Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Лечение без диагноза

Лечение без диагноза

Проблему Нагорного Карабаха пытаются решать, не разобравшись в ее причинах.
Андрей Арешев
13.09.2006

История Карабаха, включенного в начале XIX века в состав России, всегда была тесно связана с историей российского государства. Закономерно и то, что карабахская проблема всегда обострялась в смутные для России времена. Так было и в 1918, и в 1988 году. В обоих случаях для многих в Карабахе было очевидно: дело идет к тому, что рано или поздно они останутся один на один с Азербайджаном.

По сей день карабахская проблема остается одной из самых сложных. Чтобы нащупать хотя бы подходы к ее решению, нужно досконально разобраться в ее военно-политической, правовой, культурно-исторической, геополитической и социально-экономической составляющей. Тем удивительнее было в начале 2006 года слышать из уст международных посредников шапкозакидательские заявления о возможности скорого решения конфликта. Особенно если учесть, что решать проблему по-прежнему пытаются, мягко говоря, неадекватными способами: не вникая в суть конфликта, пытаются избирательно "лечить" отдельные его последствия. И что самое удивительное, Нагорный Карабах, судьбу которого пытаются решить договаривающиеся стороны, фактически в переговорах не участвует.

Недавно новый американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, прославившийся своими заявлениями о возможности решения карабахского конфликта уже в 2006 году, посетил Степанакерт. До этого Брайза не удосужился ни разу побывать в крае, судьбу которого взялся решать. На сентябрь 2006 года намечены консультации министров иностранных дел Армении и Азербайджана с представителями Минской Группы ОБСЕ, однако представляется, что никакого прорыва не будет и на этот раз. Это закономерный итог фактической смены трехстороннего формата переговоров (Азербайджан, Армения, Нагорно-Карабахская Республика) на двусторонний (Азербайджан и Армения). Между тем, прекращение огня, достигнутое в мае 1994 года, стало возможным именно благодаря проведению переговоров в трехстороннем формате.

#comm#В 1991-1994 годах Нагорный Карабах пережил одну из самых кровопролитных войн.#/comm#

О жестокости и масштабах той войны говорят следующие цифры. В период с декабря 1991 года (провозглашение независимости НКР) до мая 1994 года (установление режима прекращения огня) только по Степанакерту со стороны азербайджанских населенных пунктов было выпущено свыше 21 тысячи снарядов систем залпового огня "Град", 2700 ракет "Алазань", более 2000 артиллерийских снарядов, сброшено 180 шариковых бомб. На всех этапах военных действий Азербайджан обладал многократным перевесом в живой силе и технике, однако так и не смог победить.

В 1993-1994 годах в Баку фактически признали Степанакерт в качестве стороны переговоров. Иначе не было бы, например, документа, подписанного Гейдаром Алиевым 17 августа 1993 года, которым руководство Азербайджана уполномочило вице-премьера Р.Гулиева "вести переговоры об организации встречи высших руководителей Азербайджана и Нагорного Карабаха". Не было бы еще десятков подобных документов…

""В результате войны возникли новые реалии: сотни тысяч перемещенных лиц, линия соприкосновения сторон, не совпадающая с официально проведенными на карте границами. Ряд районов Азербайджана, откуда предпринимались наступления и обстрелы территории НКР, перешли под контроль Армии обороны Нагорного Карабаха, образовав "пояс безопасности". В настоящее время именно эти территории вокруг НКР являются, по сути, единственной гарантией поддержания хрупкой стабильности в регионе и невозобновления боевых действий.

#comm#Некоторые из этих территорий граничат с Ираном, что явно привлекает внимание американцев.#/comm#

Вероятно, именно поэтому одним из пунктов предлагаемых посредниками (фактически – США) планов по урегулированию карабахского конфликта является ввод на эти территории "международных миротворческих контингентов". На практике это приведет к дестабилизации в регионе, так как Иран наверняка предпримет контрмеры в случае неблагоприятного для него развития ситуации. Не останутся в стороне и другие мировые и региональные игроки. Размораживание конфликта в непосредственной близости от российских границ никак не соответствует интересам и нашей страны – одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ. И здесь интересы России и НКР объективно совпадают.

Внешняя политика властей Нагорного Карабаха направлена на то, чтобы избежать развития событий по негативному сценарию и добиться справедливого решения проблемы. А оно вряд ли возможно без международного признания фактической независимости, для которой есть все необходимые исторические, политико-правовые и нравственные основы. В ходе переговоров было выдвинуто три основных принципа, которые обязательно должны быть учтены в процессе урегулирования: невозможность подчинения Нагорного Карабаха Азербайджану, исключение его анклавного положения и наличие сухопутной границы с Арменией, международные гарантии безопасности НКР, уровень которой должен определяться его населением. Международные посредники все с большим пониманием относятся к этой позиции карабахской стороны, однако камнем преткновения продолжает оставаться непримиримая позиция официального Баку.

Между тем, Нагорно-Карабахская Республика постепенно залечивает нанесенные войной раны. Восстанавливается экономическая инфраструктура, полностью разрушенная в ходе войны, создаются новые предприятия, рабочие места. Конечно, проблем немало, но реальная картина происходящего в республике бесконечно далека от тех страшилок, которые порой навязывают доверчивой публике. Хотя для жителей НКР восстановление положения, которое было до 20 февраля 1988 года – пока еще из области фантастики.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..