Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
«Подделано в Китае»

«Подделано в Китае»

Как российские бизнесмены сами провоцируют производство плохих изделий в Поднебесной
Иван Бондарь
08.02.2010
«Подделано в Китае»

Несколько лет назад весьма высокого ранга представитель белорусского автозавода большегрузных автомобилей вернулся из поездки в КНР совершенно больным. Там, не разобравшись, кто он, услышав только, что гость имеет отношение к белорусским «большегрузам», китайцы завалили его предложениями поставить по бросовым ценам любое количество запчастей и узлов к его продукции. Заодно предложили комплектующие для трактора МТЗ, российских ЗИЛа, КАМАЗа – хоть ремонтируй, хоть целиком машину собирай. Да они нас скоро задушат своей некачественной дешевкой, убивался белорус.

Задушить пока не задушили, хотя, наверное, и не прочь, а вот укрепиться на наших просторах за последние годы китайцам удалось весьма серьезно. Машиностроители, тракторостроители - все, как один, тихо ужасаются, глядя на экспансию дешевых и ненадежных китайских машин и механизмов. «В Сибири еще год-два, и МАЗ будет полностью вытеснен китайскими автомобилями», - констатировал вернувшийся недавно из командировки в Кузбасс Владимир Кузнецов. Он – частный детектив, эксперт по борьбе с контрафактной продукцией, член комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты России, специализируется на делах, связанных с подделками и воровством интеллектуальной собственности в промышленности.

Я напросился на встречу с начальником одной из таможен, по информации знающих людей, «не берущего» и за государство болеющего. Он согласился поговорить при условии, что имени его я не назову. Выводы таможенник сделал резкие и конкретные, совсем не чиновничьи. «Есть два устойчивых мифа. Первый: таможенники будто бы специально за мзду пропускают через границу китайские подделки продукции наших заводов, - сказал собеседник. – Неправда это. Большинство наших предприятий, изделия которых подделываются, так и не включили свои товарные знаки в специальный таможенный реестр, их знаки не защищены и мы, следовательно, не контролируем этот момент. Мы вообще не имеем права задерживать такую продукцию. Наша обязанность - проверить оформление документов и обеспечить уплату таможенных сборов. И все! В принципе, мы могли бы начать разбирательство по конкретным случаям даже без реестра, если бы получили заявление производителя относительно поставок контрафакта, но на моей памяти такого заявления не было. Так какие могут быть к таможне претензии?». Второй миф, отметил собеседник, выглядит так: «Таможенники, в сговоре с поставщиками, принимают и оформляют китайские товары по заведомо заниженным, бросовым ценам. Утверждать так «за всю Россию» не следует. Иначе получается, раз китайские товары на нашем рынке очень дешевы, то вся таможня, вплоть до последнего таможенника, куплена. Так думать как минимум нелепо».

Но цены за китайские товары на таможенной границе поставщики действительно выставляют необычайно низкие, и здесь есть очень большая и неприятная проблема, отметил собеседник. Пояснил: «Таможенники проверяют цену товара, сильно ли она отличается от средней, по специальным справочникам, каталогам, по базам данных. Только в случае с Китаем это невозможно.

У нас нет полноценной и достоверной ценовой информации по Китаю, нет официальной основы, позволяющей «тормозить» на границе китайский товар с заведомо заниженной таможенной стоимостью.

Основываясь на собственном опыте, рискну утверждать, что цена обычно занижается процентов на сорок, иногда на пятьдесят. Но бывает, что и до восьмидесяти доходит».

Мне оставалось только спросить, почему так? «Да потому что это выгодно кому-то из так называемых «очень серьезных людей», - считает таможенник. – Просматриваются во всем этом признаки хорошо поставленной системы. И малый, и средний бизнес тоже активно возит из Китая товар, ему позволяется возить: в потоке поставок проще скрыть хорошо налаженные каналы, приносящие сверхприбыли побольше, чем в «нефтянке». Между тем, напомнил собеседник, в Китае «есть соответствующие российские представительства. Но ценовую информацию мы не получаем». В воздухе периодически время от времени начинает витать идея создать рабочую группу из представителей Минэкономразвития, Минпрома, ФТС, налоговой службы, она могла бы решить проблему, считает таможенник. Но, добавил он, «повисев в воздухе, идея столь же периодически в нем и растворяется».

С выводами, конечно, можно и не соглашаться, хотя в свете случившейся уже после нашего разговора громкой истории с закрытием Черкизовского рынка все теперь видится иначе, чем раньше. Это же факт: поток дешевого некачественного товара из Китая становится все мощнее.

Восток России уже однозначно предпочитает китайские погрузчики, автомобили и многое другое, товары эти добрались и до европейской части России, и до Белоруссии.

Между тем, уже упоминавшийся Владимир Кузнецов, знающий проблему, утверждает: «В аппарате торгового представителя Китая в России готовы рассмотреть любые предложения российской стороны, дать имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию». Конечно, между словами «говорить» и «делать» - дистанция огромного размера, но - тем не менее. Вообще, утверждает детектив, времена, когда Поднебесная любой ценой пыталась выпихнуть на чужие рынки свой дешевый низкокачественный товар, уже проходят. Официальный Китай заинтересован закрепить выход на рынки, доказать, что он может выпускать изделия, способные конкурировать не только ценой, но и качеством. Поток состряпанного на коленке товара для заграницы, по большому счету, ему уже невыгоден. К тому же у по-настоящему серьезных китайских производителей достаточно заказов для своего, все еще «голодного» внутреннего, даже в кризисные времена растущего рынка. Если они и берутся за зарубежный заказ, то не заинтересованы в том, чтобы «гнать» некачественную продукцию для внешнего потребителя.

Откуда же тогда поток некачественного товара в наши Палестины?

Да сами российские контрагенты, считает Кузнецов, и провоцируют производство плохих дешевых изделий, требуя от китайских партнеров уместиться в таких-то, крайне низких, ценовых параметрах.

Для исполнителя - а это отнюдь не крупные производители качественного товара, а второстепенные и третьестепенные фирмы - главное сделать так, как заказчик просит, и заработать. А сертификаты соответствия товара российским требованиям, и все об этом знают, можно в России купить легко и непринужденно, главное – дешево. Конечно, есть на нашем рынке китайские товары не только откровенно плохие или просто плохие - есть и удовлетворительного качества. Но они все равно дешевле наших товаров - из-за меньших, чем российские, издержек производства. С ними-то, тем не менее, можно было бы конкурировать. Но сегодня бал правят откровенно плохие и просто плохие товары.

Надо сопротивляться экспансии. Но как? Вон уже и РЖД, громко ратуя за российское, потихоньку заказывает в Китае рельсы и прочее литье. Правда, мы тоже хороши: очень часто наши предприятия делают ставку на выпуск готовой продукции, а запчасти - на втором плане. Свято место пусто не бывает, и вот уже накатывает вал китайских запчастей к нашим тракторам, автомобилям, погрузчикам. «В Сибири я говорил с людьми, досконально знающими тамошний автомобильный рынок. Так вот, они уверены, что еще год-два, и наши машины будут вытеснены китайскими автомобилями. У наших - слабый сервис. Неделями жди оригинальные запчасти, или же бери китайские подделки. Выгодней покупать одноразовый китайский грузовик. Сделан он почти из бумаги, но зато очень дешевый. «Убил» его, выбросил, купил новый», - рассказывал Владимир Кузнецов.

Итак, люди все чаще покупают китайское - оно дешевое, год, а то и два, отработает. Дальше? А вот заглядывать дальше в будущее у людей и у компаний пока элементарно не хватает денег, тем более, кризис на дворе. Есть и другие причины. В Кемеровской области тьма грузовиков «Хово», они работают на «левой» добыче угля, на так называемых «закопушках». Нагрянет милиция – не жаль технику бросить. Работающие в России дилеры мировой известности марок карьерных самосвалов и экскаваторов, по их словам, тоже ощущают давление китайской техники. Еще бы: китайцы дилерскую скидку своим партнерам предлагают раза в три большую, чем западные компании. Вот в итоге и получается, что в Челябинске российская компания «Уральский погрузчик» с некоторых пор завозит и продает китайскую технику.

А что же другие государства? Что, их рынки не пытаются залить мутной волной китайских поделок? Пытаются, но плотины там покрепче, чем у нас. Там хорошо разработаны меры противодействия - законодательные, организационные и технические. Во-первых, за контрафакт наказывают - всерьез. Система контроля работает четко, наказания жесткие и бескомпромиссные. То есть попытки «закосить» под известную марку, конечно, есть, но если попался – пощады не проси и не жди.

Вот в Швейцарии производство и продажу контрафакта объявили преступным бизнесом, за который «отвечает» уголовный кодекс, наказание - полмиллиона евро штрафа плюс до восьми лет тюрьмы.

Как говорят, неслабо: навсегда отвращает от поиска легких путей к богатству. В других европейских странах наказания полегче, но мало тоже не покажется. Конечно-конечно, у нас, бывает, тоже наказывают - если откупиться совсем уж нечем… - но в итоге отдуваются за всех единицы, да и полноценной законодательной основы преследования и неизбежного жесткого, сурового наказания ловкачей до сих пор нет. Во-вторых, нет того, о чем говорил таможенник: «там» те, от кого многое зависит во ввозе в страну дешевых поделок и просто подделок, не имеют в этом никакого личного интереса.

В развитом мире от чиновника самого высокого ранга, если что-то и зависит всерьез, то только в строго очерченных рамках именно его деятельности. Это у нас достаточно быть солидным бюрократом, чтобы ты мог решить проблемы «вообще», а не только в узких границах свои профессиональных полномочий.

Вот и ползет контрафакт, подделки, халтура, просто опасный для жизни товар, прежде всего, в Россию, потому что есть «сильные люди», которым это выгодно.

Опять-таки, сертификаты соответствия там – именно сертификаты соответствия, а не российская бумажка, купленная за 200-500 рублей. Халтуре трудно проскочить экспертизу, то, что может угрожать жизни и здоровью, отметается с порога. Там и «одноразовый» китайский грузовик уже по этой причине завезти в страну не удастся, и какие-нибудь «фенольные» сорочки или «фонящие» туфли - тоже.

Наконец, очень большое значение имеет уровень жизни и доходов. Ну, не будет обычный европейский житель покупать китайский хлам. Не будет. Потому-то его и нет в магазинах. Совсем уж потерянные бедняги покупают, конечно, в дешевых лавках и на «толкучках» да «блошиных рынках», да и то стараются брать хотя бы турецкое - но это другой разговор. У нас же «черкизоны» - единственный выход для большинства жителей все еще, как ни утверждают обратное власти, не очень богоспасаемой России. Люди, конечно, хотели бы приодеться нормально и покупать качественные продукты, да карман оскорбительно тощ. Ради справедливости надо сказать, что, хоть и не в таких масштабах, но нечто подобное встречается и в Болгарии, и в Румынии – нищих задворках Евросоюза. Ну, дальше – разве что как исключение. Но зато там, «дальше», можно купить в магазинах более-менее дешевый, но достаточно качественный - умеют, умеют китайцы, просто до нас не доходит – товар: одежду, аппаратуру и т.д. Но это уже другой разговор: другая себестоимость и цена.

Почему бы и нам не проявить «китайскую мудрость»: спланировать, как противостоять «восточному нашествию» и возвратить катастрофически теряемые позиции?

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.