Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 января 2020
Политкорректность по-японски

Политкорректность по-японски

В г. Кавасаки принято решение ввести штрафы за оскорбления в адрес нацменьшинств.
Дмитрий Мельников
14.01.2020
Политкорректность по-японски

Делается это по большому счету с единственной целью – для защиты от притеснений представителей корейской общины, одним из центров проживания которой в Стране восходящего солнца как раз является упомянутый город. Станет ли это первым шагом к примирению корейцев и японцев, которые испокон веку недолюбливают друг друга?

А тянется все это с давних времен. В древности и в средние века пираты державы Ямато с завидной регулярностью совершали опустошительные набеги не только на прибрежные корейские города и веси, но даже на лежащие в глубине территории населенные пункты. Корейцы вынуждены были постоянно заниматься восстановлением утраченного, не говоря уже о больших людских потерях и разделенных семьях. Понятно, что на этом фоне и сложился въевшийся в корейскую душу образ злодея-японца.

Тут стоит заметить, что корейцы также не всегда выступали в качестве боксерской груши. Помимо победоносной Имджинской войны на рубеже XVI-XVII веков, когда позорное поражение потерпел японский флот, было несколько других эпизодов, хотя и не столь резонансных. Так, исторические рукописи говорят о походах корейцев на окраинные японские земли. В этом отношении показательна вылазка относительно небольших корейских отрядов на печально известный остров Цусима в XIV веке. Участвовали они и в монгольских походах на Японию, которые, как известно, закончились неудачно из-за тайфуна. При этом, не имея в активе блестящих побед в масштабных конфликтах, корейцам взбрело в голову бахвалиться этими вылазками. Все подается так, будто это был совместный поход монголо-корейской армии, то есть корейцы причислили себя к равноправным союзникам монголов. В то время как монголы всячески старались продемонстрировать корейцам их истинное место в иерархии, например, путем наказания военачальников «союзников» кнутом прилюдно, не говоря уже о регулярной выплате дани.

Подобная ситуация, конечно, напоминает нам взаимоотношения с Украиной, выискивающей на свалке истории эпизоды, которые можно было бы истолковать как «перемогу» над «клятыми москалями».

Взять хотя бы ту же битву под Желтыми водами, когда часть казаков Запорожской Сечи, в союзе с крымскими татарами, уже после присяги на верность московскому государю смогла нанести чувствительное поражение московскому войску. Разница лишь в том, что Киев науськивают выискивать подобные эпизоды западные кураторы, в то время как Сеул и Пхеньян по большей части сами искренни в своем стремлении насолить японцам. Заокеанский сюзерен отнюдь не в восторге от подобного поведения – ведь в геополитических шахматах, в которые с разной степенью успеха играет Белый дом, единство вассалов - один из ключевых элементов.

Довольно серьезная претензия японцев в отношении корейцев – обвинение в непоследовательности и коварстве. Например, в годы владычества Японии на Корейском полуострове в 1910-1945 годах речь шла о приобретшем немалый размах вхождении части корейского социума в государственную машину страны Ямато. Несмотря на утверждения о крайне бедственном положении корейцев в ту эпоху, известно немало примеров, когда они становились предпринимателями, чиновниками. Это логично, ведь Токио, создававшему с нуля  промышленность в Корее, нужны были управленцы и бизнесмены из ее среды. Служили корейцы и в японской армии, причем, бывало, далеко не на рядовых должностях. Так, в храме Ясукуни в Токио, помещены таблички и с именами корейцев (в японском варианте), служивших в японской армии. Более того, были корейцы и среди членов отряда камикадзе, были и те, кто снискал себе сомнительную славу, принимая участие в карательных операциях на территории Китая. Так что корейцы сумели вписаться в японское государство. Дело шло даже к вытеснению корейского языка из разговорного обихода. Как свидетельствуют корейцы старшего поколения, к 1945 году в крупных городах представители подрастающего поколения говорили только по-японски. Но потом задули новые ветры, и картинки благостного сосуществования были отброшены как не соответствующие «генеральному курсу». Все это опять же очень похоже на претензии «щирых» националистов в наш адрес.

Ощущение сходства с украинским вариантом только усиливается, когда узнаешь, что в Корее модно пересматривать историю, изображая своих островных соседей полными неумехами.

Например, даже факт начала производства фарфора в Японии лишь в начале XVII века под руководством корейских мастеров толкуется радикально – мол, до этого момента японцы не умели обрабатывать глину и использовали для изготовления домашней и бытовой утвари исключительно дерево. Тот неоспоримый факт, что керамику японцы начали изготавливать еще в начале нашей эры, что подобной утварью заставлены все музеи, в расчет не принимается. И это лишь один из многочисленных примеров. Наверное, не в последнюю очередь в ответ на это японцы называют крайне простой в обращении одноразовый фотоаппарат тем же жаргонным словечком, что употребляется в отношении корейцев: «простачок». 

Обязательный элемент межнациональной вражды в виде территориального спора тоже присутствует – обе страны яростно спорят о принадлежности островов-скал в Японском море. Во многом возникновению этой незаживающей язвы мир обязан американцам. Те в составленном по итогам Второй мировой войны довольно неоднозначном и несбалансированном Сан-францисском мирном договоре 1951 года вывели острова из-под юрисдикции Токио, но о принадлежности их Сеулу упомянуть то ли позабыли, то ли не захотели.

Если внимательно проанализировать все вышесказанное, можно утверждать, что по большому счету при правильном подходе существующая антипатия устраняется довольно быстро. Более того, определенные шаги в этом направлении все же предпринимаются. Помимо упомянутых мер юридического характера в последнее время значительно количество японцев стали увлекаться корейской культурой, рассматривая ее едва ли не как предтечу японской – как говорится, из крайности в крайность. 

И все же полностью истребить чувство взаимного отчуждения не удается. Немалая «заслуга» в этом политических элит с обеих сторон, использующих националистическую карту для якобы сплочения нации.

Так что двум соседним с нами по Дальнему Востоку народам, скорее всего, еще долго суждено оставаться в плену националистических настроений. Ну а знающие эту особенность соседи всегда будут ее использовать в своих интересах.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

СА
14.01.2020 11:21
совершенно справедливо сказано, что при правильном подходе существующая антипатия, по большому счету, устраняется довольно быстро.

Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».