Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
«Евроремонт» для Старого Света

«Евроремонт» для Старого Света

Эксперты из России, ЕС и США представили три варианта развития будущей архитектуры безопасности в Евроатлантике
Федор Климкин, Брюссель
30.06.2009
«Евроремонт» для Старого Света

В Брюсселе обнародован доклад международного исследовательского центра «Институт Восток-Запад», над составлением которого с февраля этого года работали более 20-ти экспертов и политологов из 7 стран – России, США, Франции, Германии, Бельгии, Великобритании и Польши.

В документе, озаглавленном «Евроатлантическая безопасность: единое видение, три пути», изложены новые подходы для укрепления европейской безопасности и восстановления доверия между странами после августовских событий прошлого года на Кавказе. Причем некоторые из этих подходов весьма кардинальные, и, что примечательно, включают в себя элементы предложений российского руководства по созданию новой архитектуры безопасности в Евроатлантике, в том числе - заключение нового Договора о европейской безопасности.

Доклад начинается с констатации глубокого кризиса в отношениях между Россией и западными странами, входящими в НАТО и ЕС. Такое положение дел, по мнению авторов - прямое отражение «эрозии взаимного доверия сторон и их нежелания уважать интересы друг друга в сфере безопасности». Существующие структуры - Совет Безопасности ООН, ОБСЕ, Совет Россия-НАТО - которые, по идее, должны предотвращать события, подобные произошедшим в Южной Осетии, оказались беспомощны, фиксируют авторы. Вывод: если такая неутешительная тенденция сохранится, это чревато «негативными последствиями для стабильного существования Европы как единого целого».

В этом смысле авторы особенно выделяют ситуацию на Украине, где политическая напряженность не стихает даже в условиях тяжелого экономического кризиса, а также на Южном Кавказе, где существует риск повторения военного конфликта.

Между тем, продолжают составители доклада, страны Евроатлантики сталкиваются с новыми угрозами и вызовами в области «жесткой» и «мягкой» безопасности, исходящими из таких регионов мира, как Ближний Восток, Центральная и Северо-Восточная Азия. Речь идет о проблемах терроризма, киберпреступлений, морского пиратства, организованной преступности, наркотрафика и торговли оружием. Эффективно противостоять этим угрозам, уверены международные эксперты, можно только, если ведущие евроатлантические державы согласятся сотрудничать.

Именно сейчас, для согласования качественных перемен в структуре безопасности, на Евроатлантике сложились наиболее благоприятные условия, резюмируется в докладе: объявленный новой администрацией США курс на «перезагрузку» отношений с Россией, инициатива президента РФ Д.Медведева о подписании Договора о европейской безопасности, а также продолжающиеся дискуссии о новой стратегической концепции НАТО. Чтобы процесс формирования новых взаимоотношений в сфере безопасности стал реальностью, страны Евроатлантического региона должны, по мнению авторов, предварительно договориться об общих правилах игры. Речь идет о целом ряде установок, вытекающих из основополагающих принципов ОБСЕ, в применении которых, считают эксперты, страны Евроатлантического региона должны пойти намного дальше. Что это подразумевает? Признание наличия нескольких центров принятия решений в области безопасности и необходимости в их сотрудничестве. Готовность вести переговоры, исходя из уважения заявленных интересов в сфере безопасности всех государств-участников. Признание права каждого государства на определение самостоятельных мер по обеспечению безопасности. Стремление обращать возникающие проблемы в Евроатлантическом регионе из конфликтов с «нулевой суммой», то есть, где стороны имеют диаметрально противоположные интересы и могут только выиграть или проиграть, в ситуации, когда от разрешения проблемы обе стороны получают выгоды. Приверженность укреплению мер доверия в области безопасности, особенно в том, что касается коллективного участия в предотвращении, сдерживании или разрешении конфликтов. Это и есть то самое «единое видение» стратегических аспектов безопасности в Евроатлантике, которому политологи придают особое значение и выносят в название всего доклада.

Договорившись об основополагающих принципах поддержания безопасности, можно приступать к улучшению ее архитектуры. Как это сделать? Есть три пути, считают авторы. Каждый из вариантов предусматривает разную степень преобразования существующей нормативной и институциональной системы поддержания безопасности в Евроатлантике. Они отражают и различие подходов, сложившихся в группе экспертов.

Если идти по первому из предложенных путей, менять, в общем-то, ничего не придется: его сторонники считают, что ныне существующих институтов поддержания безопасности в Евроатлантическом регионе вполне достаточно, а возникшие проблемы и противоречия можно решить политико-дипломатическими методами. В качестве практических мер предлагается найти быстрые «развязки» по восстановлению мер доверия между Россией и странами НАТО. Например, географически расширить взаимодействие по линии Инициативы сотрудничества в области воздушного пространства между Россией и Североатлантическим альянсом, предусматривающей совместные меры по наблюдению за воздушным пространством и координацию воздушного движения. Среди прочих предложений: ратификация адаптированного ДОВСЕ - Договора об обычных вооруженных силах в Европе и дальнейшие консультации по его модификации в связи с изменившимися реалиями; обсуждение в рамках Совета Россия-НАТО насущных проблем европейской безопасности, в том числе, ситуации в регионах Черного моря и Южного Кавказа. Отдельно упомяну идею проведения саммита лидеров стран-членов ОБСЕ, НАТО, ЕС и ОДКБ по ситуации в Афганистане и Пакистане, а также рекомендацию продолжить изучение целесообразности размещения элементов американской ПРО в Европе, рассмотреть перспективу совместного с Россией мониторинга ядерной угрозы, а, если возникнет необходимость - и совместных действий в области защиты от баллистических ракет.

Второй подход предусматривает частичное преобразование ныне действующих институтов евроатлантической безопасности. Его сторонники исходят их того, что существующие структуры не смогут устранить сохраняющиеся между западными странами и Россией противоречия, например, по поводу расширения НАТО или путей укрепления безопасности на Южном Кавказе после событий августа прошлого года. Предлагается, чтобы Россия, ЕС, ОБСЕ и ООН приняли незамедлительные меры для заключения юридически обязывающего соглашения о неприменении сторонами военной силы в регионе. Рекомендуется дальнейшее сокращение обычных видов вооружений в Европе, а также снятие ядерных арсеналов России и США с режима высокой степени боевой готовности – чтобы снизить риск случайного возникновения войны. Сторонники этого подхода предлагают также объединить усилия США, ЕС и России в области ПРО, создав единый американо-европейско-российский координационный центр.

И, наконец, третий путь усовершенствования архитектуры евроатлантической безопасности - пожалуй, самый кардинальный из всех предложенных экспертами.

Он предусматривает, прежде всего, подписание нового Договора о европейской безопасности, основные элементы которого озвучил российский президент на конференции по мировой политике в Эвиане в октябре 2008-го. Подобный договор, говорится в докладе, должен преобразовать политические обязательства в сфере безопасности, взятые на себя странами в рамках ОБСЕ, в юридически обязывающие нормы. В нем должны быть закреплены принципы единой и неделимой безопасности, многополярности и участия всех сторон. Для обсуждения российской инициативы, говорится в докладе, европейские лидеры должны сформировать специальную «группу мудрецов», в которую вошли бы бывшие высокопоставленные политики, известные дипломаты, военные. Они могли бы дать рекомендации к саммиту евроатлантических лидеров, который предлагают провести авторы.

Помимо заключения нового всеобъемлющего договора, сторонниками третьего пути предусматривается еще ряд шагов, в том числе - в области коллективных мер безопасности. Среди них - подписание соглашения между Россией и НАТО о сотрудничестве в области миротворчества, позволяющего создание ситуативных центров планирования и осуществления миротворческих операций. Учреждение совместных центров контроля европейского воздушного пространства в целях борьбы с воздушным пиратством и терроризмом. Создание совместного антитеррористического центра Россия-НАТО. Еще одним инновационным предложением стала идея сформировать так называемый Евроатлантический совет безопасности, который бы регулировал вопросы стратегического и экономического сотрудничества в связке США-НАТО-ЕС, а также отношения этой троицы с Россией. Наконец, для поиска общего ответа на угрозы и вызовы, стоящие перед всем регионом Евроатлантики, предлагается провести встречу генеральных секретарей или руководителей исполнительных органов НАТО, ОБСЕ, ЕС, ОДКБ и ШОС, а также глав парламентских ассамблей данных организаций.

Обсуждать сейчас, какой из всех вышеперечисленных путей для будущего развития Евроатлантической безопасности лучше, занятие бесполезное. Один из экспертов, принимавших участие в составлении доклада с российской стороны, посол России в Бельгии Вадим Луков сказал мне, что хотя сам он поддерживает третий, наиболее продвинутый путь реформирования европейской архитектуры безопасности, по сути, представленные сценарии не являются взаимоисключающими. Более того, они могут стать взаимодополняющими.

Вопрос в другом: какие элементы из этих рекомендаций будут выбраны лидерами стран Евроатлантического региона и хватит ли у сторон политической воли для их претворения в жизнь?..

Как сказал, представляя свои инициативы в Эвиане, президент России, «ремонт европейской безопасности необходимо ускорить, альтернативой является только ее дальнейшая деградация». Именно что «ремонт». Причем капитальный. Латание дыр и «косметика» уже не помогут.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.