Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 октября 2020
Крематорий на старте

Крематорий на старте

Программа «Спейс шаттл» приказывает долго жить
Александр Орлов
29.08.2006

Продолжение эксплуатации конструктивно несовершенного и морально устаревшего "Шаттла" – симптом глубокого кризиса американской космической программы, которая держится на "Союзах", российских экипажах и улучшенной копии станции "Мир". По сути, душа американского космоса отошла в лучший мир вместе с ее создателем, Вернером фон Брауном.

Несмотря на совершенствование бортовой аппаратуры, американский авиакосмос за последние годы не продвинулся ни на шаг. Немногие успехи последних лет связаны почти исключительно с использованием советского потенциала (аналогия с 1945 годом): покупка лицензии на производство ракетного двигателя РД-170, беспрецедентное по масштабу выкачивание советских разработок (включая стратегически важные наработки по гиперзвуку – ключ к многоразовым аппаратам нового поколения). Проблема "Шаттла" – ложная концепция многоразовости, обернувшаяся на практике многоразовым капремонтом, как по ресурсу двигателей (в нашей системе двигатель был не на "Буране", а на "Энергии"), так и по ресурсу волокнистой теплоизоляции, повреждение которой превратило в крематорий "Колумбию" и чуть не погубил тот же "Дискавери" год назад, - дыру едва заклеили при аварийном выходе в космос.

#comm#Когда на рубеже 1980-х американцы поняли свою ошибку, производство и кооперация по "Сатурнам" и "Аполлонам" были безвозвратно утрачены: рынок, однако. #/comm#

Оказалось, что в условиях жестких ограничений по весу и ресурсу критических компонентов, малосерийная многоразовая система более затратна и менее надежна, чем серийное производство одноразовых носителей.

Второй фатальный недостаток, по которому "Шаттл" изначально проигрывал советским и российским системам – отсутствие беспилотного режима эксплуатации (на всех советских системах беспилотный режим был в обязательном порядке), позволяющего выводить на орбиту хотя бы грузы, заодно увеличив межремонтное количество пусков за счет более низких требований к надежности беспилотных носителей.

По этим причинам, сразу после крушения "Колумбии" специалисты предрекали либо похороны "Шаттла", либо его лихорадочную модернизацию с созданием системы беспилотного спуска и аварийной капсулы для экипажа. Однако запуски продолжались, была лишь разработана аварийная замазка для дефектов теплозащиты.

Не удивительно, что, когда в ходе прошлого полета "Дискавери" теплозащита вновь потрещала и корабль садился "на честном слове" и с заплатами на крыле, специалисты вновь стали хоронить "Шаттл". Ведь когда теплозащита разрушается в двух случаях подряд, под вопросом даже беспилотный режим эксплуатации, - кто будет штукатуром?

Тем не менее, американцы переклеили теплозащиту и вновь играют в "американскую рулетку".

Хэллоу, мистер президент! Идущие на смерть приветствуют тебя!..

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».