Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Пиратский оброк

Пиратский оброк

Наша страна оплачивает из госбюджета защиту иностранных судов от пиратов
Сергей Птичкин
11.05.2010
Пиратский оброк

Между двумя майскими праздниками случилась ЧП, вызвавшее взрыв негодования и патриотизма одновременно: злобные пираты захватили танкер со странным названием «Московский университет» и полностью российским экипажем. Странным потому, что университетов в столице – не пересчитать, в честь какого из них назвали танкер, шедший под либерийским флагом, непонятно...

Капитан судна, прежде чем спрятаться в лабиринте внутренних отсеков, сообщил командиру большого противолодочного корабля (БПК) «Маршал Шапошников», что его судно атаковали морские разбойники. Российский боевой корабль сразу рванулся на выручку, через несколько часов пираты были повязаны, танкер освобожден.

Народ российский всегда и очень близко переживает чужие трагедии. А тут напали на наших. А русские своих не бросают! И никто не сомневался, что «Маршал Шапошников» обязательно освободит захваченное в плен судно. Когда наш БПК и наши морские пехотинцы действительно задали пиратам жару и освободили экипаж из плена, весь российский народ в едином порыве возликовал. Первые лица государственной власти сразу воздали должное и мужеству экипажа, несколько часов находившемуся в плену, и профессионализму военных моряков, которым были обещаны высокие награды. Если бы не юбилей Победы, то, вполне возможно, к месту ЧП вылетела бы депутация Госдумы и высшее командование ВМФ для награждения на месте боевых действий отважного экипажа «Московского университета» и профессионалов новой формации – экипажа «Маршала Шапошникова», а также прикомандированных к нему морпехов и следователя СКП. И как-то за скобками общественного внимания остались весьма существенные детали.

Боевой корабль Тихоокеанского флота России – наш, и в этом сомнений нет. Но танкер-то чей?

Пусть и с экипажем, имеющим российское гражданство и прописанным в Новороссийске. Владеет судном некая частная компания. Ходит этот частный танкер под удобным либерийским флагом. Теперь - несколько слов о профессионализме освободителей. Большой противолодочный корабль настиг дрейфующий танкер через несколько часов после получения сигнала тревоги. И, принуждая пиратов сдаться, открыл по нему огонь из шестиствольных 30-мм автоматов. Пираты перепугались и сдались, потеряв при обстреле убитым одного из своих товарищей.

Стоит отметить, что 30-мм шестиствольные пушки конструкции Грязева-Шипунова - штука страшная. Случалось, что неосмотрительно выпущенная длинная очередь из них начисто сносила рубку небольшого боевого корабля. Было чего пиратам пугаться. Но ведь получается, что африканские пираты умнее новых российских военно-морских профессионалов. Флибустьеры, во всяком случае, побоялись стрелять из РПГ на борту танкера, понимая, что могут спровоцировать взрыв его нефтяных резервуаров. А наши мореманы чем руководствовались? Они хотели уничтожить пиратов любой ценой? Даже ценой жизни экипажа как бы освобождаемого танкера и ценой самого танкера? Лишь чудом «Московский университет» не взорвался, не загорелся и не нанес ущерба экологии Индийского океана. Антипиратская группа «Маршала Шапошникова», а также командир БПК, как было официально заявлено, получат высокие правительственные награды. Хотя логичнее было бы объективно оценить их действия и не награждать, а примерно наказать, чтобы в другой раз в аналогичной ситуации командир задумался, прежде чем отдать команду на открытие огня. Впрочем, возможно, именно такие «профи» армии и флоту российскому сегодня как раз и нужны…

Пиратство – мировое зло с доисторических времен. Морских разбойников еще во времена Римской Империи назвали «врагами рода человеческого». Они всегда были вне закона, и жизнь пойманных пиратов заканчивалась на рее. Однако так случилось, что российские суда с пиратами никогда не сталкивались. В прошлые века океанский торговый флот у нас появился, когда с морским разбоем было покончено. Ренессанс пиратства случился в конце ХХ века. Именно в то время, когда коммерческий флот России в буквальном смысле исчез. Пароходства были приватизированы, появились частные судовладельческие компании, и все суда, способные совершать длительные рейсы в Мировом океане, очень быстро сменили флаг с российского на удобные – панамский, либерийский, мальтийский и так далее. Под каким флагом судно плавает, формально территорией той страны и является.

Поэтому-то защищать свой огромный торговый флот, в первую очередь, должна та же Либерия. Но никак не Россия, океанского коммерческого флота не имеющая.

Итак, «Московский университет» ходит не под российским, а под либерийским флагом. Такой оффшор владельцам пароходства удобен. Налоги и различные судовые сборы в Либерии символические, в карманы судовладельцев идут повышенные доходы. И получается странная картина. «Наваривать» частный капитал на российском танкере с российским экипажем - это под чужим флагом. А звать на выручку - так флаг российский. Почему не либерийский?

Вот что говорит ведущий специалист в области морского права, доктор юридических наук, профессор Геннадий Мелков: «По борьбе с современным пиратством принято пять решений Совета безопасности ООН. Резолюция № 1851 от 16 декабря 2008 года предоставила морским державам право проводить силовые военные операции даже на территории Сомали с физическим уничтожением пиратов, а также их судов, как в открытом море, так и на прибрежных базах. Кто должен вести борьбу с пиратами и к кому обращаться за помощью морякам, попавшим в беду, и их семьям? В первую очередь, охрану судов и борьбу с пиратами должны вести те государства, под чьим флагом ходят суда. К правительствам этих стран опять же в первую очередь должны обращаться семьи плененных моряков. В прошлом году было захвачено судно «Арктик си», история достаточно темная. Но с юридической точки зрения это был акт чисто пиратского захвата. Судно принадлежало частному владельцу, шло под флагом Мальты. На его выручку были отправлены две атомные подводные лодки и большой боевой корабль ВМФ России с морскими пехотинцами на борту. Понятно, у Мальты нет ВМС. Ну, так не ходите под флагом Мальты! Кто оплатил спасение сухогруза под иностранным флагом в 2009 году? Бюджет России! Такая же ситуация и с освобождением танкера «Московский университет». Частное судно частных судовладельцев под флагом Либерии из пиратского плена выручает БПК «Маршал Шапошников» за счет средств федерального бюджета, сформированного добросовестными российскими налогоплательщиками.

На мой взгляд, должен быть выработан правовой механизм возмещения расходов, связанных с защитой от пиратов таких судов как «Московский университет». Если хозяину выгодно, пусть его судно ходит под так называемым удобным флагом. Но если судовладелец хочет обезопасить свой коммерческий флот от пиратских рисков, он обязан заключать гражданско-правовой договор с государством об охране в неспокойных районах. В этом договоре должно содержаться положение о возмещении всех расходов, связанных с защитой и возможным освобождением судна в случае его захвата. Тогда будет все понятно и справедливо. И странно, что столь очевидные с точки зрения права и государственной экономики вещи у нас до сих пор даже не обсуждались».

Морские окрестности Сомали – зона повышенного риска для всех судов - торговых, пассажирских, даже прогулочных яхт. Понятно, что суда, идущие под флагом США, различных арабских государств, стран Евросоюза, Индии, Израиля, КНР, Малайзии и прочих морских стран объективно должны охраняться военно-морскими силами этих государств. Что и делается. Международная военно-морская группировка в этом районе Индийского океана достаточно крупная.

Несмотря на то, что судов под российским флагом здесь не ходит, просто за неимением таковых, в 2008-м наша страна без всякого принуждения и без всякой необходимости включилась в международную борьбу с пиратством. За свой собственный счет.

ВМФ РФ недавно отправлял на охоту с пиратами даже атомный ракетоносец «Петр Великий», названный когда-то статс-секретарем министра обороны РФ Андреем Кокошиным «пожирателем авианосцев». Он ничего в итоге не пожрал - за неимением у разбойников авианосцев. Однако - без кавычек - сожрал на свою эксплуатацию в борьбе с флибустьерами огромную сумму рублей и долларов из государственного бюджета…

Многие уверены: когда речь идет о спасении жизни соотечественников, вести разговор о деньгах просто кощунственно. Увы, не в наши дни. Сколько этих самых соотечественников, и не в пиратском плену, а в родимой России погибло за последние годы лишь потому, что нечем им было платить за лечение, то есть за спасение. Отправить бы миллионные суммы в валюте, угробленные на защиту чужих кораблей в чужих водах на поддержку медицины и спасение действительно своих, но небогатых людей. И требовать от успешных, как их любят называть правительственные чиновники, коммерсантов возмещения расходов, понесенных ВМФ при защите их частной собственности, совсем не кощунственно.

Но, похоже, по неведомым нам причинам в условиях рынка по законам рынка с отечественными судовладельцами правительство разговаривать не будет. Защиту их плавучей собственности от морских разбойников государство и дальше будет оплачивать за счет средств федерального бюджета – из нашего с вами кармана.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.