Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Отработал ли свое «Минск-2»?

Отработал ли свое «Минск-2»?

Заметки об истинной подоплеке Минских соглашений
Валерий Панов
02.03.2017
Отработал ли свое «Минск-2»?

Президент США Дональд Трамп впервые выступил с обращением к конгрессу. О России он ничего не сказал, и именно поэтому подвергся критике со стороны представителей Демократической партии. Экс-губернатор штата Кентукки Стивен Бешир, например, обвинил президента в том, что он игнорирует «российскую угрозу». По традиции, выступление конгрессмена стало официальным ответом демократов на речь президента. Но, к сожалению, есть основания полагать, что беспокойство демократа несколько преувеличено.

Ранее пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер уже заявлял: дескать, президент Дональд Трамп надеется, что Россия будет двигаться в сторону урегулирования конфликта с Украиной, а также ожидает возвращения Россией Крыма (будто это безлюдная территория!).

Никто из новой администрации США не разу не сделал даже малейшего намека на украинскую агрессию на Донбассе. В западное общественное сознание по-прежнему вбивается мысль, будто «демократическая» Украина отражает российскую «агрессию», тем самым спасая Европу от «алтайско-бурятских бронетанковых дивизий». То есть новая администрация США повторяет те же «мантры», что почти ежедневно воспроизводили ее предшественники вкупе с европейскими партнерами.

Неужели и после ухода Барака Обамы антироссийская паранойя продолжится? Очень на то похоже. Возможно даже не только продолжится, но и усилится...

Ясно, что именно из-за крымской истории, прежде всего, против России были введены санкции. Все дальнейшие ограничительные меры появились и появляются в США и Европе исключительно для усиления этого антироссийского «тренда». И в этом контексте надуманная «российская агрессия» используется как ширма для сокрытия истинных целей и намерений. Подобное развитие событий вполне можно было предвидеть, как и то обстоятельство, что в американских претензиях к России будет громко звучать Крым. Судя по всему, полуостров еще долго будет камнем преткновения в российско-американских отношениях.

Соединенные Штаты в полном соответствии с концепцией З. Бжезинского о том, что без Украины «Россия перестает быть евразийской империей», десятки лет трудились над тем, чтобы оторвать Украину от России. Равно об этом десятилетиями грезили и наши исторические «партнеры» вроде немцев, австрийцев, поляков и других. Ради этой глобальной цели затевались и «оранжевая революция» 2004 г., и десять лет спустя - «революция достоинства».

Украинские черноземы, если и интересовали США, то далеко не в первую очередь. Это была давняя немецкая мечта, как и украинская территория, на определенные лакомые куски которой с вожделением посматривают европейские соседи. А что еще ценного осталось на Украине после 20 лет «незалэжности»?

Для американцев главным призом в этой борьбе должен был стать Крым. На полуострове пересекаются многие геополитические дуги. Отсюда можно проецировать силу на Кавказ, на весь Черноморский регион и далее, на Ближний Восток вплоть до Афганистана, Индии и Пакистана. Россия, таким образом, изгонялась из Черного моря, ее слабо защищенное южное «подбрюшье» попадало под натовский прицел. США брали под военный контроль обширнейший регион, простертый от Балтики до Персидского залива.

Но очередная попытка реализовать этот геостратегический план также не удалась, хотя, казалось, давняя гипотетическая конструкция обрела, наконец, материальную основу.

Натовские корабли после госпереворота-2014 уже готовились к размещению на полуострове, как вдруг Крым вместе с Севастополем объявил о своей независимости от Украины, а потом возвратился в состав России. Без единого выстрела, без единой жертвы и настолько быстро, что альянс со всеми его разведками и опомниться не успел.

Есть основания утверждать, что войну против юго-востока Украины Киев начал в отместку за возвращение Крыма в состав России. Не по собственной воле, разумеется, начал. Захватившая власть хунта никогда бы не отважилась на вооруженный конфликт на российской границе да еще в регионах, где проживает преимущественно русское население. И потому был немалый риск нарваться на соответствующую реакцию Кремля. Но за хунтой стояла Америка со всей ее мощью, Киев и осмелел…

Директор ЦРУ Джон Бреннан в декабре прошлого года «под занавес» своей службы в эфире Национального общественного радио США заявил, что именно Соединенные Штаты инициировали кровопролитие в Сирии и на Донбассе, устроив там «заварушку», которую теперь расхлебывает весь мир.

А. Якименко, бывший главой СБУ до переворота, свидетельствует, что в апреле 2014 г. Бреннан привез в Киев распоряжения о том, что и как нужно делать, какими силами реализовать план, изобретенный в ЦРУ.

Но легкой прогулки по Донбассу у ВСУ и у незаконных националистических формирований не получилось. Уже в начале июня 2014 г. бойцы вооруженных сил ЛНР блокировали аэропорт и находящихся там до 2000 военнослужащих сухопутных войск и нацгвардии Украины с вооружением и бронетехникой. (Потом спрашивают: откуда у непризнанных республик танки, другая боевая техника и оружие?) В июле последовали устроенный ополченцами ДНР Изваринский котел (до 8000 военнослужащих Украины) и Амвросиевский котел (6000 военнослужащих Украины). 19 августа за город Иловайск развернулись кровопролитные уличные бои. В «котел» попали 2000 бойцов ВСУ.

29 августа президент России Владимир Путин призвал ополченцев открыть гуманитарный коридор для окруженных украинских военных, чтобы дать им возможность покинуть район боев. Президент РФ также призвал правительство Украины прекратить боевые действия и вступить в переговоры с представителями ополченцев, что, по сути, стимулировало подписание «Минска-1».

Недавно генпрокурор Украины Юрий Луценко разоткровенничался и сказал, что именно Минские соглашения («Минск-1») спасли Киев от разгрома во время Иловайского «котла».

«Многие критикуют Минские соглашения. Теперь я уже могу сказать, что в момент, когда регулярные российские войска зашли в тыл наших в Иловайске, между Иловайском и Киевом был один батальон. Один!» – заявил он.   И заметил, что «тогда это было чудо для всех нас – Порошенко, Меркель и Олланд».

Так что именно Иловайский котел оказался тем фактором, который кардинально изменил военно-стратегическую обстановку и внешнюю политику Украины, заставив украинского президента Петра Порошенко подписать первые Минские соглашения.

Практически это стало принуждением Украины к миру по образцу и подобию принуждения к миру Грузии после того как она развязала вооруженный конфликт с Россией в 2008 г. Украина в результате получила передышку. ДНР и ЛНР – тоже. Но главный итог заключается в том, что Россию не удалось втянуть во внутриукраинский конфликт, чтобы вывести его, таким образом, на международный уровень.

После грузинских событий вряд ли можно было ожидать, что в украинскую войну вмешались бы НАТО или США, либо другая западная страна. Но «агрессия России», - а именно так преподносится гражданская война на Украине мировой общественности, - получила бы широкое международное осуждения и, в первую очередь, Совбеза ООН. США рассчитывали именно на такой эффект. И еще – на реально широкую международную изоляцию России, задавленной санкциями. По задумке организаторов этой круговой блокады, комплекс удушающих мер должен был заставить Кремль отказаться от Крыма и бросить Донбасс на произвол киевской хунты.

Однако не получилось. Плохо они знают наш народ. Россия осталась над схваткой. А председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин заявил, что если бы Россия действительно вела боевые действия со страной, сравнимой по потенциалу с Украиной, то этот конфликт длился бы максимум четыре дня. Тем не менее, почти сразу после подписания Минского протокола 5 сентября 2014 г. США начали обвинять Россию в том, что она не выполняет только что принятые условия украинского мира между Киевом и ДНР/ЛНР. Абсурд, да и только! Но именно таким образом Соединенными Штатами была задана тогда новая доминанта внешней политике западных стран в отношении России, которую стали представлять как «разрушителя» послевоенного миропорядка.

Украина при этом, естественно, изображалась невинной жертвой российских экспансионистских (захватнических) устремлений, грудью закрывающая Европу от российской «агрессии». На самом деле, Киев не выполнил ни одного пункта из мирных соглашений 2014 г. Он фактически ни на день не прекращал боевые действия. Другое дело, что терпел поражение на всех фронтах. И главным событием, которое и привело к «Минску-2», стало возобновление боевых действий в середине января 2015 г. в районе донецкого аэропорта и донецкого города Дебальцево, которые на тот момент контролировала украинская армия.

Надо сказать, что каждому мирному соглашению между Киевом и ДНР/ЛНР предшествовали жестокие поражения украинских войск. Собственно, «котлы» и принуждали к миру, причем не только Украину, но и стоящие за ней западные страны, в том числе и США.

В начале февраля стало понятно, что ВСУ проигрывают сражение и ополченцами будут взяты, как аэропорт, так и Дебальцево, где украинские войска попали в очередной «котел» (до 5000 военнослужащих). Чтобы не допустить их полного разгрома, что привело бы к полной потере Донбасса Украиной, и не допустить передачи Америкой летального оружия Киеву, что могло бы вылиться в опасное для Европы противостояние с Россией, Ангела Меркель и Франсуа Олланд спешно инициировали план мирного урегулирования конфликта.

Для этого они сначала 5-6 февраля посетили президентов Украины и России. Потом фрау Меркель слетала в Вашингтон, где добилась от Барака Обамы обещания не поставлять оружия Украине, если удастся достигнуть мира на Донбассе. 10 февраля в Берлине прошла встреча министров иностранных дел «нормандской четверки» (Россия, Германия, Франция и Украина), и предварительно были согласованы новые договоренности. А уже 11-12 февраля «Минск-2» в окончательном виде был утвержден главами государств «нормандской четверки».

В это же время бои в районе Дебальцево не прекращались, но Порошенко всячески отрицал наличие каких-либо «котлов». ВСУ, по его словам, никаких боевых действий вообще не вели, а предыдущие мирные соглашения нарушались исключительно ДНР/ЛНР, но, главным образом, «российским агрессором». Для большей правдоподобности этой версии украинские войска фактически были брошены своим командованием на произвол судьбы. От полного и окончательного разгрома их спасли новые Минские соглашения. Однако США и союзники использовали эту ситуацию как очередной повод для обвинений России в войне против Украины и «оккупации» Крыма, который, что стало волне очевидно, ушел от неньки-Украины (соответственно, от США) окончательно и бесповоротно.

Вместе с тем «нормандская четверка» опять дала хунте возможность избежать военно-политического краха.

Война остановилась на достигнутых рубежах. Прекратилось и массовое кровопролитие. У России появилась возможность сосредоточиться на борьбе с международным терроризмом и заявить о себе в Сирии как о мировой державе.

Именно Минские соглашения позволили России совершить столь убедительный для мировой общественности стратегический маневр. На украинском «фланге» ситуация тоже была под контролем. Крымские аппетиты США, однако, меньше от этого не стали.

Правда, теперь Украина без Крыма и Донбасса в состоянии экономического коллапса, банкротства и социально-политической нестабильности вряд ли будет нужна Вашингтону. В связи с чем Минские соглашения потеряют свое международное значение. А для Украины они перестанут быть планом прекращения войны и, как следствие, сохранения целостности страны, но превратятся в документ, закрепляющим ее статус-кво – с ДНР и ЛНР на востоке и без Крыма на юге. Исполнять их в полном объеме, особенно в политической части, не будет никакого смысла. Да, собственно, уже нет, поскольку ДНР и ЛНР заявили о своей экономической независимости (ранее – политической), то есть по факту стали суверенными.

Однако не стоит забывать, что кроме Украины есть другие страны, для которых Крым в составе России словно кость в горле. И на этой основе они готовы «дружить» с Америкой. Сумеет ли Россия сорвать новый сценарий по Крыму, если таковой возникнет, и навязать свой дискурс? С учетом «украинского опыта», разумеется.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.