Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Чиновники чуть не провалили ЕГЭ

Чиновники чуть не провалили ЕГЭ

Единый экзамен стал для русских детей в Приднестровье нелегким испытанием
Ольга Волошина
15.07.2016
Чиновники чуть не провалили ЕГЭ

В 2014 году, в рамках работы с зарубежными постсоветскими регионами в сфере образования, впервые была реализована программа по проведению ЕГЭ в Приднестровье. На базе единственного в республике Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации был открыт пункт приёма ЕГЭ России и создан Центр российского образования и науки при ПГУ им. Шевченко.

У школьников появилась возможность сдавать ЕГЭ по российским программам для российских вузов, не покидая территории Приднестровья. В течение двух лет экзамены успешно проводились, и многие выпускники приднестровских школ стали студентами российских вузов. Более того, количество выпускников, желающих обучаться в российских вузах, росло. Так, если в 2014 году ЕГЭ сдавало 232 выпускника приднестровских школ, то в 2015-м – уже 474.

Как известно, Приднестровье – регион, среди жителей которого около 30% русских, более трети приднестровцев имеют российские паспорта. Успешный опыт проведения ЕГЭ в течение двух лет позволяет говорить о том, что как форма внешнеполитической стратегии на постсоветском пространстве такие образовательные мероприятия чрезвычайно востребованы.

Спрос на получение образования по российским стандартам и в российском пространстве не только высок, но и во многом необходим, тем более в таких регионах как Приднестровье.

Украина и Молдова проводят обучение на украинском и молдавском языках, что фактически не позволяет русскоязычным жителям Приднестровья претендовать на места в вузах соседних стран. А единственный университет в республике не обладает достаточным количеством мест и специальностей.

Несмотря на успешные показатели предыдущих лет, что является достойным примером проявления «мягкой силы» России в сфере образования на постсоветском пространстве, ситуация с проведением ЕГЭ в Приднестровье в 2016 году чуть не превратилась в театр абсурда из-за нерадивости или недоработок отдельных чиновников…

В январе 2016 года в базе данных на сервере Рособрнадзора были зарегистрированы 698 заявлений приднестровских школьников, выразивших желание пройти ЕГЭ по российским стандартам. Заявления были поданы в положенные сроки и по всем предусмотренным правилам. Однако позднее, в марте 2016 г., Рособрнадзор изменил требования к пунктам приёма ЕГЭ, в соответствии с которыми на одном пункте приёма может быть зарегистрировано не более 300 человек. В связи с этим Приднестровский государственный университет обратился в Рособрнадзор с предложением открыть в Приднестровье два дополнительных пункта приёма ЕГЭ для того, чтобы все зарегистрировавшиеся смогли сдать экзамены. Но почему-то об этом не были проинформированы сами выпускники, которые, ничего не зная о возникших сложностях, продолжали готовиться к поступлению в вузы по российской программе. Сознательно ли утаили чиновники информацию или нет – неизвестно. Думали ли они о возможных последствиях сложившейся ситуации, когда все подавшие заявления дети (почти 700 человек) априори не смогут реализовать свои права? Вопросы, как говорится, риторические…

Далее последовало сообщение центра СМИ Приднестровского государственного университета: «20 мая 2016 года Управление оценки качества общего образования Рособрнадзора официально проинформировало ПГУ им. Т.Г. Шевченко о согласовании возможности открытия в Приднестровье только одного пункта приёма экзаменов с количеством участников не более 300 человек, на основе автоматизированного распределения участников ЕГЭ, которое будет проводиться централизованно в РЦОИ (ФГБУ «Федеральный центр тестирования»)». Эта информация была доведена до выпускников 23 мая 2016 года, то есть за три дня до проведения первого ЕГЭ, который должен был состояться 27 мая 2016 года. Трудно представить, какова была реакция около 400 детей, не вошедших в списки допущенных до ЕГЭ «путем автоматического распределения».

Еще сложнее, наверное, объяснить молодым людям, почему местные и московские чиновники не смогли «договориться», не смогли или не захотели выполнить свою работу. Более того, совершенно непонятно, кто и при каких обстоятельствах взял на себя ответственность решать судьбы детей путем «автоматизированного распределения»…

Таким образом, большое начинание по продвижению своих образовательных программ, по подготовке специалистов, востребованных в России, по формированию имиджа России за рубежом, оказалось, неожиданно и по непонятным причинам, практически провальным.

Ситуацию с ЕГЭ надо было как-то выправлять, однако методы решения чиновниками ими же созданных проблем, мягко скажем, удивили. Вечером 26 мая 2016 года, перед проведением первого в графике ЕГЭ, потерявшие надежду и расстроенные дети смогли ознакомиться на сайте ПГУ с новой для них информацией о том, что все выпускники, подавшие заявления, все-таки допущены к сдаче ЕГЭ! Конечно же, не все вовремя нашли эту информацию в интернете, и не все они смогли прийти на следующий день в пункт приема ЕГЭ (некоторым из них надо было добираться до пункта приема из других городов). Стоит ли говорить о том, в каком состоянии выпускники пришли на свой страх и риск сдавать экзамены, не имея на руках даже документа о допуске к ЕГЭ, который они должны были получить за несколько дней до проведения экзамена. Кто пришел, действительно были допущены к экзамену, что символично, по русской литературе. Конечно, детям никто ничего объяснять не стал. Заявления должностных лиц в СМИ ситуацию не проясняли. Сказано было лишь, что «все подавшие заявления смогут пройти ЕГЭ».

На самом деле, ситуацию пришлось «разруливать» из-за большого количества жалоб и обращений, звонков местным чиновникам и в Москву, из-за быстро разрастающихся масштабов проблемы. Стало очевидно, что ситуацию не удастся ни замять, ни скрыть, и что обращения и заявления обоснованны и правомерны. Поэтому местным и московским чиновникам пришлось в течение трех дней договариваться и кое-как решать проблему, которая не могла решиться в течение четырех месяцев! В итоге выпускники были к экзаменам все-таки допущены, были в срочном порядке определены так называемые «резервные» дни сдачи ЕГЭ для детей, не вошедших в список трехсот, до сих пор непонятно, по каким критериям отобранных заявлений.

Сложный регион – Приднестровье, территория с «замороженным», до сих пор не разрешенным конфликтом, находящаяся в постоянной правовой и экономической блокаде со стороны стран-соседей, Молдовы и Украины, чуть не оказалась, пусть даже частично, в блокаде «образовательной», причем именно со стороны России.

Кто несет ответственность за подобные эксперименты над судьбами детей, в том числе и российских граждан, проживающих на постсоветском пространстве? Необходимо до конца разобраться в этой истории, обязать чиновников отслеживать ситуацию на всех этапах проведения образовательных мероприятий, чтобы подобные сбои не повторялись. Российские образовательные организации обязаны достойно представлять нашу страну за рубежом и проводить грамотную политику, направленную на повышение привлекательности России, где можно получить необходимое и качественное образование на родном языке.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.