Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

9 декабря 2016

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Зачем Украина проводила ракетные стрельбы в опасной близости от Крыма.
08.12

В ответ на русофобское зомбирование люди на Украине и в Европе запели… наши песни.
07.12

Киевский режим пытается устроить водную блокаду жителям полуострова.
07.12

Сбежавших на Украину российских либеральных деятелей требуют отправить назад.
06.12

Потери в Донбассе власть пытается компенсировать героизацией участников преступной войны.
05.12

Как исторический фильм внес разлад в польско-украинские отношения.
25.11

Новые западные лидеры стремятся к диалогу с Россией, а Европарламент дает задний ход.
24.11

Страны Балтии покидают даже беженцы с Ближнего Востока.
22.11

Внешнеполитическая доктрина президента США: вызовы и возможности для России.
18.11

Как российский президент американцам Америку открыл.
11.11

Аукнется ли «незалежной» ее недальновидность?
11.11

Большой интерес вызвала прошедшая в Москве Международная научная конференция «Гражданское общество, СМИ и власть».
09.11

В Литве продолжается громкий судебный процесс.
08.11

Чего нам ждать от нового президента США.
07.11

Девицы из скандальной панк-группы активно включились в избирательную кампанию в США.
02.11


Россия и мир

Метил в сталинизм, а попал в Россию

Фильм Анджея Вайды «Катынь»: послесловие публициста
Владислав Швед
09.04.2010
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Метил в сталинизм, а попал в Россию

В последние дни тема Катыни прочно завладела российским информационным пространством. 7 апреля в мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине расстрела польских офицеров в катынском лесу, приняли участие российский премьер-министр Владимир Путин и его польский коллега Дональд Туск. 10 апреля в Катынь должен прибыть польский президент Лех Качиньский. Своеобразной прелюдией к этим мероприятиям явилась неожиданная премьера фильма «Катынь» на телеканале «Культура».

О том, что фильм Вайды будет «неизбежно и естественно будет показан в России» ещё в июне 2007 года заявил Михаил Швыдкой, тогдашний руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Однако премьеру фильма россиянам пришлось ждать долгих три года. При этом первый показ не обошелся без сюрпризов. Видимо, команда о демонстрации фильма поступила «сверху» внезапно, поскольку в программах ТВ название «Катынь» отсутствовало. Подобную поспешность можно объяснить лишь одним - польскому премьеру решили продемонстрировать жест «доброй воли» накануне встречи в Катыни.

Следует напомнить, что за прошедшие три года фильм несколько раз демонстрировался для ограниченной аудитории в Москве и других крупных городах России. Как всегда, подобная практика породила массу слухов и мнений. Одни считали фильм антироссийским, другие были от него в восхищении. Постараемся разобраться, кто же прав?

Нам не дано предугадать…

В своих интервью Вайда постоянно подчеркивает, что фильм «Катынь» «ни в коей мере не направлен против России, он о том, как совершалось преступление Сталина». Особо Вайда акцентирует недопустимость использования фильма «для политических манипуляций».

Но, как известно, нередко благие пожелания так и остаются пожеланиями. Так произошло и с фильмом «Катынь», который сразу стал предметом манипуляций польских политиков.

Для этого достаточно вспомнить историю создания киноленты.

В октябре 2006-го Вайда начал съемки фильма под условным названием «Post Mortem. Катынская повесть». Сегодня можно с уверенностью утверждать, что дата премьеры была заранее определена. Это должно было произойти 17 сентября 2007 года, в день 68-ой годовщины вступления частей Красной армии на территории Западной Белоруссии и Украины, которое в Польше называют «предательским ударом в спину».

В целях обеспечения успешных съемок польское правительство выделило Вайде беспрецедентную в истории польского кино сумму в 6 миллионов злотых (примерно 2 миллиона долларов США). Это самая большая сумма, которую Государственный институт киноискусства Польши в последние годы выделял кинематографистам. В знак особого внимания к фильму «Катынь» супруги Качиньские, Лех и Мария, установили над ним особо престижную форму президентского «почетного патроната» («patronat honorowy») - «патронат президентской четы».

Фильм «Катынь» изначально воспринимался братьями Качиньскими, как базовый идеологический элемент избирательной кампании по досрочным парламентским выборам 2007 года. Премьера, как и было намечено, состоялась вечером 17 сентября в Большом театре Варшавы. Перед премьерой, утром того же дня, Лех Качиньский неофициально посетил мемориальное польское кладбище в Катыни.

Заметим, что это был первый визит в Россию президента Качиньского. Поэтому даже в Польше вызвал удивление выбор места и времени этого визита, тем более что никакой «круглой даты» не значилось. Но впереди предстояли выборы и усиление «катынской темы» осенью 2007 года шло по нарастающей.

После премьеры в Варшаве фильм начал триумфальное шествие по польским экранам.

Министр обороны Польши отдал приказ командирам всех воинских частей, чтобы все солдаты - контрактники и срочники - посмотрели этот фильм, а на его показ шли в форме и во время службы.

Школьники и студенты посещали фильм классами и группами. За первую неделю проката «Катынь» успели посмотреть миллион зрителей.

Эмоционально-психологическое воздействие фильма на поляков было столь велико, что в ноябре 2007 года по инициативе Л. Качиньского в Варшаве состоялась беспрецедентная публичная двухсуточная акция посмертного (!) повышения в воинских званиях всех 14 тысяч польских военнопленных, фигурирующих в Кáтынском списке.

Утверждается, что фильм «Кáтынь» не носит антироссийской направленности. Однако опросы польских социологических служб показали, что он, помимо патриотического настроя, формирует у большинства зрителей негативное отношение не только к СССР, но и к России. По другому и не может быть, так как показ фильма сопровождался заявлениями польских политиков и историков, что в сентябре 1939 года судьбу Польши “предрешила… советская агрессия”, а “советская оккупация” (так сегодня в Польше называют освобождение от нацистов) была страшнее гитлеровской.

Создавая фильм «Катынь», Анджей Вайда, видимо, не вспоминал строки великого русского поэта Фёдора Иванович Тютчев, написавшего 140 лет назад: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…». В этой связи попытаемся оценить фильм. Возможно, заявления об элементах русофобии, присутствующих в нём, просто плод чей-то фантазии?

Символы и метафоры «Катыни»

Большинство российских СМИ фильм Вайды настойчиво позиционируют как правдивый, основанный на фактах и воспоминаниях немногих оставшихся в живых очевидцев страшных событий 1939-1940 гг. и «вовсе не антирусский». За основу Вайда взял официальную версию катынского дела, которую отстаивает российская сторона. Независимые исследователи считают данную версию не вполне достоверной. Но это тема для отдельного разговора.

Что же касается художественных достоинств фильма, то о них также не будем говорить. Это дело профессиональных кинокритиков. Заметим лишь, что фильм «Катынь» снят с сугубо польской точки зрения. Ряд символов и метафор, которые всегда присутствуют в фильмах Вайды, понятны только полякам. Например, эпизод с отрезанием косы у девушки, заказавшей надгробную плиту погибшему в Катыни брату с настоящей датой смерти. Здесь Вайда проводит параллель с героиней греческой трагедии Софокла Антигоной, которая, несмотря на запрет царя, предает земле тело погибшего брата Полиника, за что расплачивается жизнью. Но для большинства зрителей этот эпизод, видимо, останется непонятным, несмотря на явную подсказку режиссера в виде плаката с названием вышеупомянутой греческой трагедии.

Весь фильм полон таких намёков. Большинство из них позволяет поставить знак равенства между нацизмом и сталинизмом, а точнее социализмом.

При этом Вайда не видит морального различия в том, что нацисты шли истреблять «недочеловеков», в том числе и поляков, а солдаты Красной Армии шли в бой с верой в то, что никого нельзя считать «недочеловеком».

Фильм «Катынь» построен на противопоставлении персонажей и ситуаций. К «нужным» выводам зрителя ненавязчиво подталкивает сам польский режиссер. В фильме с одной стороны показаны поляки-патриоты (мужчины и женщины), подлинное воплощение национальных достоинств и католических добродетелей, с другой - нацисты и «советские», напрочь лишенные этих достоинств. Помимо этого, нацисты и «советские» (точнее русские) также противопоставляются друг другу. Причем нацисты у Вайды выглядят более привлекательными, нежели русские.

Так, комендант нацистского лагеря смерти, сообщая вдове о смерти мужа-профессора, просит принять его сожаления. Невольно приходит мысль, что русским следует поучиться культурному обращению с жертвами и их близкими. Другой нацист приглашает жену расстрелянного в Катыни польского генерала, также выражает ей соболезнования и просит подписать заявление, осуждающее преступление советского ГПУ. Вдова мужественно отказывается и, казалось бы… Но в следующем кадре она с дочерью уже возвращается домой. Вайда как бы пытается этим эпизодом поставить вопрос, а что было бы с ней при Советах?

Следует отметить интересную деталь, характеризующую отношение Вайды к событиям, о которых рассказывает фильм. Речь идет о титрах. Там, где действие происходит на освобожденных Красной Армией территориях Западной Белоруссии и Украины, появлялись титры «зона советской оккупации», но когда показывали Краков, захваченный нацистами, титры о нацистской оккупации отсутствовали.

Солдат и офицеров Красной Армии Вайда показывает некой молчаливой биомассой. Помимо офицера Красной Армии (российский артист Сергей Гармаш), спасшего вдову и ребенка польского офицера от депортации, все остальные персонажи непольского происхождения похожи на бездушных роботов, действующих в рамках некоего государственно-политического механизма.

Наиболее четко отношение Вайды к советским солдатам видно из эпизода с раздиранием польского флага на портянки. Возможно, такой факт и был в действительности. Но его нарочитое выпячивание в фильме говорит о многом.

Вайда прекрасно знает трепетное отношение поляков к национальной символике. На фоне сцены поругания польского флага цена жизни 600 тысяч красноармейцев, освободивших Польшу от нацистского ига, для многих поляков может показаться ничтожной.

Сильное впечатление производит сцена расстрела польских военнопленных. Сделана она в духе утверждения польских политиков о том, что в современном мире существует два величайших преступления – «Катынь» и Холокост. Не случайно Вайда сценой расстрела завершает фильм.

Однако после просмотра фильма «Катынь» возникает впечатление, что Анджей Вайда, как и многие до него, метил в сталинизм, но попал в Россию. Известно, что в Польше всё советское всегда воспринималось и воспринимается, как русское. Фактически Вайде удалось реализовать идею польского профессора Войцеха Матерского о том, что следует выдвинуть обвинение против «всей советской политической системы». Фильм «Катынь» стремится сделать каждого зрителя участником общественного обвинительного процесса над историей СССР, а конечном итоге, над Россией и её историей.

Не следует забывать, что миллионы граждан современной России в той или иной степени были связаны с советской системой. Более того, она не заслуживает столь однозначного отношения к себе, которую предложил Вайда. Именно СССР остановил и поверг нацизм. Даже советские невозвращенцы признавали ряд достоинств социалистической системы. Многие россияне получили в советское время образование и достойное место в жизни.

А судьи кто?

Основная идея, которую Вайда проводит через свой фильм, это представление довоенной Польши страной национального счастья, лишенной внутренних антагонизмов. В ней господствовали любовь к Отечеству, Добродетель и Нравственность. Но две злые силы положили конец этой идиллии. Так ли это?

Не будем возвращаться во времена, когда шляхта Речи Посполитой самым диким образом расправлялась с бунтующими украинскими и белорусскими холопами. Обратимся к недалёкому прошлому.

В результате польско-советской войны 1920 года в польский плен попало не менее 206 тысяч красноармейцев. 165 тысяч из них сумели дожить до польских лагерей для военнопленных. Из них в Россию вернулось 78 тысяч человек.

Более 80 тысяч красноармейцев нашли могилу или по дороге в лагеря или в самих лагерях.

Поляки и их российские единомышленники много говорят об ужасной сталинской системе, жертвами которой стали польские офицеры, взятые в плен в 1939 году. Об их судьбе рассказано в моей книге «Тайна Катыни». Ну, а как же содержались в польских лагерях пленные красноармейцы во времена режима Пилсудского?

Процитируем несколько выдержек из 900-страничного российско-польского сборника документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг.». Этот сборник - настоящий обвинительный акт правительству Пилсудского в проведении сознательной политики, направленной на уничтожение пленных красноармейцев путем бессудных расстрелов, избиений, голода и холода.

В 1919 году в польских лагерях для военнопленных находилось всего около 13 тыс. красноармейцев. Однако и для них были созданы условия, несовместимые с жизнью. Так, полковник медслужбы д-р Родзиньский после посещения лагеря пленных в Пикулице под Пшемыслом в декабре 1919 года рассказал, что там происходит: «Систематическое убийство людей!.. Сохранение в лагере существующих условий его быта было бы равнозначно приговору всем пленным…».

В 1920 году, после победы Польши, положение пленных красноармейцев ещё более усугубилось. Председатель РУД (Российско-Украинской Делегации по переговорам с поляками) Е. Аболтин докладывал в Наркомат иностранных дел РСФСР: «Может быть, ввиду исторической ненависти поляков к русским или по другим экономическим и политическим причинам военнопленные в Польше не рассматривались, как обезоруженные солдаты противника, а как бесправные рабы. Содержа пленных в нижнем белье, поляки обращались с ними, как с рабами. Избиения в/пленных практиковались на каждом шагу…»

Витольд Козеровский, бывший заключенный лагеря Вадовице, в своих воспоминаниях, опубликованных в 1935 году, писал: «Режим вообще был кошмарный. Избивали круглые сутки. Били за малейшее нарушение лагерного порядка…». Член комиссии Лиги наций профессор Мадсен, посетивший этот лагерь в конце ноября 1920 г., назвал его «одной из самых страшных вещей, которые он видел в жизни».

Что же касается методов расправы с пленными красноармейцами, то сцена расстрела польских офицеров в фильме «Катынь» перед ними просто бледнеет. В польских лагерях пленных красноармейцев засекали насмерть не только деревянными розгами, но и розгами из ржавой колючей проволоки.

Бессудные расстрелы пленных были обыденным делом. Весной 1921 г. в лагере Домбе проводилось пополнение рабочих отрядов для местных помещиков. Пленные красноармейцы отказались вступать в них, так как это была верная смерть. Тогда их стали расстреливать прямо на плацу без суда и следствия.

А вот какие причины смерти пленных красноармейцев в лагере Модлина в октябре 1920 года были указаны в польском рапорте. «Вскрытие умерших военнопленных не выявило никаких изменений… зато в кишечнике найдена сырая картошка… Все пленные производят впечатление чрезвычайно изголодавших, так как прямо из земли выгребают и едят сырой картофель, собирают на помойках и едят всевозможные отходы, как-то: кости, капустные листья и т. д.».

Если какой-то российский режиссер осмелился бы экранизировать мучения и издевательства, которым подвергались пленные красноармейцы в польских лагерях, то, вероятно, общественность запретила бы показ этого фильма ввиду его бесчеловечности.

И после этого польская сторона утверждает, что Советы совершили самое страшное в истории ХХ века злодеяние, расстреляв польских офицеров, виновных в военных преступлениях в 1919-1922 годах?

Преступления режима Пилсудского ужасны не только сами по себе. Они ужасны ещё и потому, что польские юристы находили им оправдание. Профессор Юлиан Маковский, польский знаток международного права, в своих лекциях в Гааге в 1930-х г. утверждал: «Россия не принадлежит к сообществу цивилизованных государств, потому что не разделяет с нами общественные, религиозные, этнические и правовые понятия». Ну, а с варварами у поляков разговор короткий.

Возможно, такое отношение в Польше было только к побежденным врагам? К сожалению, это не так. По итогам польско-советской войны 1920 года Польше удалось присоединить к себе значительные территории Западной Белоруссии и Украины. Польские историки и политики с пеной у рта доказывают, что это был возврат исконно польских земель.

Однако известно, что по Люблинской унии 1596 года земли древнерусских княжеств, ставшие частью «Великого княжества Литовского, Жемайтского и Русского» (наследниками которого являются Украина, Белоруссия и Литва, но не Польша) стали частью совместного государства Речи Посполитой. Так восточные земли, по-польски «крессы всходние», впервые оказались в составе Польши. Если на этом основании эти земли считать польскими, то Варшаву следует считать русским городом, каковым она и являлась на протяжении более ста лет.

Ну, а что же население «крессов всходних»? Довольны были они вернуться обратно в лоно Польши? Для ответа обратимся к польским газетам тех времен. «Gazeta Warshawska» в 1925 году (№155) писала: «То обстоятельство, что в ХХ веке может существовать в культурном государстве пространство, которое является индийскими джунглями, спокойным оазисом для всяких банд, которые ищут там прикрытия и насмехаются над всеми стараниями полиции, - заставляет сильно беспокоиться о нашей власти. Десятки людей, которые прячутся в пущах, в своих воззваниях заявляют, что они ведут политическую борьбу, чтобы уничтожить польскую оккупацию в Белорусском крае, разбрасывают прокламации в этом духе; бабы носят им продовольствие в лес…».

Газета «Rzeczpospolita» в 1925 году писала, что: «…если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… Теперь же нужно выловить все банды, проследить, где им помогает местное население, и со всем этим гультайнитством расправиться коротко и без пардону. На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь».

Аналогичная ситуация сложилась и на территории Западной Украины. Здесь осенью 1930 года для пресечения антипольских акций организации украинских националистов (ОУН) по указанию премьер-министра Юзефа Пилсудского была проведена акция под названием «пацификация», т. е. «умиротворение». Оно стоило простым украинцам 800 разгромленных сел, 500 сожженных домов и более 2 тысяч человек арестованных. Всего же только в 1922 году по архивным данным против польского оккупационного режима на территории «крессов всходних» произошло 878 восстаний.

Венцом польского правосудия в борьбе с восставшими белорусами и украинцами стало создание в 1934 голу печально известного концентрационного лагеря в Березе-Картузской. В этот лагерь без суда и следствия заключались противники режима Пилсудского.

Условия содержания заключенных были ужасными. В небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливался водой. Им запрещалось разговаривать и т. п.

Из вышесказанного абсолютно ясно, что утверждения польских историков о том, что Вторая Речь Посполита была государством национального согласия, просто ложь. Соответственно заявления о том, что в сентябре 1939 года СССР осуществил четвертый раздел Польши, несостоятельны. Это было освобождение оккупированных Польшей белорусских, украинских и литовских земель. Кстати, ни Англия, ни Франция не восприняли освободительный поход Красной Армии в сентябре 1939 года, как войну против Польши. Иначе они бы незамедлительно объявили бы войну Советскому Союзу, как союзнику Германии. Об этом Вайда, а также польские и некоторые российские историки предпочитают умалчивать.

Возникает вопрос, а имеет ли право Польша, правопреемница Второй Речи Посполитой, предъявлять России счет за те грехи, которых у неё никак не меньше? В этой связи хочется напомнить одну библейскую истину: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Но главный вывод из истории с фильмом «Катынь» не в том, чтобы выяснить, кто больше виноват.

О польских грехах я был вынужден рассказать, дабы стало ясно, что у каждой страны есть свой скелет в шкафу. И ещё неизвестно, чей страшнее.

Поэтому актуальными становятся слова, сказанные Владимиром Путиным 7 апреля в Катыни: «Российский и польский народы должны идти навстречу друг другу, помня обо всем, но понимая, что невозможно жить только прошлым».

Материалы по теме:

Владислав Швед "Катынский счет России"

Специально для Столетия



Комментарии


Никифор
22.06.2015 14:07

Россиянам надо постоянно напоминать, что русский народ несет ответственность за миллионы жертв, которые понесли украинский и другие народы СССР (в том числе и сами русские) от рук советских палачей.
Без поддержки русского народа в лице его наиболее отсталой люмпенизированной части рабочих и крестьян, которые в России составляли большинство, большевистская власть не смогла бы утвердиться в России и, тем более, проводить столь жесткую внутреннюю политику.
В партии большевиков во все времена ее существования и пребывания у власти, в ее ЦК и политбюро большинство всегда принадлежало представителям русского народа.
Евреи-комиссары ничего не смогли бы сделать против народов России и Украины, если бы за ними не стоял отряд русских дуболомов-люмпенов, которые помогли большевикам захватить власть сначала в России, а потом и в Украине, куда большевики принесли свою власть на русских штыках.
Русский народ в лице его наиболее отсталой люмпенизированной части рабочих и крестьян не только поддержал большевиков, клюнув на их лживые лозунги, но и активно участвовал во всех их преступлениях.

Гитлеровский режим поддержали такие же люмпены, какие в России поддержали большевиков.
Однако немецкий народ (не без помощи западных союзников по антигитлеровской коалиции) нашел силы сказать себе правду. А русский народ до сих пор не осознал той трагедии, что с ним произошла, не осознал своей вины за преступления большевизма. И пока этого не произойдет, пока русский народ не ужаснется от осознания им содеянного, он так и будет ходить по кругу своих бедствий.

никанор
02.09.2010 19:30

Заметьте, все польские события последних десятилетий эмоционально подпитывались именно фильмами Вайды.
Анджей Вайда - продажный режиссер Он в этом и сам открыто признается в своем фильме "Все на продажу".

Лексей
16.04.2010 18:51

Уж так исторически сложилось, что не друзья мы с поляками, и никогда наверное не будем. Поляки не такие уж белые и пушистые, как хотят предстать перед "мировм сообществом". И вероятно, не стоит уж так коленопреклоненно, в одностороннем порядке каятся перед ними за все то прошлое, в котором и нам есть что полякам вспомнить. Поляки делают вид, что они- извечная жертва варварской России, а в свою очередь, кровушки русской ляхи пролили ой как не мало... Но помнить, похоже, об этом не оч. хотят, но мы-то не забываем.

влад
16.04.2010 12:41

СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ,ЧТО ВТАПТЫВЕНИЕ В ГРЯЗЬ СВОЕЙ СТРАНЫ И СВОЕГО НАРОДА СВОЕОБРАЗНЫЙ МАЗОХИЗМ БОЛЬШИНСТВА РОССИЙСКОЙ ВЕРХУШКИ.ОНИ ДЕЛАЮТ ЭТО ДАЖЕ КОГДА ИХ НИКТО И НЕ ПРОСИТ,А УЖ ЕСЛИ КТО КАКОЕ-НИБУДЬ НЕДОВОЛЬСТВО ВЫСКАЖЕТ,ТОГДА ТОЛЬКО ДЕРЖИСЬ-ГРЯЗЬ НАЧНУТ ЛИТЬ СЕБЕ НА ГОЛОВУ УШАТАМИ.НАВЕРНО У НИХ КАЙФ ТАКОЙ.

Питерский
14.04.2010 17:01

Иван: /// «…и-за совместной агрессии двух союзников…»/// Любопытно, он действительно настолько историю не знает, или прикидывается? «Великий  Запад» начал войну с Гитлером! Что же он тогда со Сталиным, «гитлеровским союзником по совместной агрессии»,  её не начал-то? А, напротив, стал союзником союзника Гитлера по «совместной агрессии»  против Польши? Предал Запад Польшу, выходит? Как и «Украину»? Впору сказать словами Попандопуло из культового фильма: «И за что я был в тебя такой влюблённый?». Вот куда может завести слепая вера сочиняемой «свiдомыми» истории. Как, впрочем, и географии. «Глобус Украины», одним словом, что тут скажешь…

Иван
13.04.2010 14:25

и заметте красноармейцы в 1919 году шли в Польшу соружием в руках, с планом захвата, агрессии и уничтожения миллионв людей, что они делали и в других республиках как например в Украине, а поляки оказались в плену и-за совместной агрессии двух союзников гитлеровской-нацистской-Германии и коммунистической России - и это уже в условиях когда началась вторая мировая война и Запад начал войну с Гитлером!

Михаил
13.04.2010 8:48

Друзья, а кто-нибудь видел фильм "КАТЫНСКАЯ ПОДЛОСТЬ"? Если нет, то обязательно найдите его и посмотрите! Перед Вами встанут тщательно замаскированные факты "проституции" польской шляхты, как перед своим народом, так и перед всем миром в целом. Так же Вы узнаете кто на самом деле расстрелял польских офицеров в Катыне.

Кемьска волость
12.04.2010 22:40

О красноармейцах в польском плену в советское время никто и не вспоминал. Мухин, Абаринов, Швед не историки, а заангажированные писаки. Необходимо гласное расследование чтобы поставить все точки в этой трагедии. Пока этого не будет сделано споры между сторонниками версии Сталина и версии Геббельса будут идти бесконечно. Путин заявил, что польской стороне передано "несколько миллионов листов копий документов". Значит в архивах документы есть, и не только "Особая папка", по которой уже кто только не "топтался". Пусть независимые эксперты оценят их достоверность.

Здравомыслящий
12.04.2010 22:04

В свое время Черчилль назвал Польшу версальской гиеной. Стоит ли заискивать перед таким государством и покаянно стучать себя кулаком в грудь? Именно сейчас саме время выставить Польше встречный счет,хотя бы моральный. Ведь следуя известной поговорке,сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.Сейчас правительство РФ кается, а завтра поляки ничтоже сумняшеся выдвинут и материальные претензии, а вслед за ними и территориальные. К тому же вина НКВД в репрессиях польских военнопленных до конца не доказана. Время от времени в Интернете проскальзывают высказывания именитых историков, о том что большую часть военнопленных ликвидировали именно немцы

гражданин
12.04.2010 21:00

Много суеты на горе: и тогда, и сейчас… А всё заметьте, почему? Фашизм в Нюрнберге – осужден. Сталинизм ещё ждет эта участь. Да, да, даже если многие не доживут – суду над коммунизмом быть! Обратите внимание – Германия, (которая и начала войну) очень многое ОТДАЛА по репарациям и извинилась, практически, перед ВСЕМИ теми, кого, так или иначе обидела, в ходе Второй Мировой Войны… И евреям, и полякам, и украинцам… Немцы смогли не только вынести горечь поражения, но и, фактически, сегодня - являются примером демократии и экономическим локомотивом Евросоюза! Не от того ли они так симпатичны россиянам? Мы же хотим и в цивилизацию, но со своим уставом… Но это - нереально! Если России нужна (но нужна ли?) правда, о десятках тысяч красноармейцев, умерших в плену у поляков – то этого нужно добиваться! Если Польша хочет знать о Катыньской трагедии – надо открыть архивы. Если потомки и русских, и поляков захотят не только правды, но и справедливости, в т.ч. и денежной компенсации – надо платить. Так в цивилизации принято, понимаем ли мы это? Иначе, замолчав одну ложь другой… к правде не приблизимся – никогда!

Алексей, Эстония
12.04.2010 18:43

после прочтения комментария Питерский - Олегу

Это вообще интересно, трубить о преступлениях СССР с помощью доказательной базы, собранной немцами во время войны. Вот еще пример, хотя и не по теме статьи: после аннексирования Прибалтики в 1939-1940гг. были проведены депортации нежелательных личностей в Сибирь и куда еще. А в 1941-1942 гг. немецкие оккупационные власти провели расследование и быстренько составили список депортированных, расстреляных и т.д. И нынешние эстонские историки с удовольствием пользуются этими документами. А воспользоваться российскими архивами им слабо? Фи, да там, по их заявлениям, ничему верить нельзя!

Варвара
12.04.2010 18:20

Для всех естественно, что русские должны каяться за все грехи, совершенные в мире. А русские тоже могут на весь мир выставлять и Лже-Дмитриев, и разграбление Кремля и Московии, да и Ивана Сусанина можно припомнить!, не говоря уже о тысячах советских военнопленных, солдат погибших за освобождение Польши, за договор, по которому поляки обязались открыть немцам коридор на СССР и т.д.
Только для всех кто с Запада- это так,мелочь, историческое прошлое.

Питерский - Олегу ( 11.04.2010 11:08)
12.04.2010 14:21

/// «Не доказано, что персонально кто-то из найденных в Катыни…»///. А доказано ли именно юридически, а не «режиссёрско-журналистски», что каждый, чей труп был эксгумирован в 1942 г. в Катыни  немцами при участии приглашённых ими же поляков, был расстрелян именно сотрудниками НКВД?   Надо ли воспринимать вопрос «кто убил» так, как это делает большинство: «Ах, ну какие там ещё нужны доказательства – все же знают, что такое был этот НКВД!». Был, конечно, но всё же - есть масса сомнений, и надо отрешиться от политики (чего намеренно не сделал тот же Ю. Мухин, у него, напомню, все, кто верит, что убивали сотрудники НКВД – «члены команды Геббельса», а те, кто верит, что это сделали немцы – «члены команды Сталина», в т.ч., и он сам, конечно – но это, с моей точки зрения, совершенно недопустимый подход), и расследовать уголовное дело в соответствии с российскими процессуальными нормами (коль скоро трупы были найдены на нашей территории). Есть трупы, есть три версии: «убили немцы», «убили сотрудники НКВД», и, т.с.,  «смешанная версия» - вперёд, расследуйте, ищите доказательства и предъявляйте всю их совокупность для оценки, которая не в последнюю очередь, должна базироваться на принципе «после того» – не значит «вследствие того». И может так статься, что доказательств для обвинения сотрудников НКВД в убийстве польских пленных именно в Катыни, к чьему-то сожалению, окажется, с объективной точки зрения,  недостаточно. «Ну и что!» - закричат многие – «Знаем-знаем, как НКВД умело заметать следы преступления!». Возможно. Только это все, как любил говорить один мой знакомый прокурор: «… картинки, а суд – не выставка». Значит, кому-то опять не повезло. Се ля ви. Ведь впечатление такое, что наши высшие власти, признавая убийство делом рук НКВД, руководствовались  именно политическими соображениями. Что, какие-то новые факты, новые архивные документы были явлены за самое последнее время? Хотя, казалось бы – вот они, архивы, все в твоих руках. Нет, всё тот же «закрытий пакет №1», о качестве документов в котором – в статье Автора «Катынский счёт России». Сомнения или должны быть разрешены в пользу истины путём проведения профессионального следствия, или должно быть признано, что это невозможно, они неустранимы, для получения окончательного, 100% -го вывода.   Вы, Олег,  сами пишете: ///«В немецкой версии подозрительно обилие доказательств»///. Добавлю, вещественных доказательств, изъятых, отсортированных и предъявленных миру самими немцами (присутствовавшие тогда поляки к такому важному делу, как известно, не допускались). Или вот, например: из книги отнюдь не разделяющего позицию Ю. Мухина, писателя  В.Абаринова  «Катынский лабиринт»: (http://www.unilib.neva.ru/dl/327/Theme_11/Literature/Abarinov.htm): «Работая в архиве…оказались в моем досье списки поляков, попавших в категорию особо опасных государственных преступников и отконвоированных 136-м батальоном по запросам следователей во второй половине 1940-го — начале 1941 года. Не знаю, что побудило меня сверить их со списком катынских жертв, составленным Адамом Мощиньским (Lista Katynska. GRYF, London, 1989), да это уже и неважно — факт тот, что в результате обнаружилось ошеломляющее обстоятельство: люди числятся расстрелянными весной 1940 года, а между тем спустя месяцы после катынских расстрелов их перевозят из лагеря в лагерь, в Москву, Минск, Смоленск...». Так что, выходит, поторопились явно наши власти поставить такую вот точку в этом деле.  Так же и трагическая судьба наших солдат, оказавшихся в польском плену. Автор упоминает российско-польский сборник
/// «.. документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг.». Этот сборник - настоящий обвинительный акт правительству Пилсудского в проведении сознательной политики, направленной на уничтожение пленных красноармейцев путем бессудных расстрелов, избиений, голода и холода»///. Ну и где озвученная позиция полькой стороны? Где мемориалы в Польше, посвящённые памяти умученных поляками русских (и не только русских) людей? Ладно, Путин в ходе недавнего визита в Польшу помянул об этой трагедии в официальной речи, как говорится, спасибо и на этом… И вот – нелепая гибель на русской земле  высшей элиты государства польского. И что виной тому? Не традиционный ли шляхетский гонор: вот ещё, будет ли целый президент Великой Польши слушать команды каких-то там русских диспетчеров (о переводе самолёта в горизонтальный полёт, и, неоднократно,  об уходе на запасной аэродром)? Но авиация – не политиканство: волюнтаризм быстро здесь обнаруживается и наказывается. Хотя, по-человечески, их, конечно, жаль…

тамара
12.04.2010 10:15

Бог есть.Сочувствую родственникам.Фильм, визит и катострофа.Символично. Все они погибшие больше всех страдали за своих и на нападках на Россию пришли к власти. Одумайтесь. Хватит лжи. Все были хороши, но поляки злобствовали очень круто.Так нельзя. Я горжусь своим народом и мне очень жаль погибших за Польшу. Что ж очень жестоко, но  Бог видит всё и грань наглому вранью должна быть. Остерегайтесь. За ложь наказание будет.

Анна
12.04.2010 10:07

Заменив одну ложь другой,к правде не приблизишься.К сожалению, фильм Вайды вместо того,чтобы послужить диалогу двух соседних народов будет десятилетиями отравлять и растравлять их взаимоотношения.Вырванная из исторического контекста трагическая история Катыни создает абсолютно искаженное представление о происходившем.Польша предстает этакой мирной овечкой, которой угрожают волк (фашистская германия) и людоед-волчище(СССР).И не было будто бы гнусной прогитлеровской политики польских властей, которые мечтали с помощью Гитлера расширить свою территорию за счет Чехословакии,Прибалтийских стран и СССР, не было ни фашистских концлагерей и уничтоженных гитлеровцами 6 миллионов поляков,не было ни блокады Ленинграда,ни Хатыни,ни Великой Победы,сохранившей само существование Польши.Из фильма можно понять,что это СССР начал вторую мировую войну и, действуя методом Катыни,поработил всех,кого смог поработить.Соседей не выбирают и Польше с Россией нужны не мифы,а честный диалог,чтобы разгребать наслоения и проблемы и идти вперед.Путин об этом хорошо сказал,но будет ли он услышан,вот в чем вопрос.

Питерский
12.04.2010 9:35

/// «…в духе утверждения польских политиков о том, что в современном мире существует два величайших преступления – «Катынь» и Холокост»///. Любопытно, что же об этом думают «еврейский политики» г. Израиль?  Вот когда «украинский оранжево-свiдомый политик» в Ющенко во время его визита в государство еврейское в своё пытался сказать нечто подобное, поставить «на одну доску»  «Холокост» и «Голодомор», его (Ющенку), там, в Израиле быстро сумели поставить на место, не лезь, мол, «с суконным рылом в калашный ряд»…

АНР
12.04.2010 7:44

Stranger-у.
Да, конечно, Покайтесь...
Знаем мы эти пути-дорожки.
Тут же начнут считать "компенсации", которые можно будет слупить с России.
Сотни тысяч русских (хорошо, если похороненных, а не просто зарытых) по территории Польши в зачет никто брать не будет. Торговаться будут за каждый доллар (даром что простая крашеная аккуратно нарезанная бамага).

АНР
12.04.2010 7:33

Почему бы какому-нибудь ТАЛАНТЛИВОМУ РОССИЙСКОМУ кинорежиссеру не создать фильм о событиях в 1918-1920 годах, касательно судьбы пленных красноармейцев в Польше Пилсудского???

mtl
11.04.2010 21:26

To pesnya/Любезный.Не лезте к нам и тошнить не будет.Тебя.что мама не учила.что чужое брать нельзя пока не угостят.А вы всё старших не слушаете.потом обиженно хнычете.а ты знаеш сколько обиженных и опущенных в мире?То-то.Податри сопли пан.

Oleg
11.04.2010 11:08

2Сергей
   В моральном аспекте катынской проблемы РФ находится в сложном положении, т.к., будучи правопреемницей СССР, отвечает по его обязательствам, существуя в других гуманитарных координатах. Поэтому на господдержку произведений, хоть в чём-то антипольских, расчитывать не стоит. Польское правительство их поддержало бы гораздо охотнее.
   Мухин - скандальный журналист и опасный демагог, более опасный, чем Суворов, т.к. спекулирует на актуализации и  углублении русско-польской вражды. У того хоть хватило ума не топтаться на подобных темах.
   Имхо, лучшим решением было бы снять фильм(ы) о судьбе пленных красноармейцев и освоении Польшей обретённых в 1921г земель. Причём, исходной точкой я бы выбрал официальную позицию польской стороны, а сценаристом и режиссёром пригласил бы профессионалов, известных своей независимостью, например, Андрея Кончаловского. Но об этом можно только мечтать.
   Реальным не решением, конечно, а направлением считаю общественное расследование в интернете в виде множества несвязанных ничем, кроме аргументации, обсуждений, безусловной целью имеющих примирение. Когда общественность будет достаточно информирована, наработанный потенциал выйдет на поверхность сам собой, и правительство сможет опираться на факт его существования. В Польше именно так и поступили.

   Погибли не "единицы" и не "значительная часть", а все, кого советские спецслужбы сочли непригодными к использованию по специальности в интересах и на территории СССР. Около 700 человек, сочтённых пригодными, уцелели и были использованы.
   Не доказано, что персонально кто-то из найденных в Катыни что-либо подобное "практически проводил" или был "виновен в военных преступлениях", а наказание не за деяние, а за убеждение, с общеправовой точки зрения, само по себе преступно. По доказанным обвинениям состоялись и суды, и осуждения. Т.е. Вы защищаете свою позицию методом её дискредитации.
   В немецкой версии подозрительно обилие доказательств. В том же лесу полно могил, бесспорно советского происхождения, но вряд ли там найдутся письма, газеты, а также личные документы, деньги, золотые вещи и даже один слиток, которых у заключённых, хоть советских, хоть немецких, на руках быть не могло.

   Из немецкого оружия могли стрелять из практических соображений. Вальтер - оружие полицейское, убивает при прямом попадании в мозг или сердце, а штатный советский пистолет ТТ - оружие боевое, он даже бронежилет пробивает. Для расстрельной команды это означает, что работу, грязную фигурально, он делает грязной буквально. Другое дело, что немцы не утруждались приличиями: троек не создавали, а звук стрельбы считали фактором устрашения населения. Поэтому способ убийства, показанный в фильме, на фото и в отчёте Бутца в пользу не Вайды, а Бурденко - выстрел с небольшого расстояния, но не в упор (для заглушения звука и гарантии результата).



Хотел бы выразить искреннее соболезнование польскому народу по случаю гибели руководства.

Комментарии 1 - 20 из 39
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Символ покаяния

С чего началось возрождение храма Христа Спасителя, разрушенного ровно 85 лет назад.

В Стрелковку, к Жукову

На малой родине маршала Победы, в деревне Стрелковка Калужской области, открыт дом-музей.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Аналитический портал о Балтийском регионе Всемирный Русский Народный Собор Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта