Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 декабря 2019
Осколок Русского мира

Осколок Русского мира

В сравнении с началом 1990-х количество русских во Львове сократилось в три раза
Валерий Каргов
08.02.2013
Осколок Русского мира

О Львове, да и обо всей Галиции, в России вспоминают редко. Обычно в связи с очередной антироссийской выходкой современных последователей бандеровцев или с деятельностью «правящей» в нескольких западных областях националистической партии «Свобода», с прошлого года ставшей еще и парламентской. Такой вывод можно сделать, если смотреть передачи центральных каналов российского телевидения, читать материалы русскоязычного сектора интернета. Но известно ли, например, российским информагентствам, что во Львове по сей день имеется русская диаспора?

Есть и Генеральное консульство РФ, сфера деятельности которого распространяется на всю Западную Украину, Буковину и Закарпатье.

Что касается дипломатов, то не берусь судить о том, почему в российском информпространстве об их работе, кстати, в очень непростых условиях, нет сообщений.

Но по каким причинам российские СМИ обходят молчанием жизнь своих бывших соотечественников в этом самом западном уголке Русского мира, остается загадкой.

Не хотелось бы думать, что это результат целенаправленной политики, хотя такие предположения и напрашиваются, если учесть, что о жизни русских в бывших советских республиках рассказывается тоже не больше.

Жаль, ведь власти России всячески декларируют повышенную заботу о тех, кто волею судеб жил и служил в одном государстве, а потом в мгновение ока оказался совершенно в другом, да еще и, мягко говоря, не очень дружелюбном. Но, подчеркну, эти русские своей национальной идентификации не утратили. Наоборот, возродили ее и укрепили, поскольку в СССР такой проблемы на государственном уровне не существовало.

Укрепились, добавлю, и в православии, которое ранее существовало отдельно от нашего общественного сознания, но в Галиции, заметим, где религиозность традиционно высокая, никогда не теряло своих древних корней. Наверное, не случайно получилось так, что на улице Короленко во Львове рядом (ограда общая) обосновались Свято-Георгиевская православная церковь ((УПЦ Московского патриархата) и Русский культурный центр (РКЦ), тоже храм - русской культуры под эгидой Русского общества имени Пушкина.

На Крещение пришел сюда и я. Вначале зачерпнул святой водицы, помолился, затем решил зайти в Русский культурный центр. Сегодня здесь собрались почитатели поэзии, поскольку была намечена презентация творчества львовского русскоязычного поэта Андрея Гаращука - событие для города не частое.

Здание явно не отапливалось: верхнюю одежду никто не снимал. Без тепла и в крещенский мороз? Увы, в фойе была установлена прозрачная урна с надписью «Благотворительные взносы на оплату газа. Заранее благодарны». Тем не менее, зал заполнился почти полностью. Пришли и члены Русского общества, и почитатели бенефицианта - поэты, художники, музыканты, короче, представители львовской богемы. Эмоциональную обстановку в зале прохладной назвать было бы грешно.

Ведущий встречи Игорь Карчевский, выступающие профессор - искусствовед Валерий Провозин, известный журналист и писатель Олег Петров, который, можно сказать, стал первооткрывателем поэта, говорили о стихах Андрея Гаращука. Друзья поэта исполнили несколько песен на его стихи, отметив их удивительную музыкальность. В общем, благословили молодого литератора, представившего свой первый сборник на суд русской общественности.

Даже святой водой окропили, хотя следы влаги небесной и без того в помещении были в изобилии. Кровля здания прохудилась. На стенах и потолке над гордым Андреевским и над сине-желтым Украинским флагами, украшающими сцену, четко проступали грязно-мокрые пятна. Как же дошел до такой жизни львовский храм русской культуры? С этим вопросом я обратился к председателю Русского общества имени Пушкина, который одновременно является и управляющим Русским культурным центром, Альберту Астахову. Интересная картина вырисовалась.

Вначале было слово… Вернее, несколько слов: «Общество друзей русской и украинской культуры имени Пушкина». Это было в 1988 году.

Затем общественная организация обрела новое название - «Русское общество имени Пушкина», при котором был основан Русский культурный центр (РКЦ).

Возглавил и общество, и Центр Сергей Сокуров, заслуженный архитектор Украины. В 1990-м году львовские власти под РКЦ выделили закрывшийся к тому времени кинотеатр имени Короленко. Правда, в весьма плачевном состоянии. Но это уже была крыша над головой, заметим, первого на постсоветском пространстве Русского общества вне России. И, подчеркну особо, не где-нибудь, а в националистическом Львове!

Ремонт продлился несколько лет. В «реанимации» здания принимали участие и члены общества, и местные меценаты, среди которых самую заметную роль сыграл предприниматель Александр Свистунов. Годы ремонта не были для РКЦ «мертвым сезоном». Концерты, собрания, другие мероприятия проводили в залах Дома офицеров, театров, Домов культуры, школ.

Пока Генеральным консулом России был Евгений Гузеев, очаг русской культуры во Львове получал всяческую поддержку. Ряды общества пополнялись.

Сегодня насчитывается около 700 членов (в 2005 году было 400). Но вот произошла смена Генкосула, и финансовая помощь обществу резко сократилась. А на членские взносы (10 гривен в месяц – около 40 руб.), как говорится, не разгуляешься. Коммунальные услуги нынче больно «кусаются»! За половину января сожгли полторы тысячи кубов газа. А тысяча кубов стоит 4707 гривен.

Ох, уж этот газ! Поговаривают, что именно охлаждение отношений России и Украины на газовой почве - причина сокращения помощи РКЦ. Не хотелось бы в это верить. По состоянию на 1 января прошлого года русские составляли 17,28% населения Украины. Для сравнения: белорусы – 0,57 %, молдаване – 0,54 %, болгары – 0,42 %, венгры – 0,32 %, румыны – 0,31 %, поляки – 0,3 %. Добавим к русской диаспоре (национальному меньшинству!) на Украине еще закарпатских русинов - около 10000 по переписи 2001 г., - впечатляющие цифры получаются.

Во Львове русских по переписи 2001 года проживало 64,6 тыс. чел.(8,9 %). На сегодняшний день это количество еще больше уменьшилось. (В сравнении с началом 1990-х количество русских во Львове стало меньше примерно в три раза.) И не удивительно! Не всем по душе дискриминационные деяния властей предержащих по отношению к братьям-славянам. Дошкольное воспитание детей на русском языке ликвидировано. Запрещена трансляция русских песен в маршрутках, кафе. Идет тотальное сокращение школ с русским языком преподавания. С начала 1990-х из 24 русских и 7 смешанных школ осталось 5 школ с русским языком обучения и несколько русских классов еще в четырех школах. Причем открывать в украинских школах русские классы разрешено при наличии 25-30 заявлений родителей, а польские, венгерские, румынские классы, имея лишь 8-10 заявлений. А постоянные пикеты, флеш-мобы и другие акции националистически настроенных, преимущественно молодых, людей с неизменными русофобскими лозунгами, с призывами бить москалей! А ставшие притчей во языцех выступления депутата Верховной Рады пани Ирины Фарион, которая очень «педагогично» вдалбливала ребятишкам в одном из детских садиков, что имеющим русские имена следует немедленно собирать чемоданы и уезжать в Московию! Такова в общих чертах львовская картина «русской жизни».

Но вопреки суровой реальности РКЦ работает! Здесь проходят концерты, литературно-музыкальные и поэтические вечера, выставки живописи и фотографии, лекции, встречи с деятелями культуры, проводятся конкурсы, литературные чтения, дискотеки и пр. В помещении Центра нашли приют ассоциации журналистов, литераторов, заседают клубы авторской песни, интеллектуальных игр, встреч по интересам, женский, военно-исторический. Работают детские студии – балетная, рисунка, эстетического воспитания. Организованы регулярные встречи казачьего и ленинградского землячеств. (Заметим, что г-н Астахов избран атаманом Галицкого казачества.) В РКЦ организована библиотека, насчитывающая более 8000 томов. И все это – на общественных началах!

Деятельность общества по сохранению русской культуры высоко оценена Россией. Директор РКЦ Валерий Провозин награжден российским Орденом Дружбы.

Но вот во Львове Русское общество им. Пушкина нравится далеко не всем. Как, впрочем, и сам Пушкин (улицу Пушкина давно переименовали в ул. Чупринки, а Лермонтова - в ул. Дудаева).

Начиная с бурных девяностых пошли недружественные, мягко выражаясь, «наезды» на культурный центр Русского общества. И окна били, и «коктейли Молотова» в окна бросали, и стенды громили, и малевали на стенах русофобские и антисемитские лозунги, украшенные свастиками, и бюсты Пушкина у входа в здание разбивали… Девяностые давно закончились - нападения продолжаются. И никто не наказан.

За все время «незалэжности» лишь однажды председатель областного совета Михаил Горынь (ныне покойный) осудил действия националистов (пожалуй, здесь больше подошло бы определение «нацистов»), но только на словах, без каких–либо последствий. Высказывались мнения, что это просто хулиганство, и никакой русофобии… Но - именно так следует защищать украинский язык (рідну мову). От кого защищать, и во Львове? От москалей, конечно: запретить для начала вывески и рекламы на русском языке (английский и прочие разрешены). И запретили.

Львовский областной совет, проникшись необходимостью защиты мовы, в Программе развития украинского языка, украинской культуры и исторического сознания граждан Украины на территории области предусмотрел на 2012–2014 годы финансирование различных мероприятий в размере 4,93 млн.гривен. Теперь мова будет надежно защищена. Хотя 10 глава Конституции надежнее всяких «рационализаторских» предложений оголтелых националистов защищает единственный в Украине государственный язык. Видимо, это хорошо усвоили некоторые депутаты–оппозиционеры, решившие не тратить выделенные из бюджета денежки по прямому назначению. То, как использутся гривны налогоплательщика, выяснили общественные организации, которые направили руководителям объединенной оппозиции Арсению Яценюку, Виталию Кличко и Олегу Тягныбоку открытое письмо, смысл которого можно выразить одним словом «Крадут-с!»

Кстати говоря, сладкое слово «халява» породило и генерацию «профессиональных русских», которые стараются устроить свое существование на поступающие из России деньги.

Одни и те же люди представляют русскоязычную Украину на разного рода международных мероприятиях, восседают в президиумах «саммитов», «форумов», «коллоквиумов» и т. д. Говорят много и долго, но воз, как говорится, и ныне там. Между тем от русских и пророссийских организаций, движений и обществ для поддержки проживающих на Украине соотечественников было выделено в 2008 году – 23 млн. рублей, в 2009-м – 24 млн., в 2010-м – 36 млн. Учитывая количество русских и русскоязычных жителей Украины, это, простите, мизер. Но даже при этом украинизация русских пробуксовывает.

Так, по данным Книжной палаты им. Ивана Федорова, на Украине в минувшем году книг на русском языке издано на 80% больше, чем в 2011 году, на украинском - только на 30%. Президент Украинской ассоциации издателей Александр Афонин объяснил эту ситуацию так: издают то, что лучше продается. Исследование агентства «Research end Branding Group» показало, что 82,2% украинского населения вообще не читает украинских авторов…

Как выразился в свое время Архиепископ Львовский и Галицкий Августин, никакие перемены общественно-политической жизни не могут изменить основную цель и задачу, ради которых существует Пушкинское общество: сохранять и приумножать русскую культуру в нашем регионе.

Сегодня председатель Русского общества имени Пушкина Альберт Астахов заявляет, что «еще немного, еще чуть-чуть» и жить культурному центру станет легче. Это он сказал после недавней встречи с новым Генеральным консулом РФ Олегом Астаховым. Нет, не родственником, однофамильцем.

Спасли ведь от полного краха очаги русской культуры в Париже и в Вене. Московские меценаты подали руку помощи русским книжным магазинам за рубежом, скажем, во Франции и в Австрии.

Украина же, по большому историческому счету, в том числе и Галиция, - часть Руси. Русскоязычные жители, ныне граждане Украины, не утратили ни свой язык, ни свою культуру. Кстати, во многом благодаря таким общественным организациям, как Русское общество им. Пушкина и Русский культурный центр во Львове. Хотелось бы, чтобы об этом не забывали в Москве. И еще о том, что русские в Галиции – это фактически самый западный «осколок» метафизического Русского мира.

Львов 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.
константин
16.05.2016 17:51
слишком много оптимизма в тексте,России нужно отказаться от программы переселения соотечественников, иначе потеряем русское население и там...
рукр
01.03.2013 13:05
В Москве 12% украинцев на один процент больше , чем во Львове в 30 годах (см. выше), когда Сталин присоединил город к Украине, и кляти коммуняки во главе с Берией депортировали поляков в Польшу. Соответственно в польские дома и квартиры заселили местных украинцев, бесплатно.
Тупая кровавая гебня. Сейчас борцы с советами продают их за миллионы.Если Европа возьмет на вооружение советский опыт , то Москву можно сделать украинской.
Обосновывая тем , что мать первого русского царя Ивана Грозного княгиня Глинская была украинкой, поэтому царь с такой жестокостью казнил кацапских бояр, и на 1 процент украинцев больше, чем во Львове в 30 ых годах.
Если это можно было Советам, то почему нельзя однополой демократической Европе.
В 21 веке все возможно.

Никита
17.02.2013 19:07
Спасибо автору за статью! Очень много узнал о родном городе! Всем советую прочитать. Жду очередную статью!
Akskl
14.02.2013 4:35
По данным переписи 1931 года во Львове проживало всего 500 русских, что составляло тогда 0.2% населения:

Population of Lwów, 1931 (by first language)
Polish:     198,200     (63.5%)
Yiddish or Hebrew:     75,300     (24.1%)
Ukrainian or Ruthenian:     35,100     (11.2%)
German:     2,500     (0.8%)
Russian:     500     (0.2%)
Other denominations:     600     (0.2%)
Total:     312,200

Source: 1931 Polish census

http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Lviv
Андрей1952-Андрею Гаращюку.
12.02.2013 22:54
Спасибо!
Андрей Гаращук
11.02.2013 12:44
         НОВАЯ  АТЛАНТИДА
12 августа 2005г

Грачи, похожие скорей на вороньё,
Мох статуй, от заводов лишь руины...
Разбрызгивая граждан в заграньё,
Всё катится в Европу Украина.

Нас евробачит наций легион.
Известны миру, ну и то – отрада.
Цвета меняет, как хамелеон,
Безрадостная киевская Рада.

Который год в ушах властей враньё,
В народе – настроение гнилое:
Лишь откормили старое ворьё,
Тут новое – голодное и злое.

Трясёт ручонкой нищий у кино,
Путана, как шакал, в потёмках рыщет,
«Цепные» шеи ночью в казино
Проигрывают «кровные» деньжищи.

Бомжи помойку делят до крови,
Пенсионер «матёро» кроет владу.
Спаси, Господь, спаси и сохрани,
Да нас, а не на кладбище ограду.

Пускай сопрут её в металлолом,
Ведь нам в земле всё будет безразлично.
Зарплата – грош, власть – вор, а жизнь – облом:
Когда, страна, ты заживёшь прилично?

Метёт коррупцию лихое помело –
На таможне за риск подняли взятки,
Нагло-налоговые клерки за «бабло»
Играют с фирмами в затейливые прятки.

Промышленность – сплошной развал, застой,
Кто чуть честней – ну, этим сразу «вилы»;
Гопачит в «Диких танцах» люд простой
Через эпоху с колыбели до могилы.

Томенко – политический бомонд,
Табачнику грозит с Кобзоном поркой,
А мы всё сеем свой нацгенофонд
От Праги и Варшавы до Нью-Йорка.

Ждём с Запада копейку, злим Восток,
Народ всё копит беды и обиды
И засыхает, гнётся как росток.
Эх, Украина, – неоАтлантида.
Макс
11.02.2013 10:15
Все дело в Суверенитете России.
Россия не суверенна, поэтому и не может защищать Соотечественников вне России, да и внутри России слабо делает это. Проиграв холодную Войну, мы еще не восстановили силы. СМИ России на стороне США.
Акскл
11.02.2013 5:18
{{{   http://www.krugosvet.ru/articles/77/1007720/1007720a1.htm   }}}

...Считается, что носители диалектов одного языка хорошо понимают друг друга, а носители разных языков понимают друг друга с трудом (если говорят на близкородственных языках) или не понимают вовсе. Однако известны многочисленные примеры того, что диалекты одного языка взаимно непонятны, например многие диалекты китайского языка (в устной форме), территориально удаленные немецкие и даже русские говоры. Напротив, носители некоторых близкородственных языков – шведы и норвежцы, русские и белорусы, монголы и калмыки, носители большей части тюркских языков – понимают друг друга сравнительно легко. Во всех этих случаях вопрос «Язык или диалект?» решается однозначно: языки имеют государственный статус, самостоятельную письменность и т.п., а диалекты – нет...

Британская Энциклопедия
{{{   http://www.britannica.com/eb/article?eu=11...amp;tocid=73552  }}}
вторая половина 3-го абзаца снизу:

"…Для того, чтобы гарантировать стабильность Центральной Азии под Советским правлением, все школьные учебники, научные исследования и публикации и культурная политика задумывались таким образом, чтобы выражать, с одной стороны, особый уникальный опыт каждой республики и, с другой стороны, продолжающиеся блага от связи с Россией, что парадоксально требовало того, чтобы царское завоевание было бы представлено как невероятное благо для населения Центральной Азии. Огромное значение придавалось языковой политике с напряженными усилиями подчеркнуть лингвистические различия между разными Тюркскими языками, на которых говорят в республиках – ясное свидетельство желания разделять и властвовать."
фаворский спб
10.02.2013 21:53
Галичина- это же древняя Червоная Русь, до её окатоличивания и ополячивания, управляемая русскими князьями. Екатерина Великая все же допустила стратегическую ошибку при разделе Польши, отдав под Австрийскую корону земли с русинским населением. А влияние австро-венгерского Лемберга,- оно чувствуется и до сих пор. Те семена черной злобы против Руси Великой,взращенные австрияками никуда не сгинули. Вспомните лагеря для малороссийских военнопленных,где их обучали диковинной, новоявленной "мове"и заставляли называть себя рутенами. Это был затем горючий  материал для воинства отпетых негодяев, типа петлюр и бендер,наследников петровского изменника мазепы.В наших сердцах стучит пепел казненных православных священников в начале Великой Войны 1914-18 гг.и первые в мире концлагеря для русинов в Австро-Венгрии Терезин и Талерхоф с их многотысячными жертвами.  Но были и радостные времена - трижды освобожденный от немецко-мадьярского ига Львов в 1-ю и 2-ю мировую и народное ликование на его улицах. Неизбежно грядет прозрение и у нынешнего поколения львовян,когда им надоест прозябать на задворках Европы,разделяя судьбу польских сантехников и румынских золотарей. Гей славяне, в единый союз славянских народов. Будущее возрожденной Европы- за нами.
ирина москва
10.02.2013 21:16
Акскл
С каких пор русины стали вдруг русскими?

С той же стати, что и малороссы и белорусы. В гимне всё понятно,если Вы владеете русским,конечно. А с русинами Вы,явно, не общались.

Русины в 1914 году ждали русскую армию,как манну небесную. Сейчас они воюют против западенцев с их чуждой им культурой. Говорят,что в 1945 году присоединялись к великой России,а не к какой-то вновь появившейся Окраинной нации.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».