Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Япония: цена лояльности

Япония: цена лояльности

Возобладает ли в Токио прагматизм в отношениях с Россией?
Дмитрий Мельников
17.09.2015
Япония: цена лояльности

Япония продолжает возмущаться поездками представителей российских властей на Курильские острова. Последний раз в Японии продемонстрировали свое неудовольствие России в связи с поездкой на Кунашир министра транспорта Максима Соколова. А 16 сентября МИД Японии выразил протест посольству России в Токио по поводу «нарушения воздушного пространства».

Как сообщили японские газеты, самолет прилетел с севера и пробыл в воздушном пространстве страны около 16 секунд. На его перехват были направлены истребители Ф-15, которые не успели сблизиться с самолетом и провести его идентификацию. Но неопознанный самолет сразу зачислили в строй российских ВВС…

Протесты эти стали уже некоей будничной церемонией, будучи членом «Большой семерки», Япония просто обязана следовать в фарватере антироссийской политики Вашингтона. В ходе недавно завершившегося саммита семи стран вновь было заявлено о неприятии «аннексии» Крыма Россией. В переводе на японский, как втолковывали тамошние журналисты, это значит, что «в Токио не приемлют попыток изменения сложившейся ситуации с помощью силы».

В этом контексте - и громогласные обещания политической поддержки «майданной власти», сделанные в ходе июньского визита в Киев Синдзо Абэ вкупе с подарками.

Презентом оказались около полутора тысяч гибридных автомобилей «Приус» для украинских чиновников плюс кредит в размере 1,8 миллиарда долларов. Притом, что любой, даже не сильно сведущий в геополитике и географии человек сразу скажет: Японию практически ничего не связывает с «незалежной».

Понятно, что политика Запада в отношении Москвы - это не только и не столько сотрясание воздуха, сколько экономические санкции. Но вот здесь в Токио возобладал чистой воды прагматизм: Япония тоже заявила о введении ограничений в отношении нашей страны, там составили «список невъездных», в него вошли люди, которые «имеют отношение» к вхождению Крыма в состав России. В то же время многие из тех наших сограждан, кто фигурирует в американских и европейских санкционных списках, в японский не вошли.

Более того, речь идет даже о некой активизации связей с Россией – на то есть ряд причин. Первая - энергетическая зависимость Токио от Москвы. Речь идет об участии промышленных гигантов этой страны в масштабных экономических проектах: «Мицуи» и «Мицубиси» владеют, соответственно, 25 и 20 процентами пакета энергетического проекта «Сахалин-2». Участвуют японцы - в лице компании «Содзико» - и в проекте «Сахалин-1», где у них примерно треть акций. Суммарные запасы нефти этих проектов - примерно полмиллиарда тонн, газа - 1,1 триллиона кубометров. Собственно, построенный на нашем острове в 2009 году комплекс для закачки газа в танки газовозов работает, по большей части, на Японию.

Прагматизм, помноженный на зависимость от наших ресурсов, заставляет Токио выстраивать связи с Россией. Да, Япония со своими капиталовложениями на уровне 11 миллиардов долларов входит лишь в десятку самых крупных инвесторов в нашу страну. При этом она стабильно сохраняет место в тройке наиболее крупных партнеров нашего дальневосточного региона: в 2014 году объем операций был на уровне 9,2 миллиардов долларов.

После введения санкций некоторые западные инвесторы – по сигналу «сверху», или желая продемонстрировать свою лояльность Вашингтону – стали уходить из совместных предприятий в России. А вот японцы не только не закрывают свои предприятия в нашей стране, но и наращивают производство. Завод «Тойота» - инвестиции примерно 10,8 миллиарда рублей - под Санкт-Петербургом, как и его собрат корпорации «Мазда» на Дальнем Востоке, по-прежнему выкатывает с конвейера новые легковые автомобили. «Тойота» даже заявила об увеличении в будущем году штата сотрудников примерно на 800 человек, что позволит увеличить выпуск машин до 100 тысяч единиц в год.

На Дальнем Востоке компания «Джи-Эф-И инджиниринг» будет продвигать проект информационной смарт-системы, которая позволяет управлять городским хозяйством и обслуживать нужды населения с помощью новейших компьютерных технологий.

Понятно, что речь пойдет пока о наиболее крупных городах края, в первую голову - о Владивостоке. Но надо учитывать, что подобной системы пока нет даже в столице России…

В прошлом году «Марубени» и «Мицуи» заключили контракт на модернизацию угольного терминала в дальневосточном порту Ванино. Дело в том, что японские АЭС после катастрофы на «Фукусиме» только начали свою работу, соответственно, для поддержания экономического роста стране требуется огромное количество угля для тепловых электростанций. Часть его ввозится из Австралии и Южной Африки, но калорийность этих углей весьма низкая. Поэтому японцы и заинтересованы в расширении сотрудничества с нами.

Довольно активны и японские финансовые институты. В марте 2104 года, в самый разгар «крымских событий», в столице Приморья открыл свое отделение один из крупнейших банков страны - «Банк Хоккайдо». В ходе состоявшегося в начале сентября Восточного экономического форума корпорация «Марубени» заявила о своем намерении развивать на Камчатке сеть предприятий по разведению лососевых рыб.

Не станем идеализировать картину, японских инвестиций могло быть куда больше. Однако даже такие их масштабы вызывают раздражение у Вашингтона. В частности, американцы опасаются, что «Марубени», вкладывая деньги в Камчатку, может позабыть о своих предприятиях аналогичного профиля на Аляске. Да и вообще, США пытаются давить на Японию, требуя, чтобы их союзник пошел на пересмотр параметров сотрудничества с нами в экономике. В смысле – отказался от многих проектов.

Японцы оправдываются тем, что их экономика в некоторых областях - взять те же поставки энергоносителей - очень сильно зависит от России. Примерно такая же ситуация в сфере закупок морепродуктов, одного из основных компонентов пищевого рациона японцев. Есть и еще один, неожиданный аргумент: политики в Токио оправдываются тем, что часть «ценных указаний» Соединенных Штатов ими уже выполнена, введен запрет на торговлю с КНДР. При том, что Северная Корея была неплохим рынком сбыта подержанных японских автомобилей, а также поставщиком сырья и морепродуктов. Пока в Вашингтоне решили не «закручивать гайки», надеясь использовать Токио как таран в американо-китайском противостоянии.

Впрочем, есть и еще один аргумент: разрыв экономических связей с Россией неизбежно будет означать и ухудшение политических отношений. А это, в свою очередь, сделает невозможным поддержание видимости диалога по «северным территориям», чего японцы своему правительству уж точно не простят.

Сегодня, как это было и в тридцатые-сороковые годы, Япония подсела на иглу угольной и нефтяной зависимости от нашей страны.

Говорить о том, что бизнесмены из соседней страны работают в России себе в убыток, просто смешно. И, как признают сами японские предприниматели, главная помеха для массового прихода инвесторов в нашу страну – это политическое противостояние между США и Россией. Тот самый случай, когда власти Японии готовы принести в жертву очевидную экономическую выгоду во имя лояльности Вашингтону. Но это их выбор.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.