Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Иного пути нет!

Иного пути нет!

На специальном заседании Совета безопасности РФ был поставлен вопрос обеспечения национальных интересов России в Арктике
Аждар Куртов
18.09.2008
Иного пути нет!

Президент России Дмитрий Медведев назвал приоритетной задачей ближайших лет модернизацию транспортной инфраструктуры российского Севера. Такой подход вполне закономерен. Россия всегда являлась весьма привлекательной транзитной державой.

Выйдя из череды кризисов 90-ых годов прошлого века, наша страна вновь стала обращать на себя взоры грузоотправителей и грузоперевозчиков всего мира. Оно и понятно: через Россию проходят сразу несколько наиболее коротких и экономически выгодных транспортных путей, связывающих западные и восточные, а также северные и южные регионы планеты.  

Одной из таких магистралей и является Северный морской путь, или как его называли прежде – Северо-восточный проход.

Северный морской путь – это главная судоходная магистраль России в Арктике.

 Он пролегает по морям Северного Ледовитого океана, соединяя, прежде всего, европейские и дальневосточные порты. Протяженность Северного морского пути от Карских ворот до бухты Проведения составляет 3023,76 морских миль (5600 километров). Впервые этот путь был пройден с запада на восток в 1878-1879 годах шведской экспедицией Нильса Адольфа Эрика Норденшельда. Правда, тогда для этого потребовалась одна зимовка в пути. Экспедиция имела больше научное, чем практическое значение. Настоящее же освоение данного маршрута началось после того, как в 1932 году советской экспедицией под руководством Отто Юльевича Шмидта была продемонстрирована возможность пройти Северный путь за одну навигацию. Именно в то время было создано Главное управление Северного морского пути – Главсевморпуть, а в 1971 году учреждена Администрация Севморпути при Министерстве морского флота СССР.  

И в советский период и сейчас Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных северных рек.

По нему осуществляется завоз топлива, продовольствия и оборудования, необходимого для функционирования предприятий и населенных пунктов, расположенных на российском Севере.

Основные порты, расположенные вдоль Северного морского пути, - Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.  

Правда продолжительность навигации здесь достаточно невелика – всего 2-4 месяца в году, но на отдельных участках она увеличивается с использованием ледоколов. Однако ныне, в связи с глобальным потеплением появляется возможность существенно увеличить период навигации.  

Интерес бизнес-кругов к Северному морскому пути обусловлен несколькими факторами. Прежде всего - экономической выгодой. Не секрет, что морские перевозки являются самыми дешевыми по себестоимости по сравнению с железнодорожными, автомобильными, а тем более - с авиационными. Так, перевезти один стандартный контейнер из порта Шанхая (Китай) в порт Гавр (Франция) морским транспортом гораздо дешевле, чем тот же контейнер затем из Гавра автотранспортом доставить в Париж.

Среди действующих морских маршрутов Северному морскому пути нет равных, если речь идет о перевозках между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки.

Например, маршрут от Гамбурга (Германия) до Иокогамы (Япония) через наиболее эксплуатируемую сейчас трассу, предусматривающую проход через Суэцкий канал, составляет 11 400 морских миль, тогда как по Северному морскому пути он составляет всего 6 600 морских миль.  

Но этим не исчерпывается выгода российского маршрута. Северный морской путь интересен и как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России, объемы которого в будущем будут только возрастать. В целом ряде случаев стоимость перевозки той же нефти морским транспортом по расчетам экспертов может оказаться ниже, а, следовательно, выгоднее, чем по трубопроводам. В этом отношении не следует сбрасывать со счетов и политические риски: ведь магистральные трубопроводы из северных российских районов тянутся к рынкам потребителей в Европе через транзитные страны, которые, как показывает практика, часто активно пытаются чинить различные препятствия российским поставкам углеводородов. Морской же вариант доставки минимизирует эти риски.  

Необходимо отметить, что ледовая обстановка в Баренцевом и западной части Карского моря в этом отношении наиболее благоприятна для морских перевозок, так как позволяет проходить танкерам ледового класса в течение большей части года даже без сопровождения последних ледоходами.

А именно в этой части Северного морского пути у России намечаются грандиозные проекты освоения арктического шельфа.

Периоды лихолетья 90-ых годов сократили объем перевозок по Северному морскому пути в 4,5 раза - с 6,6 миллионов тонн до 1,5 миллионов тонн. Но по прогнозам транспортников уже к 2020 году ежегодный объем перевозок достигнет 50 миллионов тонн. Из них объем транзита по самым скромным оценкам составляет 12 миллионов тонн в год.  

Учитывая это, президент России на заседании Совета безопасности и призвал развивать трансконтинентальную транспортную систему Северного морского пути. «Она способна связать воедино европейские и дальневосточные морские и речные маршруты, а за счет снижения транспортных расходов заметно оживить деловые связи российских и зарубежных партнеров», - отметил Медведев.  

Глава российского государства назвал Северный морской путь «базовым элементом арктической транспортной системы», подчеркнул, что он должен «четко обеспечивать и северный завоз, и постоянное снабжение регионов Крайнего Севера всем необходимым».

Медведев при этом отметил, что для модернизации инфраструктуры Северного морского пути необходима современная система навигации, поиска и спасания. «Надо расширять портовую сеть и использовать суда, осуществляющие перевозки под российским флагом, в целом развивать эту трассу как стратегическую национальную магистраль России», - сказал он.  

Выгоды от использования этого маршрута очевидны, поскольку они позволяют судовладельцам только на горючем и на эксплуатационных расходах экономить гигантские суммы. Любопытно отметить, что это понимали еще столетие назад. В далеком 1905 году судовладельцы Европы, включая и представителей Российской империи, учредили международную неправительственную морскую организацию – Балтийский и Международный морской Совет (BIMCO), который уже тогда отмечал выгоды для бизнеса от эксплуатации Северного морского пути.  

Тем не менее, выполнить намеченное Советом безопасности России будет не так просто. Предстоит выдержать серьезную конкуренцию со стороны других маршрутов.

России потребуется доказать, что она в состоянии обеспечить устойчивое и надежное обслуживание мореплавания по Северному морскому пути.

 Тарифы на пограничное и таможенное оформление не должны быть отпугивающими для иностранных судовладельцев. Нашей стране необходимо будет построить специализированные суда ледового класса, а для перевозки жидких углеводородов – танкеры с двойным дном. Потребуются немалые вложения и в модернизацию портовой инфраструктуры вдоль всей трассы Северного морского пути. Существенной задачей станет внедрение системы, исключающей или минимизирующей бюрократические формальности, чего, как показывает практика, в нашем Отечестве весьма трудно бывает добиться.  

Однако непреодолимых препятствий на этом пути нет. И в будущем из резерва международной транспортной системы Северный морской путь превратится в интенсивно действующую магистраль, способную и приносить немалые средства в бюджет, и способствовать развитию российского Заполярья.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..