Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 мая 2019
Грядет ли «водная» война?

Грядет ли «водная» война?

Центральная Азия раскалывается на два военно-политических блока
Александр Шустов
18.10.2012
Грядет ли «водная» война?

В условиях, когда России удалось сохранить свои военные базы в Киргизии и Таджикистане, а Узбекистан все более настойчиво демонстрирует проамериканскую позицию, геополитическая ситуация в регионе становится все более тревожной. Причем отношения между отдельными участниками формирующихся блоков являются крайне напряженными.

О возможности военного столкновения между странами Центральной Азии аналитики заговорили после визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Казахстан. 7 сентября на итоговой пресс-конференции узбекский лидер охарактеризовал ситуацию вокруг водных ресурсов Центральной Азии как крайне напряженную. «Те, кто живут наверху, я имею в виду Таджикистан и Кыргызстан, они заинтересованы в энергетическом использовании стока. Но, к сожалению, они забывают, что Амударья и Сырдарья - это трансграничные реки, - заявил И. Каримов, - Водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центрально-Азиатском регионе. Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто религиозное противостояние, а войны».

Заявление узбекского президента произвело эффект разорвавшейся бомбы.

То, что отношения между Узбекистаном с одной стороны, и Киргизией и Таджикистаном, с другой, оставляют желать лучшего, было очевидно уже давно. Но о реальности военного столкновения никто из президентов государств Центральной Азии еще не говорил.

О том, что противостояние вокруг водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи способно перерасти в военный конфликт, аналитики говорили давно. В прогнозе президента Международной кризисной группы Луизы Арбор «10 войн 2012 года», опубликованном в декабре прошлого года Foreign Policy, отмечалось, что конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном по поводу распределения водных ресурсов является межгосударственным и может перерасти в военное противостояние. Американское интернет-издание «EurasiaNet» наиболее вероятными войнами 2012 года в Центральной Азии и на Кавказе считает вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах, возобновление гражданской войны в Таджикистане и столкновение между Узбекистаном и Таджикистаном. Опасения такого рода высказывались и российскими экспертами. Так, 26 июня главком Сухопутных войск России генерал-полковник Владимир Чиркин на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности заявил, что «в связи с прогнозируемым обострением межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии».

Заявление узбекского президента осталось бы не более чем тревожным прогнозом, если бы не быстрое изменение геополитической ситуации в Центральной Азии. В конце июня Узбекистан приостановил членство в ОДКБ, мотивировав свой шаг неэффективностью организации в деле афганского урегулирования. Практически одновременно Таджикистан и Киргизия выдвинули новые финансовые условия продления сроков размещения на их территории российских военных объектов. 7 июня Владимир Чиркин заявил, что переговоры по 201-й базе зашли в тупик, и возникает вопрос, останутся ли российские военные в Таджикистане вообще. Аналитики заговорили о системном кризисе центрально-азиатской политики России. Выход Ташкента из ОДКБ в сочетании с уходом из Киргизии и Таджикистана грозил «афганизацией» этих республик, которые, будучи слишком слабы в военном отношении, могли столкнуться с серьезными проблемами после ухода США и НАТО в 2014 г. из Афганистана. При пессимистичном сценарии России пришлось бы оборонять юную границу Казахстана – своего самого надежного союзника по ОДКБ, Таможенном союзу и Единому экономическому пространству.

Однако проблемы с военными базами в Киргизии и Таджикистане России удалось урегулировать.

19-20 сентября состоялся визит Владимира Путина в Бишкек, по итогам которого было подписано сразу несколько ключевых соглашений: об урегулировании задолженности перед Россией, о пребывании в республике объединенной российской военной базы, о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Главный итог этого визита для России – создание в республике объединенной военной базы, в состав которой войдут все четыре «киргизские» объекта Министерства обороны РФ: авиабаза в Канте, база подводных испытаний оружия в Караколе, центр военной связи в Кара-Балте и радиосейсмическая лаборатория в Майлуу-Суу. База будет находиться на территории республики в течение 15 лет с последующими пятилетними продлениями договора, который начнет действовать с 2017 г. Взамен Киргизия получила соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, которое и вызывает неприкрытое раздражение соседнего Узбекистана.

Заявление В. Путина о том, что Россия и Киргизия выступают за привлечение к участию в гидроэнергетических проектов всех заинтересованных стран, Ташкент оставил без ответа. Спустя два дня после завершения визита узбекский аналитический портал Mezon.uz перепечатал из Facebook статью политолога Центра экономических исследований Бахтиера Эргашева «Водная спираль Центральной Азии», которая стала неофициальным ответом Узбекистана на бишкекские соглашения.

По словам политолога, «спираль ошибок, взаимного непонимания, реальных и надуманных обид закручивается все туже».

Россия, которая хочет получить контроль над «водным вентилем Центральной Азии» не достигнет своей цели, построив только Камбарату. Для этого ей придется достроить Рогунскую ГЭС в Таджикистане и пойти на полный конфликт с Ташкентом, который самой России совершенно не нужен. При этом именно Узбекистан, по мысли Б. Эргашева, являлся «реальным и надежным партнером РФ» во время гражданской войны в Таджикистане, противостояния между талибами и Северным альянсом и «сможет реально работать в афганском направлении, совместно с Россией, Китаем и до и после 2014 года». Причина же последних действий России кроется в том, что «РФ не смогла реализовать себя в роли внешнего арбитра водных споров в ЦА (которую она старалась занимать все эти годы). И теперь она решила, что надо четко и недвусмысленно занять сторону одной из сторон этого конфликта».

Соглашение о строительстве Рогунской ГЭС во время визита В. Путина в Душанбе 5 октября подписано не было. Стороны ограничились общим заявлением, подчеркнув «… свою принципиальную заинтересованность в углублении дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в области использования водно-энергетических ресурсов Республики Таджикистан». Кроме того, Россия заявила о планах проработки вопроса строительства малых и средних ГЭС на внутренних реках Таджикистана. Зато проблема продления размещения 201-й базы была успешно решена. В соответствии с новым соглашением она останется в Таджикистане еще на 30 лет с возможностью последующих 5-летних пролонгаций. Причем база будет находиться в Таджикистане практически на безвозмездной основе, а российские военнослужащие будут наделены дипломатическим статусом, дающим иммунитет от арестов, судебных преследований и т.п. Взамен Россия взяла на себя модернизацию таджикской армии, включая поставки боеприпасов, современной техники и обучение офицеров в российских военных вузах.

Несмотря на заверения в стремлении поддерживать дружеские отношения с Москвой, Ташкент в последнее время предпринял ряд откровенно антироссийских акций.

В течение августа-сентября в Узбекистане была полностью остановлена деятельность крупнейшего сотового оператора страны «Уздунробита», принадлежавшего российской МТС. Его абонентами являлось около 10 млн. чел. – каждый третий житель республики. 17 сентября Ташкентский городской суд вынес окончательное определение о передаче активов компании в доход государства. Причем кампания против МТС началась еще до подписания соглашений о строительстве Камбаратинской ГЭС. 10 октября «Фергана.ру» сообщила, что в Ташкенте разрушают еще одно успешное узбекско-российское предприятие «МирТехноПолимер», которое выпускает различные виды бытовой химии и пластиковой продукции под торговой маркой Domfresh. Городские власти заставляют его покинуть арендуемую территорию троллейбусного депо и демонтировать оборудование, что приведет к закрытию предприятия. И такие случаи в Узбекистане далеко не единичны. Свою деятельность в республике уже были вынуждены прекратить «Вимбильдан» и «Книжный мир».

Военно-политические связи Узбекистана с США активно развиваются. Так, американцы планируют оставить Ташкенту большую часть военной техники и снаряжения, которое они после ухода из Афганистана намерены оставить странам Центральной Азии. В середине августа в российских и казахстанских СМИ появилась информация о том, что результатом визита в Ташкент помощника госсекретаря США Роберта Блейка станет соглашение о размещении в республике американской военной базы. По информации «Коммерсанта», ссылающегося на неназванные источники в узбекских дипломатических кругах, это будет крупнейшая база США в регионе, которая возьмет на себя функции центра оперативного реагирования на случай обострения ситуации в Афганистане. Наличие таких планов обе стороны впоследствии опровергли. Однако публикация «Коммерсанта» очень походила на целенаправленный вброс информации с целью прозондировать возможную реакцию России.

Подозрения по поводу возможного открытия в Узбекистане военных объектов США усилил и визит в Ташкент 17 американских генералов и адмиралов, посетивших узбекскую столицу в октябре в рамках программы «Кейпстаун».

О цели их визита до сих пор ничего не известно.

Американцы уже имеют опыт использования военных баз в Узбекистане. С 2001 по 2005 гг. на военном аэродроме в Ханабаде, расположенном на территории Кашкадарьинской области в 10 километрах от города Карши, находилась военная база США, получившая название Карши-Ханабад. Статус базы регулировался соглашением, заключенным в октябре 2001 г. США фактически заново построили аэродром, разместив на нем эскадрилью военно-транспортных самолётов C-130, около десяти вертолётов Black Hawk и 1500 военнослужащих. База в Карши-Ханабаде использовалась для поддержки военных действий США в Афганистане. «Медовый месяц» в отношениях двух стран закончился после того, как США под давлением общественности потребовали от узбекских властей независимого расследования андижанских событий 2005 г. В июле 2005 г. Узбекистан заявил, что США должны прекратить использование базы в течение полугода, и в ноябре последний американский самолет покинул Карши-Ханабад. Авиация частично была переброшена в Баграм, частично – на базу США в киргизском аэропорту Манас.

Последние успехи России в Киргизии и Таджикистане ставят Ташкент перед выбором: присоединиться к водно-энергетическому консорциуму, который создает в регионе Россия, или же сделать ставку на конфронтацию и все-таки пойти на размещение у себя военной базы США. Разновидность силового варианта решения проблемы Узбекистан в течение последних двух-трех лет пытался реализовать в отношении Таджикистана, препятствуя пропуску грузовых железнодорожных составов с материалами для строительства Рогунской ГЭС. Стройку это не остановило, хотя и создало для Душанбе чувствительные проблемы. Попытки сколотить в регионе нечто вроде антироссийского блока «нижних» (расположенных ниже по течению) стран Центральной Азии особого успеха также пока не принесли. Нурсултан Назарбаев во время визита И. Каримова озабоченность перспективами строительства ГЭС выразил. Однако затем принял предложение В. Путина принять участие в строительстве Камбаратинской ГЭС. Казахстан и Таджикистан, как сообщил 8 октября вице-премьер Киргизии Тайырбек Сарпашев, при строительстве ГЭС будут иметь статус наблюдателя. С опасениями Узбекистана по поводу перспектив строительства Рогунской ГЭС во время визита И. Каримова в Ашхабад 1-2 октября солидаризировался и президент Туркмении Г. Бердымухамедов. Однако никаких практических действий со стороны Туркменистана также не последовало.

В настоящее время юридически Узбекистан все еще является участником ОДКБ. Решение о приостановлении его членства будет рассматриваться лишь на декабрьской сессии организации.

После этого регион окажется в принципиально новой геополитической ситуации, когда военное столкновение Узбекистана с Киргизией или Таджикистаном будет конфликтом со всей ОДКБ.

Так что участие в водно-энергетическом консорциуме способно принести гораздо больше пользы, чем конфронтация. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 17 найденных.
Саид
28.04.2013 7:46
Каримов это зло больной.Он губил Арал когда строил 75 водохранилиш .Скажите пожалуйста где лучше хранит воду чтобы не испарилось в кувшине или в тарелке -так вот в уз част воды испоряется а другая част в подземные каналы.А Рогунская водохранилиша это гарант что уз без воды не остатся не отбирая у других а водохранилиша будет заполнена за 10 лет так что не надо боятся.И потом это дешовая элекроэнергия для средней азии вернее уз каз и росС кем он только не враждовал испортил отношения не только государств но и народов.Примерно и за него хочу сказат что узбеков не любят и  таджики и киргизи и казахи и даже туркмени и всё потому что каримов враждовал со всеми
Загорный
05.02.2013 17:02
Почему бы не вспомнить о знаменитом проекте переброски части стока северных рек в Среднюю Азию? Если бы Россия была в состоянии осуществить этот проект, это могло бы стать началом интеграционных процессов на территории бывшего СССР.
Гражданин СССР
31.10.2012 18:42
Странник! При всех перепитеях отношений за последние 300-500лет между узбеками и таджиками не было никакой войны. Не было,т.к. нечего было делить,да и государства были совсем другими,а не в нынешнем формате. Говоря о возможности войны между Узбекистаном и Таджикистаном, Вы тупо трактуете хотелки  америкосов, давно желающих и мечтающих о раздрае и войнах в регионах Средней Азии. те же "хотелки" до сих пор имеют место в головах таких недалеких и туповатых деятелей Российского государства,как Дима Медведев и некоторых других горе-политологов. Если война и вспыхнет,то скорее не в Средней Азии ,а в Российской Федерации,где сегодня и довольно длительное время все идет на разрыв государственности России,о чем Запад,и многие местные политологи даже и не скрывают. Так что скорее всего ближайшие события вполне возможно и ,к великому сожалению,скорее всего вполне могут поставить крест на государственности России. А тут уже не до проблем воды в Средней Азии.
Не забывайте о то,что узбеки и таджики существовали уже тогда,когда России и русских не было даже в проекте.
Странник
29.10.2012 20:20
Не хочется выглядеть кощунственным, но военное столкновение между Узбекистаном и Таджикистаном станет великим благом для обоих народов этих бывших республик СССР. Жалко, что в краткосрочных боевых стлкновениях погибнут молодые солдаты с обеих сторон, но это обстоятельство станет для жителей и Узбекистана,где проживает огромное количество таджиков, и для жителей Таджикистана, где проживает огромное количество узбеков, поднять восстания против своих тиранов-президентов Ислама Каримова и Эмомали Рахмона и избавиться от того тяжкого гнёта, которые несут узбеки и таджики уже много лет. Возможно, эта война, если она и вспыхнет, поставит крест на государственности Узбекистана и Таджикистана. Узбеки с таджиками более 700 лет жили в дружбе и мире, и никакие Каримовы с Рахмонами не могут превратить их во врагов.  
слепой
29.10.2012 1:36
Тот кто говорит, что вода никуда не денится - неправ. Десяток лет назад Амур едва не пересох во время наполнения нового водохранилища. Была маса экологических проблем. А ведь Амур - не какая то переплюйка-сырдарья.
Улан
23.10.2012 20:06
Узбекстан нам газ а мы взамен воду им. И кто такой Каримов чтобы решать за нас. Мы в Кыргызстане не боимся этих узбеков, наверно казахи помогут нам, потому что мы считаем их близкими братьями.
Исхак
22.10.2012 15:15
Экономическая выгода от строительства обоих  ГЭСах огромен...Таджикстан и Кыргызстан в данный момент нуждаються в ээ...вода от этих ГЭСов никуда не денеться, она будет течь как и всегда...амбиция Каримова быть лидером в ЦА (как Темурлан) не дает нормально добрососедски жить жителям этих республик...амбиции Каримова в союзе с пиндосами ничему хорошему не приведут...надеюсь узбекстанцы не будут оружием в руках мирового зла...
дедд
21.10.2012 23:15
Просто мечтаю увидеть вменяемую политику Кремля - деньги не в США, а на развитие своей страны, с соседями - разумный кнут и разумный пряник. Наверно не дождусь.
Знающий
21.10.2012 18:26
Кто такой Мансур?Главное,скажу вам я,не надо ссориться и спорить бесполезно по той лишь причине что никаких ГЭС (ни Камбаратинской,ни тем более Рогунской)не будет,а все остальное мышиная возня.Подписанное соглашение просто бумага,которая все стерпит
И.Якут
20.10.2012 23:57
К сожалению, в советские времена руководство КПСС упустило проблему сохранения Арала, исчезающего из-за беспардонного разбазаривания водных ресурсов Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, также как и нежелания ссориться с местными князьками. Когда говорят и спорят, почему развалился СССР, как-то забывают, что сия нерешенная проблема была весомой составляющей этого развала. Сейчас пожинаем плоды подобной безграмотной политики. Если узбеки начнут максимально бережную политику водосбережения, с ними можно будет иметь дело. Но это вряд ли. Экономически на Узбекистан можно "давить", начав высылать гастарбайтеров на родину. Это может отрезвить Каримова. С другой стороны, локальный военный конфликт может быть "выгоден" всем заинтересованным сторонам. Последствия далеко не все умеют просчитывать.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 17 найденных.

Эксклюзив
17.05.2019
Сергей Рыков
Заметки на полях международной конференции, организованной ФИП.
Фоторепортаж
21.05.2019
Подготовила Мария Максимова
В Мультимедиа Арт Музее Москва проходит выставка «Фотоальбом князей Юсуповых».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».