Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 февраля 2020
Италия лишается своего символа

Италия лишается своего символа

Чтобы выжить, «Фиат» урезает в правах рабочих
Ирина Баранчеева, Рим
25.02.2011
Италия лишается своего символа

Вся Италия, затаив дыхание, следит за противостоянием между рабочими крупнейшей автомобильной компании «Фиат» и ее управляющим, итало-канадским менеджером Серджио Маркионне.

О том, что труд в последнее время утратил свою социальную значимость, говорят многие экономисты. А журналист Марко Панара в своей недавно вышедшей книге «Болезнь Запада» утверждает, что потеря осознания ценности работы напрямую связана с ухудшением качества демократии.

«Утраченная ценность работы и новая бедность, увеличивающаяся в индустриальных странах – эти два фактора тесно связаны между собой и влияют на демократию, которая есть связь между трудом и правами, - пишет он. – Обесценивание и обеднение труда заключают в себе опасность того, что нас ожидает или уже настигла бедность, а угроза бедности ведет к согласию работать, не требуя взамен никаких прав».

Случайно или нет, но эта книга появилась именно в тот момент, когда между рабочими «Фиата» и управляющим компании Серджио Маркионне происходит противостояние. Последний встал у руля предприятия в 2004 году и с того момента провел немало преобразований, как, например, покупка значительного числа акций американской автомобильной компании «Крайслер», что позволяет ему проектировать в недалеком будущем слияние двух автогигантов.

За свою неразборчивость в средствах ради достижения коммерческого успеха Серджио Маркионне не раз подвергался критике, как со стороны Европейского Союза, так и в самой Италии, где к «Фиату» относятся не столько как к заводу, выпускающему машины, сколько как к символу крупной индустрии страны.

Предприятие (название известной во всем мире марки переводится как «Итальянская фабрика автомобилей в Турине») было основано в 1899 году группой местных аристократов и богатых промышленников, среди которых был Джованни Аньелли. В короткий срок он стал абсолютным хозяином «Фиата», и во главе компании до сих пор стоят его потомки.

В первый год на фабрике работало всего 150 рабочих и было выпущено 24 машины. В 1908 году «Фиат» открыл фабрику в Америке, а такси его производства начали циркулировать по улицам Парижа, Лондона и Нью-Йорка. До начала Первой мировой войны фабрика имела свое представительство и в России.

Новый период процветания «Фиата» был связан с 60-ми годами, когда благодаря экономическому буму его продукция распространилась не только в Европе, но и во многих странах мира. «Фиат 500» стал итальянским семейным автомобилем, символизируя собой рост всеобщего благосостояния.

В начале 70-х годов «Фиат» принял участие в строительстве «АвтовВАЗа» в Советском Союзе, в городе Тольятти, где производят всем хорошо знакомые «Жигули».

Еще в начале XX века, посетив фабрику «Форда», Джованни Аньелли пришел к выводу о необходимости сборочного произодства автомобилей. В 1939 году в Турине был открыт гигантский завод, где работа не прекращалась 24 часа в сутки. В конце 70-х годов на нем работало 70000 человек, на сегодняшний день осталось 5500, и они рискуют потерять работу.

Туринскую фабрику теперь называют «слишком большим башмаком для слишком маленькой ноги». Большинство цехов не используется и постепенно превращается в груду металлолома. Недостатка в проблемах и классовой борьбе на «Фиате» никогда не было. В 1980 году его потрясли крупные волнения, когда в результате переорганизации производства тысячи рабочих рисковали потерять работу. О том, что исторические «35 дней протестов» не забыты до сих пор, свидетельствует тот факт, что в 2007 году на экраны вышел фильм «Синьорина Эффе» режиссера Вильмы Лабате, рассказывающий о тех событиях.

Конечно, и события последних недель на туринской фабрике привлекли к себе общественное внимание. На референдум был поставлен вопрос об изменении условий труда. Рабочим самим предоставили решить, согласны ли они принять их. В противном же случае дирекция пригрозила закрыть предприятие в Италии и перевести его в Сербию или Польшу, где местные рабочие согласны работать больше, а платить им можно будет меньше.

Так называемый «план Маркионне», подписанный руководством «Фиата» с представителями нескольких (но не всех!) профсоюзов, предусматривал вложения в фабрику в размере 1 миллиарда евро, чтобы дать новый толчок производству и выпускать 250-280.000 автомобилей в год. Это вместе с увеличением часов работы в неделю и смен в зависимости от нужд производства, а также увеличением дополнительного времени работы. Отдых в течение смен также сокращается с 40 до 30 минут, а «украденные» минуты компенсируются суммой 32 евро (без вычета налогов) в месяц.

Кроме того, значительно уменьшаются возможности проведения забастовок, а рабочие, которые примкнут к несанкционированным забастовкам, могут быть уволены.

Естественно, комментарии не заставили себя ждать.

«Цена, которую мы заплатили за глобализацию, это увеличившаяся социальная несправедливость, которая очень напоминает ту, которая существовала в XIX веке», - заметил журналист Альберто Статера.

Публицист Курцио Малтезе был более резок, сравнив «Фиат» с другими гигантами итальянской промышленности «Пармалат» или «Алиталия», «разрушенными благодаря наиболее оплачиваемым и не менее способным менеджерам в Европе», которые не имеют ясной идеи, как перестроить крупную индустрию и использовать знания и умения «наиболее способных и наименее оплачиваемых» рабочих.

Действительно, если провести сравнение с немецкой компанией «Фольксваген», где на производстве занято на порядок больше рабочих, получающих двойную, по сравнению с их итальянскими коллегами, зарплату и работающими меньшее количество часов в неделю, то приходится признать вслед за Курцио Малтезе, что «Италия больше не смотрит на Германию и Францию, но на Сербию и Индокитай».

Тем не менее, 54 % работающих на фабрике «Фиат» в Турине все же одобрили «план Маркионне» - страх потерять работу велик. Хотя нельзя игнорировать и то, что достаточно большое число рабочих не желают принимать навязанные им новые условия и отказываться от заработанных ранее прав для того, чтобы увеличить доходы кучки богатых менеджеров.

Экономический кризис больно ударил по «Фиату», и у итальянского правительства нет необходимых средств, чтобы вложить их в предприятие.

Одно из последних громких заявлений Серджио Маркионне сделал уже после подсчета голосов референдума: по его мнению, когда года через два-три произойдет слияние «Фиата» с «Крайслером», то единая штаб-квартира компании должна находиться не в Турине, а в Сан-Франциско. А это означало бы, что Италия окончательно лишится символа своей крупной промышленности, который на протяжении более ста лет олицетворял собой мечту и гордость страны, и тогда только архивные документы будут свидетельствовать о том, что когда-то Италия была одной из наиболее развитых промышленных стран мира.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Алексей К.
28.02.2011 8:18
Мир звереет, не без СССР,а без Бога. И даже хуже, чем звереет, потому что животное ограничено инстинктами (больше, чем нужно не сьест, детей убивать не будет).
Сергей
27.02.2011 12:45
Согласен!
Петр
26.02.2011 23:01
Все это подтверждает,что без СССР мир этого якобы гуманного капитала звереет, однозначно.

Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».