Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

29 июня 2016

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Ташкентский саммит Шанхайской организации сотрудничества называют историческим.
27.06

Сегодня опасность новой мировой войны больше, чем во второй половине 1930-х.
22.06

Размышляя над новой книгой Фонда исторической перспективы «Большая Европа наций».
20.06

Верховная Рада обратилась к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении независимости украинской церкви от РПЦ.
17.06

Большинство свидетельств подтверждает: за катынский расстрел несут ответственность гитлеровцы.
16.06

В этой православной стране к русским до сих пор относятся, как к братьям.
10.06

Действия Константинопольского патриархата по проведению Всеправославного собора грозят трагедией раскола.
08.06

После операции в Сирии Афганистан понял, что сотрудничать с Россией выгоднее, чем с США.
02.06

Стратегическая идея патриарха Константинопольского Варфоломея.
01.06

Визит президента России в Грецию стал первым в страну ЕС за последние полгода.
01.06

Заметки о книге эксперта-политолога Ксавье Моро «Украина: в чем ошиблась Франция».
27.05

Латинская Америка: ситуация меняется в неблагоприятную для России сторону.
23.05

Изменения в миграционной политике становятся ключевым вопросом нашей безопасности.
18.05

Наша Победа стала преградой на пути глобализаторов.
13.05

Власть, за неумением созидать новую Украину, сносит старую.
06.05


Россия и мир

Метил в сталинизм, а попал в Россию

Фильм Анджея Вайды «Катынь»: послесловие публициста
Владислав Швед
09.04.2010
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Метил в сталинизм, а попал в Россию

В последние дни тема Катыни прочно завладела российским информационным пространством. 7 апреля в мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине расстрела польских офицеров в катынском лесу, приняли участие российский премьер-министр Владимир Путин и его польский коллега Дональд Туск. 10 апреля в Катынь должен прибыть польский президент Лех Качиньский. Своеобразной прелюдией к этим мероприятиям явилась неожиданная премьера фильма «Катынь» на телеканале «Культура».

О том, что фильм Вайды будет «неизбежно и естественно будет показан в России» ещё в июне 2007 года заявил Михаил Швыдкой, тогдашний руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Однако премьеру фильма россиянам пришлось ждать долгих три года. При этом первый показ не обошелся без сюрпризов. Видимо, команда о демонстрации фильма поступила «сверху» внезапно, поскольку в программах ТВ название «Катынь» отсутствовало. Подобную поспешность можно объяснить лишь одним - польскому премьеру решили продемонстрировать жест «доброй воли» накануне встречи в Катыни.

Следует напомнить, что за прошедшие три года фильм несколько раз демонстрировался для ограниченной аудитории в Москве и других крупных городах России. Как всегда, подобная практика породила массу слухов и мнений. Одни считали фильм антироссийским, другие были от него в восхищении. Постараемся разобраться, кто же прав?

Нам не дано предугадать…

В своих интервью Вайда постоянно подчеркивает, что фильм «Катынь» «ни в коей мере не направлен против России, он о том, как совершалось преступление Сталина». Особо Вайда акцентирует недопустимость использования фильма «для политических манипуляций».

Но, как известно, нередко благие пожелания так и остаются пожеланиями. Так произошло и с фильмом «Катынь», который сразу стал предметом манипуляций польских политиков.

Для этого достаточно вспомнить историю создания киноленты.

В октябре 2006-го Вайда начал съемки фильма под условным названием «Post Mortem. Катынская повесть». Сегодня можно с уверенностью утверждать, что дата премьеры была заранее определена. Это должно было произойти 17 сентября 2007 года, в день 68-ой годовщины вступления частей Красной армии на территории Западной Белоруссии и Украины, которое в Польше называют «предательским ударом в спину».

В целях обеспечения успешных съемок польское правительство выделило Вайде беспрецедентную в истории польского кино сумму в 6 миллионов злотых (примерно 2 миллиона долларов США). Это самая большая сумма, которую Государственный институт киноискусства Польши в последние годы выделял кинематографистам. В знак особого внимания к фильму «Катынь» супруги Качиньские, Лех и Мария, установили над ним особо престижную форму президентского «почетного патроната» («patronat honorowy») - «патронат президентской четы».

Фильм «Катынь» изначально воспринимался братьями Качиньскими, как базовый идеологический элемент избирательной кампании по досрочным парламентским выборам 2007 года. Премьера, как и было намечено, состоялась вечером 17 сентября в Большом театре Варшавы. Перед премьерой, утром того же дня, Лех Качиньский неофициально посетил мемориальное польское кладбище в Катыни.

Заметим, что это был первый визит в Россию президента Качиньского. Поэтому даже в Польше вызвал удивление выбор места и времени этого визита, тем более что никакой «круглой даты» не значилось. Но впереди предстояли выборы и усиление «катынской темы» осенью 2007 года шло по нарастающей.

После премьеры в Варшаве фильм начал триумфальное шествие по польским экранам.

Министр обороны Польши отдал приказ командирам всех воинских частей, чтобы все солдаты - контрактники и срочники - посмотрели этот фильм, а на его показ шли в форме и во время службы.

Школьники и студенты посещали фильм классами и группами. За первую неделю проката «Катынь» успели посмотреть миллион зрителей.

Эмоционально-психологическое воздействие фильма на поляков было столь велико, что в ноябре 2007 года по инициативе Л. Качиньского в Варшаве состоялась беспрецедентная публичная двухсуточная акция посмертного (!) повышения в воинских званиях всех 14 тысяч польских военнопленных, фигурирующих в Кáтынском списке.

Утверждается, что фильм «Кáтынь» не носит антироссийской направленности. Однако опросы польских социологических служб показали, что он, помимо патриотического настроя, формирует у большинства зрителей негативное отношение не только к СССР, но и к России. По другому и не может быть, так как показ фильма сопровождался заявлениями польских политиков и историков, что в сентябре 1939 года судьбу Польши “предрешила… советская агрессия”, а “советская оккупация” (так сегодня в Польше называют освобождение от нацистов) была страшнее гитлеровской.

Создавая фильм «Катынь», Анджей Вайда, видимо, не вспоминал строки великого русского поэта Фёдора Иванович Тютчев, написавшего 140 лет назад: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…». В этой связи попытаемся оценить фильм. Возможно, заявления об элементах русофобии, присутствующих в нём, просто плод чей-то фантазии?

Символы и метафоры «Катыни»

Большинство российских СМИ фильм Вайды настойчиво позиционируют как правдивый, основанный на фактах и воспоминаниях немногих оставшихся в живых очевидцев страшных событий 1939-1940 гг. и «вовсе не антирусский». За основу Вайда взял официальную версию катынского дела, которую отстаивает российская сторона. Независимые исследователи считают данную версию не вполне достоверной. Но это тема для отдельного разговора.

Что же касается художественных достоинств фильма, то о них также не будем говорить. Это дело профессиональных кинокритиков. Заметим лишь, что фильм «Катынь» снят с сугубо польской точки зрения. Ряд символов и метафор, которые всегда присутствуют в фильмах Вайды, понятны только полякам. Например, эпизод с отрезанием косы у девушки, заказавшей надгробную плиту погибшему в Катыни брату с настоящей датой смерти. Здесь Вайда проводит параллель с героиней греческой трагедии Софокла Антигоной, которая, несмотря на запрет царя, предает земле тело погибшего брата Полиника, за что расплачивается жизнью. Но для большинства зрителей этот эпизод, видимо, останется непонятным, несмотря на явную подсказку режиссера в виде плаката с названием вышеупомянутой греческой трагедии.

Весь фильм полон таких намёков. Большинство из них позволяет поставить знак равенства между нацизмом и сталинизмом, а точнее социализмом.

При этом Вайда не видит морального различия в том, что нацисты шли истреблять «недочеловеков», в том числе и поляков, а солдаты Красной Армии шли в бой с верой в то, что никого нельзя считать «недочеловеком».

Фильм «Катынь» построен на противопоставлении персонажей и ситуаций. К «нужным» выводам зрителя ненавязчиво подталкивает сам польский режиссер. В фильме с одной стороны показаны поляки-патриоты (мужчины и женщины), подлинное воплощение национальных достоинств и католических добродетелей, с другой - нацисты и «советские», напрочь лишенные этих достоинств. Помимо этого, нацисты и «советские» (точнее русские) также противопоставляются друг другу. Причем нацисты у Вайды выглядят более привлекательными, нежели русские.

Так, комендант нацистского лагеря смерти, сообщая вдове о смерти мужа-профессора, просит принять его сожаления. Невольно приходит мысль, что русским следует поучиться культурному обращению с жертвами и их близкими. Другой нацист приглашает жену расстрелянного в Катыни польского генерала, также выражает ей соболезнования и просит подписать заявление, осуждающее преступление советского ГПУ. Вдова мужественно отказывается и, казалось бы… Но в следующем кадре она с дочерью уже возвращается домой. Вайда как бы пытается этим эпизодом поставить вопрос, а что было бы с ней при Советах?

Следует отметить интересную деталь, характеризующую отношение Вайды к событиям, о которых рассказывает фильм. Речь идет о титрах. Там, где действие происходит на освобожденных Красной Армией территориях Западной Белоруссии и Украины, появлялись титры «зона советской оккупации», но когда показывали Краков, захваченный нацистами, титры о нацистской оккупации отсутствовали.

Солдат и офицеров Красной Армии Вайда показывает некой молчаливой биомассой. Помимо офицера Красной Армии (российский артист Сергей Гармаш), спасшего вдову и ребенка польского офицера от депортации, все остальные персонажи непольского происхождения похожи на бездушных роботов, действующих в рамках некоего государственно-политического механизма.

Наиболее четко отношение Вайды к советским солдатам видно из эпизода с раздиранием польского флага на портянки. Возможно, такой факт и был в действительности. Но его нарочитое выпячивание в фильме говорит о многом.

Вайда прекрасно знает трепетное отношение поляков к национальной символике. На фоне сцены поругания польского флага цена жизни 600 тысяч красноармейцев, освободивших Польшу от нацистского ига, для многих поляков может показаться ничтожной.

Сильное впечатление производит сцена расстрела польских военнопленных. Сделана она в духе утверждения польских политиков о том, что в современном мире существует два величайших преступления – «Катынь» и Холокост. Не случайно Вайда сценой расстрела завершает фильм.

Однако после просмотра фильма «Катынь» возникает впечатление, что Анджей Вайда, как и многие до него, метил в сталинизм, но попал в Россию. Известно, что в Польше всё советское всегда воспринималось и воспринимается, как русское. Фактически Вайде удалось реализовать идею польского профессора Войцеха Матерского о том, что следует выдвинуть обвинение против «всей советской политической системы». Фильм «Катынь» стремится сделать каждого зрителя участником общественного обвинительного процесса над историей СССР, а конечном итоге, над Россией и её историей.

Не следует забывать, что миллионы граждан современной России в той или иной степени были связаны с советской системой. Более того, она не заслуживает столь однозначного отношения к себе, которую предложил Вайда. Именно СССР остановил и поверг нацизм. Даже советские невозвращенцы признавали ряд достоинств социалистической системы. Многие россияне получили в советское время образование и достойное место в жизни.

А судьи кто?

Основная идея, которую Вайда проводит через свой фильм, это представление довоенной Польши страной национального счастья, лишенной внутренних антагонизмов. В ней господствовали любовь к Отечеству, Добродетель и Нравственность. Но две злые силы положили конец этой идиллии. Так ли это?

Не будем возвращаться во времена, когда шляхта Речи Посполитой самым диким образом расправлялась с бунтующими украинскими и белорусскими холопами. Обратимся к недалёкому прошлому.

В результате польско-советской войны 1920 года в польский плен попало не менее 206 тысяч красноармейцев. 165 тысяч из них сумели дожить до польских лагерей для военнопленных. Из них в Россию вернулось 78 тысяч человек.

Более 80 тысяч красноармейцев нашли могилу или по дороге в лагеря или в самих лагерях.

Поляки и их российские единомышленники много говорят об ужасной сталинской системе, жертвами которой стали польские офицеры, взятые в плен в 1939 году. Об их судьбе рассказано в моей книге «Тайна Катыни». Ну, а как же содержались в польских лагерях пленные красноармейцы во времена режима Пилсудского?

Процитируем несколько выдержек из 900-страничного российско-польского сборника документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг.». Этот сборник - настоящий обвинительный акт правительству Пилсудского в проведении сознательной политики, направленной на уничтожение пленных красноармейцев путем бессудных расстрелов, избиений, голода и холода.

В 1919 году в польских лагерях для военнопленных находилось всего около 13 тыс. красноармейцев. Однако и для них были созданы условия, несовместимые с жизнью. Так, полковник медслужбы д-р Родзиньский после посещения лагеря пленных в Пикулице под Пшемыслом в декабре 1919 года рассказал, что там происходит: «Систематическое убийство людей!.. Сохранение в лагере существующих условий его быта было бы равнозначно приговору всем пленным…».

В 1920 году, после победы Польши, положение пленных красноармейцев ещё более усугубилось. Председатель РУД (Российско-Украинской Делегации по переговорам с поляками) Е. Аболтин докладывал в Наркомат иностранных дел РСФСР: «Может быть, ввиду исторической ненависти поляков к русским или по другим экономическим и политическим причинам военнопленные в Польше не рассматривались, как обезоруженные солдаты противника, а как бесправные рабы. Содержа пленных в нижнем белье, поляки обращались с ними, как с рабами. Избиения в/пленных практиковались на каждом шагу…»

Витольд Козеровский, бывший заключенный лагеря Вадовице, в своих воспоминаниях, опубликованных в 1935 году, писал: «Режим вообще был кошмарный. Избивали круглые сутки. Били за малейшее нарушение лагерного порядка…». Член комиссии Лиги наций профессор Мадсен, посетивший этот лагерь в конце ноября 1920 г., назвал его «одной из самых страшных вещей, которые он видел в жизни».

Что же касается методов расправы с пленными красноармейцами, то сцена расстрела польских офицеров в фильме «Катынь» перед ними просто бледнеет. В польских лагерях пленных красноармейцев засекали насмерть не только деревянными розгами, но и розгами из ржавой колючей проволоки.

Бессудные расстрелы пленных были обыденным делом. Весной 1921 г. в лагере Домбе проводилось пополнение рабочих отрядов для местных помещиков. Пленные красноармейцы отказались вступать в них, так как это была верная смерть. Тогда их стали расстреливать прямо на плацу без суда и следствия.

А вот какие причины смерти пленных красноармейцев в лагере Модлина в октябре 1920 года были указаны в польском рапорте. «Вскрытие умерших военнопленных не выявило никаких изменений… зато в кишечнике найдена сырая картошка… Все пленные производят впечатление чрезвычайно изголодавших, так как прямо из земли выгребают и едят сырой картофель, собирают на помойках и едят всевозможные отходы, как-то: кости, капустные листья и т. д.».

Если какой-то российский режиссер осмелился бы экранизировать мучения и издевательства, которым подвергались пленные красноармейцы в польских лагерях, то, вероятно, общественность запретила бы показ этого фильма ввиду его бесчеловечности.

И после этого польская сторона утверждает, что Советы совершили самое страшное в истории ХХ века злодеяние, расстреляв польских офицеров, виновных в военных преступлениях в 1919-1922 годах?

Преступления режима Пилсудского ужасны не только сами по себе. Они ужасны ещё и потому, что польские юристы находили им оправдание. Профессор Юлиан Маковский, польский знаток международного права, в своих лекциях в Гааге в 1930-х г. утверждал: «Россия не принадлежит к сообществу цивилизованных государств, потому что не разделяет с нами общественные, религиозные, этнические и правовые понятия». Ну, а с варварами у поляков разговор короткий.

Возможно, такое отношение в Польше было только к побежденным врагам? К сожалению, это не так. По итогам польско-советской войны 1920 года Польше удалось присоединить к себе значительные территории Западной Белоруссии и Украины. Польские историки и политики с пеной у рта доказывают, что это был возврат исконно польских земель.

Однако известно, что по Люблинской унии 1596 года земли древнерусских княжеств, ставшие частью «Великого княжества Литовского, Жемайтского и Русского» (наследниками которого являются Украина, Белоруссия и Литва, но не Польша) стали частью совместного государства Речи Посполитой. Так восточные земли, по-польски «крессы всходние», впервые оказались в составе Польши. Если на этом основании эти земли считать польскими, то Варшаву следует считать русским городом, каковым она и являлась на протяжении более ста лет.

Ну, а что же население «крессов всходних»? Довольны были они вернуться обратно в лоно Польши? Для ответа обратимся к польским газетам тех времен. «Gazeta Warshawska» в 1925 году (№155) писала: «То обстоятельство, что в ХХ веке может существовать в культурном государстве пространство, которое является индийскими джунглями, спокойным оазисом для всяких банд, которые ищут там прикрытия и насмехаются над всеми стараниями полиции, - заставляет сильно беспокоиться о нашей власти. Десятки людей, которые прячутся в пущах, в своих воззваниях заявляют, что они ведут политическую борьбу, чтобы уничтожить польскую оккупацию в Белорусском крае, разбрасывают прокламации в этом духе; бабы носят им продовольствие в лес…».

Газета «Rzeczpospolita» в 1925 году писала, что: «…если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… Теперь же нужно выловить все банды, проследить, где им помогает местное население, и со всем этим гультайнитством расправиться коротко и без пардону. На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь».

Аналогичная ситуация сложилась и на территории Западной Украины. Здесь осенью 1930 года для пресечения антипольских акций организации украинских националистов (ОУН) по указанию премьер-министра Юзефа Пилсудского была проведена акция под названием «пацификация», т. е. «умиротворение». Оно стоило простым украинцам 800 разгромленных сел, 500 сожженных домов и более 2 тысяч человек арестованных. Всего же только в 1922 году по архивным данным против польского оккупационного режима на территории «крессов всходних» произошло 878 восстаний.

Венцом польского правосудия в борьбе с восставшими белорусами и украинцами стало создание в 1934 голу печально известного концентрационного лагеря в Березе-Картузской. В этот лагерь без суда и следствия заключались противники режима Пилсудского.

Условия содержания заключенных были ужасными. В небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливался водой. Им запрещалось разговаривать и т. п.

Из вышесказанного абсолютно ясно, что утверждения польских историков о том, что Вторая Речь Посполита была государством национального согласия, просто ложь. Соответственно заявления о том, что в сентябре 1939 года СССР осуществил четвертый раздел Польши, несостоятельны. Это было освобождение оккупированных Польшей белорусских, украинских и литовских земель. Кстати, ни Англия, ни Франция не восприняли освободительный поход Красной Армии в сентябре 1939 года, как войну против Польши. Иначе они бы незамедлительно объявили бы войну Советскому Союзу, как союзнику Германии. Об этом Вайда, а также польские и некоторые российские историки предпочитают умалчивать.

Возникает вопрос, а имеет ли право Польша, правопреемница Второй Речи Посполитой, предъявлять России счет за те грехи, которых у неё никак не меньше? В этой связи хочется напомнить одну библейскую истину: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Но главный вывод из истории с фильмом «Катынь» не в том, чтобы выяснить, кто больше виноват.

О польских грехах я был вынужден рассказать, дабы стало ясно, что у каждой страны есть свой скелет в шкафу. И ещё неизвестно, чей страшнее.

Поэтому актуальными становятся слова, сказанные Владимиром Путиным 7 апреля в Катыни: «Российский и польский народы должны идти навстречу друг другу, помня обо всем, но понимая, что невозможно жить только прошлым».

Материалы по теме:

Владислав Швед "Катынский счет России"

Специально для Столетия



Комментарии


Anarchist
09.04.2010 16:12

"Более 80 тысяч красноармейцев нашли могилу или по дороге в лагеря или в самих лагерях."
<br><br>
На это у поляков (и сочувствующих) есть отговорка: "де эпидемия была"...
<br>
И что проблема в Польше совершенно не замалчивается, а удостоилась внимание ажно цельного одного исследования (на рассмотрение степени известности оной отписки их уже не хватает).

патриот
09.04.2010 18:00

"Метил в сталинизм, а попал в Россию". К, сожалению, и по-прошествии десятков лет... это одно и то же! Подтверждение, хотя бы в... трехлетней "истории" выхода фильма в российский прокат!

ян
09.04.2010 18:03

спец-операция абвера,возглавляемая главными финансистами предусматривала будущий доход,который и был озвучен,одобрен и пропагандирован раболепными западными  сми.Жаль,что ваши чинуши коленнопреклонны и  создают правовую базу для вымогательства у сотен поколений россиян.Радуйтесь реализации "справедливости" --платите за преступления и бандитизм кисюшей Наслаждакйтесь друзья.

Алексей, Эстония
09.04.2010 18:32

Да, поляки - звери еще те. Один старший механик мне рассказывал, как его бабушка с дедушкой пережили польскую оккупацию Западной Белоруссии. В госместах белоруссам запрещали сидеть в присутствии польских чинушей.Эй, Россия, труби на весь мир об этом! Пишите книги, снимайте фильмы! Пусть мир побольше узнает об этих пшеках.

алекс-1
09.04.2010 19:41

я не понял автор оправдывает растрел или нет панов или не было удара в спину 17 и еще 200 т пленных красноармейцев как это получилось это же разгром

Юрий Петрович
09.04.2010 20:05

Никогда они не простят нам, потомкам тех, кто дал отпор армиям гитлеровской Европы, трусость и подлость своих предков, либо покорившихся гитлеровцам,либо сотрудничавших с ними.
  Да-а-а, много ещё носителей геббельсовской культуры, лицемерной по форме и антисоветской по содержанию...Вот и Вайда обозначился!

pesnya
09.04.2010 21:52

opyt' sovetskaya propagand. Vse plohie tolko russkie horoshie. Toshnit ot vas uzhe vsem.

Николай
09.04.2010 22:46

Исключительно четко, математически выверено, как доказательство простой теоремы, которую до сих пор никто так ясно не формулировал. Браво.

Пробел
10.04.2010 4:40

Спасибо за материал. Толково.
Только почему же кто угодно может набрасываться на Россию с обвинениями, а мы вот так тихонечко,не заметненько отвечать? Достала политкоректность!!! )))

Юрий
10.04.2010 8:22

Для Европы мы в вечном долгу. Кругом виноваты.
Европейцы грабили и убивали во всем мире, а сейчас везде подсовывают русских.

Сергей
10.04.2010 8:32

Думаю, что лучшее решение в этой ситуации, это отпечатать за гос. счет несколько тысяч экземпляров произведений Ю.Мухина на эту тему и направить в Польшу. Пускай просвящяются. С другой стороны, среди задержанных польских офицеров, кроме инженеров и конструкторов, коих были единицы, значительную часть составляли представители специальных служб Польши. Дефензивы, пограничной охраны, и др. Это были убежденные враги Советского государства, на протяжении длительного времени практически проводящие враждебную польскую политику и в том числе виновные в военных преступлениях против советского народа. А как расправляться с врагами карательные органы СССР тех лет не нужно было учить. С другой стороны, зачем было стрелять из немецкого оружия. Что бы через почти 2 года обвинить немцев в расстрелах. Но тогда надо было предполагать, что немцы дойдут до Смоленска. В 1939 -40 годах за обно такое предположение можно было здорово поплатиться.

Иностранец
10.04.2010 12:01

Да нет, куда метил, туда и попал, а метил режиссер именно в Россию - не надо себя убаюкивать...

слава
10.04.2010 17:46

лживый порочный самолюбивый наглый трусливый эгоистичный -- список можно продолжать и это все о западе

Stranger
10.04.2010 22:34

Что же это - круг ненависти, который никогда не прервётся? И что - тиражируем эту ненависть с обеих сторон на следующие поколения поляков и русских. Какие бы не были поляки - заносчивые, высокомерные, жестокие; да, они унижали всех, кого покоряли - и украинцев, и белоруссов, и литовцев и других. Доистребили или выгнали жалкие остатки польских евреев, которых не успели уничтожить немцы. Издевались и глумились над красноармейцами,как об этом пишет Владислав Швед. Пусть это сто раз так.
Но то, что произошло в Катыни - это чудовищное злодеяние и покаяние и извинение за него нужно не полякам и не Западу,а исключительно и в первую очередь России. От этого зависит то, каким будут следующие поколения россиян. И ужасно, если в их сознании будет жить представление, что нормально
убивать пленных, да ещё так, как это было сделано в Катыни. Надо постараться преодолеть эти чёрные страницы в русско-польских отношениях хотя бы ради будущего. Инициировать диалог и примирение должен сильный - Россия. Конечно, его формат должен быть оговорён
и известен заранее двум сторонам - речь не может идти о пересмотре результатов и границ, установленных после Второй мировой войны. Вполне возможны какие-то разумные, естественно, не миллиардные компенсации. Большая ли это плата за то, чтобы убрать завалы ненависти и чёрной памяти во взаимоотношениях между двумя народами и государствами?

слав-е
10.04.2010 23:31

имеешь ввиду... Калининград?

алекс-1
10.04.2010 23:49

вот видимо получилась вторая катынь мы разделены навечно я скорблю

falk
11.04.2010 2:12

А кто утверждает, что сталинизм и Россия однозначные понятия? Вайда сделал фильм о преступлениях сталинизма. А такие товарищи как Проханов, Шевченко, Леонтьев и прочие кремлевские шавки отсчитывают век России только после 1917 года. Как же не хочется признавать, что НКВД и гестапо одного поля ягодки.

Анатолий Семёнович
11.04.2010 7:38

Ясно то, что А. Вайда истинный поляк, а значит враг России. В этом вопросе я хочу быть неправым. Но я не знаю ни одного современного поляка, вставшего на защиту Сталина, вернувшего Польшу полякам. Что же касается Катыни, тут нужно знать, что русский не  враг поляку, в отличии от немца. Для освобождения Польши мы положили шесть армий, это более 600 000 наших воинов. Вайда не целился в сталинизм. Он целился в  Россию, в русских. Для него важна не Катынь. Для него важно бросить грязь в Россию.  

Oleg
11.04.2010 8:27

2Иностранец
>куда метил, туда и попал
=Это точно.
Фильм я смотрел и понял его так, что примирение народов нельзя назвать в числе его задач. Тем не менее, посмотрю ещё раз ради понимания сложных метафор, описанных в этой дельной статье. Непонятки есть не только в фильме, но и возле. Например, на польской афише под заголовком слово KATYN написано как KATYЙ. Что бы это значило?

Oleg
11.04.2010 11:08

2Сергей
   В моральном аспекте катынской проблемы РФ находится в сложном положении, т.к., будучи правопреемницей СССР, отвечает по его обязательствам, существуя в других гуманитарных координатах. Поэтому на господдержку произведений, хоть в чём-то антипольских, расчитывать не стоит. Польское правительство их поддержало бы гораздо охотнее.
   Мухин - скандальный журналист и опасный демагог, более опасный, чем Суворов, т.к. спекулирует на актуализации и  углублении русско-польской вражды. У того хоть хватило ума не топтаться на подобных темах.
   Имхо, лучшим решением было бы снять фильм(ы) о судьбе пленных красноармейцев и освоении Польшей обретённых в 1921г земель. Причём, исходной точкой я бы выбрал официальную позицию польской стороны, а сценаристом и режиссёром пригласил бы профессионалов, известных своей независимостью, например, Андрея Кончаловского. Но об этом можно только мечтать.
   Реальным не решением, конечно, а направлением считаю общественное расследование в интернете в виде множества несвязанных ничем, кроме аргументации, обсуждений, безусловной целью имеющих примирение. Когда общественность будет достаточно информирована, наработанный потенциал выйдет на поверхность сам собой, и правительство сможет опираться на факт его существования. В Польше именно так и поступили.

   Погибли не "единицы" и не "значительная часть", а все, кого советские спецслужбы сочли непригодными к использованию по специальности в интересах и на территории СССР. Около 700 человек, сочтённых пригодными, уцелели и были использованы.
   Не доказано, что персонально кто-то из найденных в Катыни что-либо подобное "практически проводил" или был "виновен в военных преступлениях", а наказание не за деяние, а за убеждение, с общеправовой точки зрения, само по себе преступно. По доказанным обвинениям состоялись и суды, и осуждения. Т.е. Вы защищаете свою позицию методом её дискредитации.
   В немецкой версии подозрительно обилие доказательств. В том же лесу полно могил, бесспорно советского происхождения, но вряд ли там найдутся письма, газеты, а также личные документы, деньги, золотые вещи и даже один слиток, которых у заключённых, хоть советских, хоть немецких, на руках быть не могло.

   Из немецкого оружия могли стрелять из практических соображений. Вальтер - оружие полицейское, убивает при прямом попадании в мозг или сердце, а штатный советский пистолет ТТ - оружие боевое, он даже бронежилет пробивает. Для расстрельной команды это означает, что работу, грязную фигурально, он делает грязной буквально. Другое дело, что немцы не утруждались приличиями: троек не создавали, а звук стрельбы считали фактором устрашения населения. Поэтому способ убийства, показанный в фильме, на фото и в отчёте Бутца в пользу не Вайды, а Бурденко - выстрел с небольшого расстояния, но не в упор (для заглушения звука и гарантии результата).



Хотел бы выразить искреннее соболезнование польскому народу по случаю гибели руководства.

Комментарии 1 - 20 из 39
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Брексит и США

Не станет ли британский референдум заразительным примером для некоторых американских штатов?

Все в кино!

В Центральном Манеже представлена почти вековая история советского кино в плакате.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого Фондом ИСЭПИ.

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта