Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 августа 2019
Очередная стратегическая ошибка янки

Очередная стратегическая ошибка янки

Владимир Иванов
01.12.2004

Соединенным Штатам потребуется еще пять лет, чтобы подготовить собственные войска Ирака и получить возможность вывести силы коалиции из страны - такая оценка содержится в докладе "Военный баланс 2004-2005". Этот ежегодно публикуемый доклад вышел в конце октября в Лондоне из стен весьма известного "мозгового центра" - Международного института стратегических исследований (МИСИ).

Авторы доклада считают, что США недооценили огромную централизованность системы управления страной, которая была характерна для режима Саддама Хусейна. Вашингтон полагал, что свержение иракского лидера, роспуск его армии и партии Баас приведет к полному уничтожению хусейновской модели Ирака как такового. "Я считаю, что американцы недооценили все это", - заявил Кристофер Лэнгтон, ведущий аналитик МИСИ и издатель "Военного баланса".

Специалисты института считают, что США и их союзникам следует извлечь серьезные уроки из ошибок, которые были сделаны после свержения режима Саддама Хусейна. Такой вывод прозвучал со страниц доклада.

В предисловии к "Военному балансу" Лэнгтон отмечает, что после окончания холодной войны все еще сохраняется традиционная военная теория и методология планирования военных приготовлений. Это не позволяет правительствам западных стран должным образом организовывать противодействие угрозам, исходящим от стран-изгоев и различных террористических групп. Данный факт был подтвержден событиями 11 сентября в США.

Кроме того, по мнению эксперта, в некоторых странах стратегические концепции находятся в противоречии с настроениями и политическими взглядами их правительств. Это существенно затрудняет их действия по организации защиты от новых угроз национальной безопасности и своевременной реакции на них.

По его словам, с момента начала операции в Ираке США пришлось усвоить несколько очень трудных уроков. Во введении к докладу ведущий аналитик МИСИ пишет, что после победы в Ираке на следующем этапе проведения операции приоритетной задачей должна была бы стать задача завоевания "территории другого сорта: сердец и умов населения". Он объяснил, что налаживание контактов с местными жителями требует большого количества специалистов с большим разнообразием профессиональных навыков. Подобной подготовки, считает эксперт, военнослужащие не имеют.

Зарубежные военные специалисты отмечают, что подходы Белого дома к решению подобной задачи были неадекватны. Хотя свержение режима вызвало определенное удовлетворение в Ираке, однако иракцы ожидали, что за этим сразу же последует улучшение условий жизни и личной безопасности граждан.

Фактически этого не произошло. Когда в Ираке начались антикоалиционные выступления, по стране прокатилась волна насилия и резко ухудшились условия жизни населения, вину за это иракцы возложили на Вашингтон и его союзников. В настоящее время в различных районах Ирака коалиционным силам противостоят несколько воорохенных оппозиционных гуппировок (см. карту). В их составе, по оценкам экспертов, действует около 1000 боевиков из разных стран. Такое положение вещей в значительной степени препятствует решению Белым домом проблемы наведения порядка в стране.

Перед силами коалиции стоит практически невыполнимая задача. Они должны обеспечить восстановление нормальных условий жизни, коммунальной инфраструктуры и общественных служб Ирака без участия международных организаций. Эти организации имеют большой опыт проведения подобных акций, хорошо подготовленный контингент специалистов и соответствующее оснащение для решения таких задач. Без их помощи союзники не смогут восстановить Ирак.

В политической сфере США столкнулись с аналогичными трудностями. Белый дом, видимо, не совсем представляет себе, насколько разрушилась жизнь иракцев после свержения Саддама Хусейна. При диктаторе действовала жестокая, но четко функционирующая система. Отстранение иракского лидера от власти и роспуск созданных им институтов вовсе не означает, что в Ираке сразу исчезнут черты предельно централизованного диктаторского государства и его население будет готово к жизни в новых условиях. В большинстве случаев при радикальной смене власти в той или иной стране ее внутренняя жизнь в определенной мере обретает формы хаоса. Террористические акции еще больше усугубляют внутреннее положение в таких странах.

Часть вины за недооценку Вашингтоном этого немаловажного фактора можно возложить на те эмигрантские группы, которые были для Белого дома источником информации и на данные которых полностью положилась администрация Буша. Представители этих групп давали Вашингтону искаженную информацию о настроениях в Ираке. Значительная часть данных исходила от диссидентских иракских группировок, горевших нетерпением свергнуть Хусейна и занять свое место на политической арене Ирака.

В докладе заявляется, что использование в иракской компании частично подготовленных резервистов и резервистов без необходимых профессиональных навыков нельзя считать адекватной заменой соответствующим образом обученных солдат регулярной армии. Этот вывод специалисты МИСИ сделали в связи со скандалом, разгоревшимся по поводу жестокого обращения с иракцами в тюрьме "Абу-Грейб". Некоторые из американских солдат, обвиненных в издевательствах над заключенными, были резервистами. На допросах они пытались оправдать свое поведение недостаточным уровнем подготовки.

Авторы ежегодного труда МИСИ также считают, что силы союзников в Ираке, в которые на сегодняшний день входит 34 страны, еще недостаточно оперативно совместимы. Для многих стран коалиции оперативное взаимодействие является большой проблемой. Здесь придется решать не только вопросы технологической несовместимости воинских формирований, но и не менее важную задачу обеспечения психологической совместимости бойцов разных стран.

Достигнут или не достигнут солдаты, воющие в Ираке, взаимопонимания друг с другом, покажет время. Трудно однозначно сказать и о том, что попытки доказать иракцам все блага пребывания сил коалиции в их стране, будут результативны. А вот то, что союзникам придется оставаться там еще много лет и бороться с непредсказуемыми вылазками боевиков, ясно уже сегодня.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».