политики придерживаются мнения, что государственные гарантии должны быть немедленно взяты назад. Однако большинство склоняются к тому, что Джи-Эм может получить ту помощь, которая предполагалась для «Опеля» в случае сделки с «Магной» – однако лишь в том случае, если он предложит концепцию, открывающую для «Опеля» долгосрочную перспективу. Тем более, что сама Джи-Эм теперь просит не 4,5 миллиардов евро, как «Магна», а всего лишь три.

Эксперты начинают склоняться в сторону Джи-Эм. Уже в четверг в телевизионных дебатах они указывали на «ненадежность русских рынков», а некоторые из них считают, что Джи-Эм вполне могли бы договориться с «Магной». В конце концов в Европе немало предприятий, имеющих по два материнских концерна.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.