Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2020
«Перезагрузка» без розовых очков

«Перезагрузка» без розовых очков

Контроль над вооружениями: США продолжают нарушать свои обязательства
Юрий Рубцов
11.08.2010
«Перезагрузка» без розовых очков

Российский МИД ответил на опубликованный в конце июля доклад госдепартамента США «2010. Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения», в котором американцы обвинили Россию в нарушениях режима нераспространения.

Сначала появился краткий комментарий Смоленской площади: «Без представления каких-либо фактов Россию причисляют к разряду "нарушителей" нераспространенческих договоренностей. В докладе имеются тенденциозные оценки в отношении выполнения Россией положений Договора о СНВ. По-прежнему фигурируют застарелые претензии по химической и биологической конвенциям».

Затем последовала публикация объемистого документа «Факты нарушения США своих обязательств в сфере нераспространения оружия массового поражения и контроля над вооружениями». Счет выставлен впечатляющий, он охватывает договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1), договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), комплекс договоренностей в области ядерного нераспространения, конвенцию о запрещении химического оружия, конвенцию о запрещении биологического оружия, Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, комплекс договоренностей в области международных режимов экспортного контроля, наконец, документы, определяющие сферу контроля над обычными вооружениями в Европе.

Документ Министерства иностранных дел России, вскрывающий многочисленные факты нарушения Соединёнными Штатами своих обязательств в сфере нераспространения оружия массового поражения и контроля над вооружениями, демонстрирует традиционную приверженность Вашингтона к практике двойных стандартов: устойчивую привычку беззастенчиво делать то, за что критикуешь других.

Нет необходимости останавливаться на всех позициях, зафиксированных в документе МИД РФ, он опубликован. А вот выделить нескольких ключевых вопросов стоит.

Договор СНВ-1, бывший на протяжении почти двух десятилетий основополагающим для российско-американских отношений, подписанный на самом излете Советского Союза в 1991 г., вступил в силу лишь в конце 1994 г., а срок его действия истек 5 декабря 2009 г. И еще в декабре 2001 г. обе стороны заявили, что полностью выполнили обязательства, взятые по договору, основательно сократив число стратегических носителей ядерного оружия и боезарядов.

Тем не менее, дата 5 декабря 2009 г. кое-кого по обе стороны океана просто завораживала. Приближение этого срока объявлялось важнейшим стимулом для скорейшего заключения договора СНВ-3. Хотя многие эксперты трезво отмечали, что спешка здесь является совершенно излишней и не продиктована никакими объективными факторами, поскольку до конца 2012 г. продолжает действовать договор о стратегических наступательных потенциалах (СНП). СНВ-3 все-таки поспешили заключить - во имя демонстрации успехов «перезагрузки» в отношениях двух стран.

Однако хороша «перезагрузка», если теперь выясняется, что новый договор СНВ-3 сопровождается целым шлейфом нарушений американцами предшествующего договора.

Например, США, проводя лётные испытания баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент-II», пуск которых осуществлялся с Восточного ракетного полигона, заблаговременно не уведомляли об этом Россию и телеметрическую информацию, как того требовал договор, не предоставляли. Объяснение выдвигалось смехотворное: мол, эти ракеты принадлежат Великобритании, на которую российско-американское соглашение не распространяется. «Такая неконтролируемая деятельность американской стороны по БРПЛ фактически лишала Россию возможности контроля одного из основополагающих параметров по ДСНВ-1», – говорится в документе МИД РФ.

Остался открытым вопрос о переоборудовании американских тяжелых бомбардировщиков (ТБ) B-1 в бомбардировщики, оснащенные под неядерные вооружения, а также их базировании. США так и не представили убедительных доказательств того, что использованный ими набор процедур обеспечивает невозможность обратного переоборудования неядерных ТБ в ядерный вариант.

Обращает на себя внимание факт игнорирования американцами одного из принципиальных запретов договора СНВ-1 – не использовать наступательные вооружения в интересах ПРО. На полигоне Ванденберг (штат Калифорния) США произвели несанкционированное переоборудование пяти шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет в пусковые установки ракет-перехватчиков, что прямо противоречит положениям договора. На «озабоченности», неоднократно высказывавшиеся в связи с этим Москвой, в Вашингтоне плевали. А выжимая из России новый договор (СНВ-3), США по-прежнему закладывали в его проект собственные представления об оружии наступательном и оружии оборонительном и категорически отказались в подписанном 10 апреля 2010 г. в Праге документе отразить их объективную взаимосвязь. И при этом, учитывая практику нарушений договора СНВ-1, ничего не опасались: ну, выскажет Москва еще одну «озабоченность», что с того?

Далее следуют факты нарушения американской стороной договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанного Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом в декабре 1987 г. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности, а имеющиеся ракеты ликвидировать. Подписание договора по РСМД ознаменовалась со стороны Горбачева «царским подарком» американцам: под договор был подведен целый класс оперативно-тактических ракет «Ока» (СС-23), которые по своим параметрам ликвидации не подлежали.

Так или иначе, по заявлению сторон, к июню 1991 г. договор был выполнен полностью. Только полностью ли? Откуда в таком случае у США целое семейство ракет-мишеней, имитирующих широкий спектр баллистических ракет средней дальности, которые они используют для отработки элементов системы ПРО. «Осуществление запусков указанных изделий трактуется в соответствии с Договором о РСМД как испытания баллистических ракет наземного базирования средней дальности "нового типа", что является прямым нарушением его основополагающего положения – статьи VI, и запрещающей "производить ракеты средней и меньшей дальности и проводить их летные испытания"», – отмечает российский МИД.

Констатации тут, безусловно, недостаточно.

Из всех приведенных фактов вывод один: США, где-то скрываясь за туманными формулировками, а где-то нагло отходя от зафиксированных на бумаге договоренностей, упорно развивают новейшие системы вооружений.

В первую очередь, это касается создания всеобъемлющей системы НПРО. Напомним, что в этой области Вашингтон одним махом избавился и от ранее взятых обязательств, и от необходимости отвечать по фактам нарушений, выйдя из договора по ПРО 1972 года.

Происшедшее - урок для российского политического руководства. Хорошо, конечно, что факты многолетних и грубых нарушений Соединенными Штатами международных договоренностей стали известны широкой российской общественности. Плохо, что произошло это лишь в результате пикировки внешнеполитических ведомств двух стран.

А если бы госдепартамент США не стал публиковать свой доклад, в Москве что – так и продолжали бы делать хорошую мину при плохой игре американской стороны? К чему вообще это ведёт?

Еще как-то можно понять конфиденциальность в момент переговоров и согласования позиций, но как назвать игру в молчанку в условиях невыполнения другой стороной важнейших договоренностей, от которых зависит безопасность государства, страны, народа?!

Владея фактами грубых нарушений американской стороны того же Договора по СНВ-1, Смоленская площадь шла сама и ориентировала Кремль на новые договоренности с американцами. Обстановка вокруг подготовки и заключения СНВ-3 показала, что США пытались выгадать односторонние преимущества. В первую очередь, всеми силами уклонялись от признания теснейшей связи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, то есть СНВ и ПРО, от признания и от необходимости прописать эту взаимосвязь в тексте договора. Если кто позабыл, напомним: в подписанном 10 апреля 2010 г. договоре СНВ-3 тематика национальной противоракетной обороны, активно развертываемой Соединёнными Штатами в Европе и других районах мира, отсутствует.

Разве не следовало еще на стадии подготовки СНВ-3 публично обратить внимание Вашингтона на факты нарушений им предыдущих договорённостей – факты, обнародованные, увы, только сейчас?!

Руководство российского МИДа могло бы давно убедиться в бесперспективности собственной застенчивости.

Помнится, в 2006 г. в Соединенных Штатах был принят очередной обновленный вариант Стратегии национальной безопасности. Отношениям с Россией там отводилось всего два абзаца, в которых готовность США тесно работать с Москвой по вопросам, которые «представляют взаимный интерес», ставилась в зависимость от того, насколько «правильную» политику будет проводить Россия. В своем заявлении МИД РФ обратил тогда внимание на то, что в новой Стратегии не было ни одного слова «о взаимном уважении и учете в практической политике законных интересов друг друга, о равноправии, взаимном доверии, предсказуемости поведения, транспарентности действий». Это робкое замечание американцы проигнорировали, как оно того и заслуживало. А вместо «транспарентности действий» Россия получила односторонние грубые нарушения режима ограничения вооружений американской стороной.

Остается только надеяться, что, садясь в следующий раз за стол переговоров, российские дипломаты будут смотреть на своих американских партнеров в том числе и сквозь призму обнародованных теперь МИДом фактов. Розовые очки здесь не только неуместны, но и крайне опасны.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Suvorov21
07.09.2010 23:06
Владивостоку - "Браво"

Ласлу - "Ядерная дубинка" это хорошо, но вот Россию ни когда уважать по-настоящему не будут... ее либо будут боятся либо пытаться уничтожить, чтоб добраться до ее богатств.
И к сожалению обусловлено это не только наличием тех самых ресурсов и богатств, но и исторической ролью России, о которой можете подробнее узнать посмотрев цикл документальных фильмов "Исторя - наука или вымысел?".
Я посмотрел, всем рекомендую.
анон
07.09.2010 1:04
граждане! ваша наивность уже даже не забавляет... "Руководство российского МИДа могло бы давно убедиться в бесперспективности собственной застенчивости" не смешите меня. Максимум, что может Сергей Викторович - это посидеть на заседании Правительства России(тм), записать поручения Владимира Владимировича(тм) и взять под козырёк форменной фуражки! Наш МИД - техническая контора, а не мозговой трест, но не потому, что мозгов нет, а потому, что решения продумывают и принимают в аппарате премьера и Администрации Президента.
Что касается самого СНВ3... слушайте выпуск передачи "Реальное время" на финам.фм от 17 августа. Без этих ваших конспирологий приведены логичные аргументы, что, почём, кому и зачем.
Владивосток
12.08.2010 18:19
За измену Родине должна быть смертная казнь, как при Сталине. Тогда бы не было ни Горбачёва, ни Ельцина, ни Чубайса, ни Медведева. Поэтому вся 5-я колонна и затеяла атаку на мёртвого льва. Трясутся от страха перед возмездием. Народ-то уже стал соображать, что произошло в 1991 году.
ву
12.08.2010 17:57
Опомнились.Обязательства это для вас --а права это для них.Молодец Кольма Прутков зрит в корень.
болтун
12.08.2010 6:40
Хочешь мира-готовься к войне.
Давно было сказано. Еще много можно привести цитат. Только толку от этого 0!
Питерский
11.08.2010 17:05
Цитата: /// «Из всех приведенных фактов вывод один: США, где-то скрываясь за туманными формулировками, а где-то нагло отходя от зафиксированных на бумаге договоренностей, упорно развивают новейшие системы вооружений… Происшедшее - урок для российского политического руководства… факты многолетних и грубых нарушений Соединенными Штатами международных договоренностей стали известны широкой российской общественности… лишь в результате пикировки внешнеполитических ведомств двух стран. А если бы госдепартамент США не стал публиковать свой доклад, в Москве что – так и продолжали бы делать хорошую мину при плохой игре американской стороны?... Владея фактами грубых нарушений американской стороны того же Договора по СНВ-1, Смоленская площадь шла сама и ориентировала Кремль на новые договоренности с американцами»///.
Возможность у «москвичей» (тех, кто «в Москве», выражаясь словами автора статьи), и, прежде всего, у первых лиц «российского политического руководства» (а именно их действия и должны, по большому счёту,  нас, российских граждан, интересовать в первую голову, ибо за ними последнее решающее слово),  «делать хорошую мину при плохой игре американской стороны» появлялась лишь в трёх случаях: первый – главный российский подписант «перезагрузочных» договорённостей, не испросив у компетентных лиц  соответствующую, и,  как теперь выясняется, имевшуюся на тот момент информацию о прежних фактах грубых нарушений с американской стороны, радостно ринулся их подписывать (быстрей, быстрей, пока не передумали), второй – запросил, но его обманули компетентные лица, сказав, что всё, де, в порядке, американцы, мол, партнёры порядочные, все договоренности, на которые подписались, всегда выполняют неукоснительно, а «обмануть меня нетрудно – я сам обманываться рад» или же они, компетентные лица эти, просто-напросто состоят в  штате американской агентуры в Росии? И, наконец, третий вариант – «главный российский подписант» всё это знал, но  сознательно стал играть в «перезагрузку», подписал новые договорённости в ущерб интересам России, и в пользу интересов Америки из каких-то своих, ему лишь одному (ну, возможно,  ещё членам его, как нынче принято говорить, «команды») ведомых соображений.  Если приложить вышесказанное к оценке действий российского подписанта, который, говоря словами известного поэта «задрав штаны, побежал за комсомолом», то получается ситуация по старой русской поговорке: «Куда ни кинь – везде клин». Как ни крути, «Gorby-2M» вырисовывается, однако…
Ласло
11.08.2010 15:26
Сколько можно наступать на одни те же грабли. Россия всё время задабривает США. А те считаются с ней лишь постольку, сколько это  заставляет советский ракетно-ядерный щит. В остальном, как бы не принимали российского президента в Белом доме, отношение к России, как к «Верхней Вольте, только с ядерной дубинкой». Подлинное отношение к России США продемонстрировали во время и после грузино-российского конфликта 2008 г. Но выводы, так и не были сделаны. Российские дипломаты, как и во времена Горбачева-Ельцина, «выпрыгивают» из штанов, пытаюсь ублажить американцев, но американского враждебно-пренебрежительного отношения так и не преодолели. Это естественно, уважают лишь сильных и независимых. Например, Китай, который проводит свою политику, не подстраиваясь под Штаты. И те его уважают.
grendel
11.08.2010 13:11
мне нравится преамбула: ...без перечисления каких-либо фактов Россию причисляют...
А разве Россия не "причисляет" Иран без приведения каких-либо фактов, а только лишь на основании подозрений ЦРУ, к нарушителям Устава МАГАТЭ?
Как аукнется - так и откликнется. Или МИД полагает, что у него есть право - такое же, как у госдепа США - жить по двойным стандартам? Размечтались...
Табачок-то врозь... Обидно, понимаешь.
Козьма Прутков
11.08.2010 12:37
Переговоры - это ширма. Надо менять колониальный режим России и прежде всего марионеток США в высших эшелонах власти России, всю чубайсовскую шайку на людей, действующих в инттересах своей страны, а не заокеанских хозяев.

Эксклюзив
01.12.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
03.12.2020
Подготовила Мария Максимова
В Эрмитаже проходит выставка изделий фирмы Карла Фаберже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».