Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 декабря 2017
Глобализация по-китайски

Глобализация по-китайски

Грандиозный международный проект открывает для нас новые возможности
Виктор Пироженко
23.05.2017
Глобализация по-китайски

Не так давно в Пекине прошел Форум высокого уровня по международному сотрудничеству «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века» («Один пояс, один путь»). Форум призван был провести своеобразный смотр стран, поддержавших, так или иначе, этот проект и задекларировать объединение общих усилий на будущее.

В итоговом коммюнике главы государств и правительств 30 стран мира обозначили пять ключевых принципов дальнейшей кооперации участников инициативы «Один пояс, один путь» – равноправные консультации, взаимная выгода, гармония и толерантность, рыночные механизмы, сбалансированность и стабильность.

Документ подтвердил принципиальное и выигрышное отличие «глобализации по-китайски» от её западной версии – это уважение к нормам внутреннего законодательства, территориальной целостности и суверенитету государств-партнеров, учёт естественных и культурных различий, признание специфики друг друга и руководящей роли национальных правительств.

Представляется, что изначально инициатива Китая преследовала более узкие задачи. Во-первых – ослабить его критическую зависимость во внешней торговле от морских путей в Юго-Восточной Азии, контроль за которыми США усилили при администрации Обамы в рамках стратегии Вашингтона по экономическому сдерживанию Китая. Во-вторых, создать условия для ускорения экономического развития центральных провинций Китая, лежащих вдалеке от тихоокеанских портов.  

Инструментами стратегии стали усиление военного присутствия США в Юго-Восточной Азии и, особенно, в водах, прилегающих к Малакскому проливу; ограничение доступа КНР на значимые для него внешние рынки в Европе и Азии посредством исключения Китая из транстихоокеанского торгового партнёрства; и, вероятно, американский геополитический проект «Новый шёлковый путь», (2011 г.), как попытка США интегрировать ресурсно важный для КНР регион Средней Азии и страны Южной Азии (Индия и Пакистан) в единый экономический макрорегион с центром в Афганистане.

Морская версия Шёлкового пути призвана была предотвратить вытеснение Китая с рынков стран АТР, а также привлечь эти страны в качестве надёжных перевалочных баз к морским транзитным проектам КНР на Большой Ближний Восток и в Африку.   

Для решения этих задач Пекин разработал проект «экономический пояс Шёлкового пути», который имеет северное и южное направления. Северное пролегает через Казахстан, Россию, Белоруссию в ЕС. Южное направление включает среднеазиатские государства и через Иран выходит к Персидскому заливу и Аравийскому полуострову.

Сухопутный «шёлковый путь» призван стать для КНР защищённым от США маршрутом торговли с основным для Китая рынком – ЕС, и маршрутом импорта энергоносителей и ценного промышленного сырья – из Аравийского полуострова, Ирана и Средней Азии.

Среднеазиатские страны, через которые пролегает кратчайший путь к нефти Ирана и Персидского залива стали поэтому первыми приглашёнными к участию в проекте ЭПШП. А сама инициатива была оглашена в столице Казахстана – Астане еще 7 сентября 2013г.

В данный момент в рамках проекта «Один пояс, один путь» определились семь основных направлений. При этом, сухопутные направления очень важны для экономики центральных провинций КНР, поскольку именно отсюда формируются автомобильные и железнодорожные поезда в ЕС. Для этой цели правительство финансирует создание в центральных провинциях соответствующих новых производств и логистической инфраструктуры.

Симптоматично, что подавляющее большинство проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» увеличивают технические возможности по доставке китайских товаров на ключевой для КНР рынок ЕС и транспортировки в Китай сырья и энергоносителей. В развитие транспортно-логистической инфраструктуры – строительство и модернизация железнодорожных и автомобильных путей сообщения, портов, баз хранения грузов, трубопроводов Китай вкладывает огромные суммы.

С момента запуска инициативы в 2013 году, Китай уже вложил в эти инфраструктурные проекты в общей сложности более 50 млрд долл. США, сформировал в странах «пояса» 56 зон торгово-экономического сотрудничества, которые принесли этим странам около 1,1 млрд долл. налоговых поступлений и создали 180 тысяч рабочих мест.

Переход администрации Трампа к торгово-экономическому протекционизму стал для Китая новым вызовом.

В этих условиях проект «Один пояс, один путь» стал проектом новой модели глобализации, а официальный Пекин, как показало выступление Си Цзиньпина в Давосе, вполне осознал свою новую геополитическую роль в качестве мирового лидера этого процесса.

По мере решения масштабных экономических задач, китайская инициатива включает культуру, образование, науку и технику, гуманитарные обмены, а также туризм. Поэтому, сейчас официальные цели Пекина в инициативе «Один пояс, один путь» формулируются амбициознее и претендуют на переустройство мира на новых началах – «Один пояс, один путь», как сообщество с общими интересами, общей ответственностью, общим будущим.

Форум подтвердил, что инклюзивность – отсутствие предварительных политико-идеологических условий участия в проекте «пояс и путь», упор на инфраструктурные проекты в экономике стран-участниц, которые встраивают их в транзитную торговую цепочку между КНР и экспортно-импортными рынками – вот особенности глобализации по-китайски.

Российский интерес к инициативе Пекина выходит далеко за рамки транзита китайских товаров на рынок ЕС. Симптоматично, что президент РФ В. Путин в докладе на Форуме выдвинул (точнее, напомнил), по сути, встречную инициативу большого евразийского партнёрства.

Такое партнёрство может складываться из разных интеграционных потенциалов – ЕАЭС, «Один пояс, один путь», ШОС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и будет оптимальной платформой сопряжения инфраструктурных проектов ЕАЭС и «пояса и пути».

Пока идея «сопряжения» не выразилась в конкретных экономических проектах. Модернизация Транссиба и БАМа, которые в сочетании с железнодорожным «северным широтным ходом» могли бы использоваться Китаем для транспортировки грузов Севморпутём в северную Европу, идёт силами РФ. По участию китайской стороны в проекте самого «северного широтного хода» идут переговоры. Высокоскоростную магистраль «Москва-Казань» КНР предлагает строить на невыгодных для РФ условиях, поэтому проект пока отложен.

Представляется также, что в рамках евразийского партнёрства имеется больше возможностей преодолеть разногласия между крупными азиатскими государствами, например, между Китаем и Индией, из-за чего официальный Дели отказался участвовать в Форуме.

Россия же заинтересована в развитии промышленных отраслей, сопряжённых с созданием транспортно-логистической инфраструктуры – локомотивов и оборудования для скоростных железных дорог, оборудования для портов, а, также, соответствующих управленческих практик.

Однако, чтобы с выгодой для себя использовать возможности «Пояса и пути» и совместно с КНР выстроить большое евразийское партнёрство, Россия, безусловно, должна сама перейти к устойчивому и интенсивному экономическому росту.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Историк
30.05.2017 9:23
Какой рост если ситуация скатывается к катострофической? Электростанции, дороги и вся инфраструктуры страны построенная в СССР выйдет из строя, по мнению специалистов, в течение пяти лет. А для их замены или реконструкции требуются триллионы рублей уже сегодня. А где их взять? Действия  колониальной администрации страны напоминает ремонт дорог в России зимой. Кидают асфальт в воду и через день ямы на прежнем месте. И это только для восстановления. Тут надо решать или собственный карман или страна. Как вы думаете, какое они приняли решение?
Александр
29.05.2017 15:59
Казахстан уже построил автобан до границы с Оренбургской областью. Дешёвые китайские товары вытеснят  ещё существующие российские товары.
Тузик
25.05.2017 12:40
Чтобы перейти к устойчивому экономическому росту, России следовало бы определиться с направлениями и перспективами этого роста. А то на этом китайском празднике жизни мы окажемся не гостем за столом, а угощением на столе.
Ах, какой Китай душка, вот только все перечисленные совместные проекты, судя по статье, нам не очень выгодны. Как правильно заметили в одной тв-передаче, будет не Европа от Лиссабона до Владивостока, а Азия от Владивостока до Лиссабона. Только мы в этой схеме - только территория. И чему радуемся?
Историк
25.05.2017 4:41
Правильно, с 80-х годов на Западе товарный капитализм превратился в банковский, а для банковского капитала все равно где производятся товары. Именно поэтому проект Китая имеет 100% успех если не развязывать 3-ю мировую войну. У Европы нет шансов на повторение возраждения 50-60 годов. Посмотрите на Трампа, как его прессует банковский капитал и думаю допрессуют.
ГОРБ
24.05.2017 16:23
Ну уничтожил-же Китай текстильную промышленность США  низкими ценами на свою продукцию. Ну а уж европейцы этому восточному дракону не соперники.
Аскер
23.05.2017 20:09
"Грандиозный международный проект открывает для нас новые возможности" - для китайцев открывает новые возможности - мы где-то сбоку
не факт
23.05.2017 19:42
Вот только маленький пустячок, захочет ли ЕС товары(этого добра в Европе полно) из поднебесной.А про КНР все понятно, им нужно пути шелковые, эти пути(и районы вокруг них) они хотят обустроить по китайки(по своим лекалом). Что тут не понятно. Кстати Индия,как то не очень(Пакистан-спорные территории).Так что ,эти товары могут осесть посередине пути,т.е. сами понимаете.
21 век
23.05.2017 18:46
Потенциально да, открывает, но в реальности действующей власти не реален. Откуда взялась наша власть и экономическая элита?- Из 90-х. Их не интересует Россия, а только очередные миллиарды, которые они тут же вывозят в офшоры и переводят в созданные ими частные фонды и которыми управляют их родственники и "друзья". Что они хотят от Китая в этом проекте? Китайские миллиарды вложенные в то, что они планируют приватизировать для себя или уже этим владеют в составе всевозможных акционерных обществ. А потом отношения испортятся и все будет моим. Только Китай в отличии от народа России знает с кем имеет дело и кинуть его не удастся. Китайский принцип для России (да и для большинства стран) только взаимовыгодное сотрудничество 50/50. А вот это мало интересует новых русских.

Эксклюзив
06.12.2017
Наталия Нарочницкая
Выступление на 11-м Европейском русском форуме в Брюсселе.
Фоторепортаж
07.12.2017
Подготовила Мария Максимова
Центр моды и дизайна, открывшийся в Москве, представил первую выставку.