Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Глобализация по-китайски

Глобализация по-китайски

Грандиозный международный проект открывает для нас новые возможности
Виктор Пироженко
23.05.2017
Глобализация по-китайски

Не так давно в Пекине прошел Форум высокого уровня по международному сотрудничеству «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века» («Один пояс, один путь»). Форум призван был провести своеобразный смотр стран, поддержавших, так или иначе, этот проект и задекларировать объединение общих усилий на будущее.

В итоговом коммюнике главы государств и правительств 30 стран мира обозначили пять ключевых принципов дальнейшей кооперации участников инициативы «Один пояс, один путь» – равноправные консультации, взаимная выгода, гармония и толерантность, рыночные механизмы, сбалансированность и стабильность.

Документ подтвердил принципиальное и выигрышное отличие «глобализации по-китайски» от её западной версии – это уважение к нормам внутреннего законодательства, территориальной целостности и суверенитету государств-партнеров, учёт естественных и культурных различий, признание специфики друг друга и руководящей роли национальных правительств.

Представляется, что изначально инициатива Китая преследовала более узкие задачи. Во-первых – ослабить его критическую зависимость во внешней торговле от морских путей в Юго-Восточной Азии, контроль за которыми США усилили при администрации Обамы в рамках стратегии Вашингтона по экономическому сдерживанию Китая. Во-вторых, создать условия для ускорения экономического развития центральных провинций Китая, лежащих вдалеке от тихоокеанских портов.  

Инструментами стратегии стали усиление военного присутствия США в Юго-Восточной Азии и, особенно, в водах, прилегающих к Малакскому проливу; ограничение доступа КНР на значимые для него внешние рынки в Европе и Азии посредством исключения Китая из транстихоокеанского торгового партнёрства; и, вероятно, американский геополитический проект «Новый шёлковый путь», (2011 г.), как попытка США интегрировать ресурсно важный для КНР регион Средней Азии и страны Южной Азии (Индия и Пакистан) в единый экономический макрорегион с центром в Афганистане.

Морская версия Шёлкового пути призвана была предотвратить вытеснение Китая с рынков стран АТР, а также привлечь эти страны в качестве надёжных перевалочных баз к морским транзитным проектам КНР на Большой Ближний Восток и в Африку.   

Для решения этих задач Пекин разработал проект «экономический пояс Шёлкового пути», который имеет северное и южное направления. Северное пролегает через Казахстан, Россию, Белоруссию в ЕС. Южное направление включает среднеазиатские государства и через Иран выходит к Персидскому заливу и Аравийскому полуострову.

Сухопутный «шёлковый путь» призван стать для КНР защищённым от США маршрутом торговли с основным для Китая рынком – ЕС, и маршрутом импорта энергоносителей и ценного промышленного сырья – из Аравийского полуострова, Ирана и Средней Азии.

Среднеазиатские страны, через которые пролегает кратчайший путь к нефти Ирана и Персидского залива стали поэтому первыми приглашёнными к участию в проекте ЭПШП. А сама инициатива была оглашена в столице Казахстана – Астане еще 7 сентября 2013г.

В данный момент в рамках проекта «Один пояс, один путь» определились семь основных направлений. При этом, сухопутные направления очень важны для экономики центральных провинций КНР, поскольку именно отсюда формируются автомобильные и железнодорожные поезда в ЕС. Для этой цели правительство финансирует создание в центральных провинциях соответствующих новых производств и логистической инфраструктуры.

Симптоматично, что подавляющее большинство проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» увеличивают технические возможности по доставке китайских товаров на ключевой для КНР рынок ЕС и транспортировки в Китай сырья и энергоносителей. В развитие транспортно-логистической инфраструктуры – строительство и модернизация железнодорожных и автомобильных путей сообщения, портов, баз хранения грузов, трубопроводов Китай вкладывает огромные суммы.

С момента запуска инициативы в 2013 году, Китай уже вложил в эти инфраструктурные проекты в общей сложности более 50 млрд долл. США, сформировал в странах «пояса» 56 зон торгово-экономического сотрудничества, которые принесли этим странам около 1,1 млрд долл. налоговых поступлений и создали 180 тысяч рабочих мест.

Переход администрации Трампа к торгово-экономическому протекционизму стал для Китая новым вызовом.

В этих условиях проект «Один пояс, один путь» стал проектом новой модели глобализации, а официальный Пекин, как показало выступление Си Цзиньпина в Давосе, вполне осознал свою новую геополитическую роль в качестве мирового лидера этого процесса.

По мере решения масштабных экономических задач, китайская инициатива включает культуру, образование, науку и технику, гуманитарные обмены, а также туризм. Поэтому, сейчас официальные цели Пекина в инициативе «Один пояс, один путь» формулируются амбициознее и претендуют на переустройство мира на новых началах – «Один пояс, один путь», как сообщество с общими интересами, общей ответственностью, общим будущим.

Форум подтвердил, что инклюзивность – отсутствие предварительных политико-идеологических условий участия в проекте «пояс и путь», упор на инфраструктурные проекты в экономике стран-участниц, которые встраивают их в транзитную торговую цепочку между КНР и экспортно-импортными рынками – вот особенности глобализации по-китайски.

Российский интерес к инициативе Пекина выходит далеко за рамки транзита китайских товаров на рынок ЕС. Симптоматично, что президент РФ В. Путин в докладе на Форуме выдвинул (точнее, напомнил), по сути, встречную инициативу большого евразийского партнёрства.

Такое партнёрство может складываться из разных интеграционных потенциалов – ЕАЭС, «Один пояс, один путь», ШОС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и будет оптимальной платформой сопряжения инфраструктурных проектов ЕАЭС и «пояса и пути».

Пока идея «сопряжения» не выразилась в конкретных экономических проектах. Модернизация Транссиба и БАМа, которые в сочетании с железнодорожным «северным широтным ходом» могли бы использоваться Китаем для транспортировки грузов Севморпутём в северную Европу, идёт силами РФ. По участию китайской стороны в проекте самого «северного широтного хода» идут переговоры. Высокоскоростную магистраль «Москва-Казань» КНР предлагает строить на невыгодных для РФ условиях, поэтому проект пока отложен.

Представляется также, что в рамках евразийского партнёрства имеется больше возможностей преодолеть разногласия между крупными азиатскими государствами, например, между Китаем и Индией, из-за чего официальный Дели отказался участвовать в Форуме.

Россия же заинтересована в развитии промышленных отраслей, сопряжённых с созданием транспортно-логистической инфраструктуры – локомотивов и оборудования для скоростных железных дорог, оборудования для портов, а, также, соответствующих управленческих практик.

Однако, чтобы с выгодой для себя использовать возможности «Пояса и пути» и совместно с КНР выстроить большое евразийское партнёрство, Россия, безусловно, должна сама перейти к устойчивому и интенсивному экономическому росту.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.




Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..