Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Финляндия: бумеранг санкционной истерии

Финляндия: бумеранг санкционной истерии

Страна, похоже, движется к банкротству
Алексей Чичкин
22.02.2024
Финляндия: бумеранг санкционной истерии

Избрание нового президента Финляндии Александера Стубба, состоявшееся в середине февраля, вкупе с его обещаниями укрепить военные связи страны с США, ужесточить санкции и в целом политику в отношении России, сопровождается резким ухудшением экономической ситуации в Суоми. Около трети всех финляндских промышленных и транспортных сельхозпредприятий к середине февраля 2024 г. понесли ущерб, вплотную приблизивший их к банкротству.

Финляндия прочно впряглась в антироссийские санкции ЕС – очень многие финские компании стали резко сокращать, а то и вообще прекращать давнее сотрудничество с Россией.

Напомним в этой связи, что доля РФ во внешней торговле Финляндии десятилетиями превышала 15%, а нередко достигала 20-25%. Теперь же, к середине февраля, этот показатель упал до «рекордных» 3%. Соответственно, десяткам финляндских предприятий, издавна сотрудничавшим с российской стороной, приходится не только сокращать, но и останавливать производство и торговые операции с многочисленными российскими партнерами.

Весомо пострадали в Финляндии от санкций, прежде всего, энергетическая корпорация Fortum, строительный холдинг YIT и авиакомпания Finnair. Не говоря уже о менее крупных компаниях. По оценкам Хельсинкской фондовой биржи, суммарные санкционные убытки финского бизнеса только за 2022 г. превысили 4 млрд евро. В частности, для Fortum, ранее инвестировавшей в проекты в РФ до 5 млрд, потери оцениваются почти в 2 млрд. Потери YIT достигли 450 млн евро, крупного финского производителя шин Nokian Tyres – 300 млн, Finnair – почти 200 млн евро. За 2023 г. убытки упомянутых компаний увеличились на 25-30%, а в текущем году они, по прогнозам финских экспертов, возрастут еще минимум на 20%.

К началу 2024 года, по данным национального коллекторского агентства Suomen Asiakastieto, банкротами или почти банкротами оказались свыше 1500 финских компаний – опять же из-за санкций против РФ и российских ответных санкций.

Что сделало «2023 год исключительно сложным для финских предприятий, не исключая крупные: например, уже к концу ноября 2023 г. о банкротстве объявили 270 компаний с минимальным оборотом в один миллион евро. Компаний, оказавшихся в таком положении, на 100 больше, чем в предыдущем году».

Характерно и более чем двукратное сокращение транзита внешнеторговых грузов РФ через финляндские порты за 2022-23 гг., поставившее на грань рентабельности работу 6 из 11 портов. По прогнозам на текущий год, этот транзит сократится еще наполовину, с очевидными экономическими и социальными последствиями для портов. Многие из них снижают расценки на обслуживание судов и перевалку грузов, но это не выправит ситуацию. Усугубляет ее в транспортной системе и то, что с 2023 г. через порты Суоми прекратились экспортно-импортные перевозки России с Норвегией, Швецией и Исландией.

Неудивительно, что по данным Банка Финляндии за январь с.г., национальная экономика пребывает в рецессии, и немаловажный фактор ее стагнации – ухудшение отношений с РФ. Ибо ввиду санкций и географического положения Финляндии «структура её внешней торговли ослабляют её экономические позиции. Поскольку импорт многих видов сырья и промежуточных товаров, важных для Финляндии, стал более сложным и дорогостоящим из-за ситуации с Россией».

Между тем МИД Финляндии с начала российской СВО выдал более 200 разрешений на исключение финских компаний из режима антироссийских санкций. По данным на конец декабря 2023 г., всего в это ведомство поступило более 500 соответствующих запросов.

В большинстве своем это компании-перевозчики, предприятия целлюлозно-бумажной отрасли, цветной металлургии, производители бытовой электроники, агропрома и химпрома. По имеющимся оценкам, число таких запросов увеличится не менее чем на треть в сравнении с 2023 годом.

В свою очередь, МВД Финляндии в ноябре 2023 г. опубликовало доклад «Решение правительства о временном закрытии пограничных переходов с Россией»: напомним, что в Суоми к настоящему времени закрыты, по решению финского правительства, почти все автомобильные и железнодорожные пункты пропуска на границе с РФ (всего таких пунктов 7). Но остается действующим крупный пункт Вайниккала, соседствующий с ж.д. станцией Бусловская (Ленинградская область). Так вот, в упомянутом докладе отмечено, что сохранить действующим хотя бы этот переход нужно для того, чтобы оградить финский бизнес «от еще бОльших убытков ввиду санкционной ситуации с Россией». А фирмы, «занимающиеся транзитом грузов на восточной границе страны (то есть, на границе с РФ – Прим. авт.), тем более понесут крупные убытки, если закроется этот переход».

Отмечается также, что сохранение ж/д перевозок между Суоми и РФ важно «и для глобальной продовольственной безопасности», так как по линии Бусловская-Вайниккала российские химудобрения «транспортируются к финским портам (хотя с 2022 г. в значительно меньшем объеме. – Прим. авт.) для экспорта в третьи страны». Потому нужно принять «все меры для сохранения транзита этих грузов»

Плюс к тому подчеркивается значимость той же линии «для развития торговых связей Финляндии со странами Центральной Азии». Кстати, в конце октября 2023 г. в Астане правительственные делегации Казахстана и Финляндии договорились увеличить взаимный товарооборот в 2024-м не менее чем на четверть в сравнении с 2023 годом. Расчет на то, что грузоперевозки между Суоми и Казахстаном продолжатся через РФ. Поскольку самой географией предопределено, что свыше 85% объема этих перевозок издавна осуществляется через Россию.

Словом, в Финляндии уже начинают осознавать, что их собственные экономические интересы принесены в жертву коллективному Западу, в том числе НАТО, куда Суоми вступила весной 2023 года. Последствия столь ущербной политики финны в полной мере ощущают сегодня на себе.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Mist
22.02.2024 18:52
"Страна, похоже, движется к банкротству". --- Ну, что же. Пожелаем им плодотворного движения.
Но выход России к Ботническому заливу, должен быть, как и весь Сайменский канал, обязан принадлежать полностью РФ, ну банкротам ни к чему, ни залив, ни канал. Так и не иначе, должны решаться вопросы русофобии в соседних странах. Оставшаяся финская территория обязана быть демилитаризирована, отдана под сельхоз и никакой промышленности, она чухонцам ни к чему.
Леонид
22.02.2024 17:57
В России есть хорошая пословица: " Не рой яму другому, сам в неё попадёшь"

Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.