Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 января 2020
Европейские ме(ч)тания Сербии

Европейские ме(ч)тания Сербии

Сергей Романенко
08.08.2005

На встрече в конце июня 2005 года в Белграде президенты Сербии и Черногории (СиЧ) Светозар Марович, Боснии и Герцеговины (БиГ) Борислав Паравац и Хорватии Стьепан Месич подписали декларацию под названием "Тройственный взгляд на современность и будущее". Три государственных деятеля провозгласили главную цель своих стран - интеграцию в евроатлантические структуры, т.е. вступление в ЕС и НАТО. Исходя из этой цели, планируется выстраивать и внутреннюю политику, и взаимоотношения между государствами "Дейтонского треугольника", поскольку, несмотря на все различия, они тесно связаны и будут оставаться тесно связанными между собой. Наряду с необходимыми экономическими и политическими реформами, сотрудничество, а затем и вступление в ЕС и НАТО для всех трех стран предполагает сотрудничество с Гаагским трибуналом, обеспечение возвращение беженцев и изгнанных в период войны 1991-1995 гг., решение проблемы национальных меньшинств, установление безвизового режима, интенсификацию транспортного сообщения и культурного сотрудничества.

Выступая после окончания встречи, президент Хорватии С. Месич сказал, что идея о том, что Хорватия должна отгородиться от региона, ведет в тупик, поскольку только вместе три страны могут подарить Европе мир и стабильность: "Объединенная Европа является для нас единственным решением, и иной возможности нет".

Похожие слова слышны и из Брюсселя. Преодолев некоторую растерянность, связанную с известными конституционным и финансовым кризисами (французские министры предлагали заморозить процесс расширения), руководители стран ЕС решили все же так или иначе дать "зеленый свет" вступлению тех государств, которым раньше были даны определенные гарантии. С другой стороны, в Брюсселе стали все чаще говорить об ужесточении критериев для приема новых государств.

Но иного, кроме расширения, варианта политики у ЕС на Балканах не существует, поскольку именно эта организация теперь несет ответственность за стабильность на пост-югославском пространстве, в наиболее нестабильных его точках - БиГ и Косово. Но речь идет не только о Балканах как таковых, не только о соперничестве в регионе Белграда и Загреба, которые ищут себе покровителей среди наиболее влиятельных держав и старых членов ЕС, не в дуэли британской, французской и германской дипломатий, но и в фундаментальных проблемах стратегического курса ЕС.

В глазах лидеров стран ЕС будущее стран Западных Балкан в ЕС, но только в той мере, в какой государства этого региона будут следовать по пути демократии и соблюдения прав человека. Скоро должна определиться политическая судьба Косово, говорят в Брюсселе, подчеркивая, что не хотят присоединения этой территории к Албании и настаивая на нормализации отношений между албанским большинством и сербским меньшинством. В Брюсселе приветствовали усилия СиЧ в осуществлении реформ и заявили, что вскоре европейская комиссия даст оценку усилиям Македонии, имея в виду стремление Скопье получить статус кандидата. Еврочиновники заявили и о готовности начать переговоры о стабилизации и присоединении с БиГ. Верховный представитель в БиГ Пэдди Эшдаун намеревается "лоббировать присоединение БиГ к ЕС и окончание миссии Верховного представителя в БиГ". Об этом во время визита в Лондон он собирается побеседовать с Х. Соланой и Д. Стро. П. Эшдаун убежден, что власти БиГ спустя десять лет после подписания Дейтонских соглашений в состоянии начать процесс стабилизации и присоединения к ЕС. О намерении БиГ двигаться именно в этом направлении заявляют даже сербские политики из Республики Сербской, которые весьма критически оценили недавнее выступление министра иностранных дел СиЧ Вука Драшковича, который полагает, что если независимость получит Косово, то ее должна получить и Республика Сербская.

Немаловажную роль играет и историческое сознание. Процесс объединения Европы хотят завершить к 2114-2115 гг., то есть к двум символическим датам - столетию начала Первой мировой войны, положившей начало расколу Европы, и двухсотлетию Битвы народов при Ватерлоо 1815 г., закончившей эпоху Наполеоновских войн.

Кроме евроинтеграции не просматривается иных вариантов и в стратегии постюгославских государств. В то же время отношения между тремя столицами, особенно между Белградом и Загребом, определяются не только партнерством, но и региональным соперничеством. Это касается и их отношений с ЕС и НАТО. Казалось, что СиЧ, не говоря уже о БиГ, безнадежно отстала от Хорватии на пути в Брюссель. Однако в последнее время процесс евроинтеграции Хорватии замедлился. Вступление в ЕС Хорватии, как и остальных стран "западных Балкан" стало и точкой соперничества Великобритании, которая в течение ближайших шести месяцев будет председательствовать в ЕС, и Германии. Первая стремится к ускорению темпов интеграции Сербии и Черногории, вторая - Хорватии. Во время дебатов это в частности выражается в том, что Германия пытается доказать, что для начала переговоров невыдача скрывающегося от гаагских следователей генерала Анте Готовины не является препятствием, а Британия и ряд других стран настаивают на выполнении всех условий, прежде всего - сотрудничества с Гаагским трибуналом. Вполне вероятно, что "проблема Готовины" используется как предлог, чтобы притормозить Загреб и дать возможность подтянуться Белграду и Сараево.

На состоявшихся в Брюсселе консультациях между представителями ЕС и Хорватии, затем и рабочей встрече министров иностранных дел 18 июля министр иностранных дел Великобритании Джек Стро заявил о том, что Хорватия добилась существенного прогресса, который, однако, недостаточен для начала переговоров о вступлении страны в ЕС. Со своей стороны, не только Германия, но и Австрия, Словения, Словакия и Венгрия выступают за то, чтобы эти переговоры начались как можно скорее. Сейчас речь идет о сентябре-октябре, и не ясно, начнутся ли переговоры с Хорватией раньше, чем переговоры с Турцией, дата которых уже определена.

В то же время в ЕС есть и сторонники того, чтобы Хорватия, СиЧ и БиГ вместе вступали в ЕС в 2112 г. На фоне замедления переговоров с Хорватией Еврокомиссия предложила Совету министров ЕС начать переговоры с Сербией и Черногорией о заключении соглашения о стабилизации и присоединении, что является первым шагом на пути к вступлению в ЕС. После утверждения мандата эти переговоры начнутся в кратчайший срок. Комиссар по проблемам расширения ЕС Олли Рен заявил, что ЕС намеревается начать эти переговоры 5 октября, в пятую годовщину демократических изменений в Белграде.

Еврокомиссия подчеркнула, что ключевыми целями соглашения являются развитие экономических и торговых связей с перспективой создания зоны свободной торговли между СиЧ и ЕС, создание свободного рынка рабочей силы, свобода перемещения капиталов, формирование правовой базы для создания предприятий, постепенное приведение в соответствие законодательства СиЧ с законодательством стран ЕС. Соглашение означает и установление политического диалога между СиЧ и ЕС. Но сам факт начала переговоров не дает никаких гарантий: в случае замедления в достижении вышеозначенных целей они могут быть прерваны.

По мнению посла Великобритании в Белграде, СиЧ имеет очень хорошие перспективы на сближение с Европой и их объединение является самой эффективной формой на этом пути. "Мы хотим видеть СиЧ в ЕС. Но предстоит большая работа, и я считаю, что именно это будет приоритетом номер один для властей СиЧ на всех уровнях", - заявил он в интервью агентству "Бета".

В то же время МВФ в своем ежегодном отчете выразил обеспокоенность большим внешнеторговым дефицитом СиЧ и растущей инфляцией. Согласно оценке экспертов Фонда, задолженность составляет 15 % национального дохода брутто, а инфляция к концу года может достичь 16%.

Если для Хорватии камнем преткновения стала невыдача генерала А. Готовины, то для Сербии в ее отношениях с ЕС таким же камнем остается поиск генерала Ратко Младича. Вновь стали раздаваться голоса, что его вот-вот обнаружат. По окончании встречи в Белграде глава СиЧ С.Марович заявил, что после отъезда генерала Младича в Гаагу СиЧ до конца 2005 г. должна присоединиться к программе НАТО "Партнерство во имя мира" и ускоренным темпом завершить переговоры о стабилизации и присоединении к ЕС. Однако возникает и более общий вопрос, и касается он не только Хорватии или Сербии, а всей системы институтов международного сообщества: не слишком большую власть обретает Трибунал в Гааге и его отдельные представители в решении как судеб государств, так и балканского региона и Европы в целом?

Но главные, сущностные проблемы Сербии в связи с перспективами вступления в ЕС и НАТО можно сгруппировать по следующим направлениям: внутренние реформы, статус Косово и взаимоотношения с Черногорией.

Правительство Сербии в июне приняло Национальную стратегию по присоединению к ЕС. Этот документ должен стать фундаментом для принятия целого ряда национальных программ реформ и приведение национального законодательства Сербии в соответствие с правовыми принципами ЕС. "Стратегия" была разработана группами высококвалифицированных специалистов (координатор - Милица Джилас), причем сделано это было, как подчеркивают организаторы, по инициативе не ЕС, а сербской стороны. Необходимость ее разработки была вызвана как тем, что Сербия должна была показать свою заинтересованность в установлении контактов с ЕС, так и тем, что она должна была сама для себя прояснить куда, как и зачем она движется. Авторы "Концепции" исходят из того, что ЕС является союзником Сербии, а ее цель - вступление в ЕС.

Принятая программа имеет статус государственного документа: после одобрения правительство ее направило на обсуждение комитета скупщины (парламента) по проблемам европейской интеграции. "Стратегия" является рамочным документом, авторы которого не могли и не ставили себе целью прописать досконально все возможные задачи и проблемы. Они также отдают себе отчет и в том, что путь от бумаги до реализации указанных в программе мероприятий и достижения главной цели очень долог и труден. Это лишь первый шаг к конкретизации общего лозунга "Движение в Европу". Они считают, что на данном этапе главное - наладить институциональное сотрудничество Белграда с Брюсселем. Особо отмечается намерение Сербии постепенно присоединиться к Шенгенской зоне. Рассматривая сложившуюся на данный момент в ЕС ситуацию, сербские аналитики полагают, что главные проблемы расширения ЕС составляют не СиЧ, а Турция и Украина. А для стран Западных Балкан свою актуальность сохраняет резолюция саммита ЕС в Салониках: достигаете установленных европейских стандартов - вступаете в ЕС. Что касается конституционного и финансового кризиса в ЕС, то авторы "Стратегии", также как и хорватские политики, полагают, что это - преходящее, временное явление. Но сквозь "еврокризис" видна и ироническая усмешка истории - именно с Балкан в адрес "старой" Европы, не сумевшей договориться о принципах взаимоотношений и финансировании ЕС, слышатся упреки в национальном эгоизме и национализме.

Но у этого документа нашлись не только сторонники, но и довольно жесткие критики. К их числу относится президент Центра за свободный рынок и демократию Мирослав Прокоплевич. Он считает, что у властей Сербии отсутствует воля для обсуждения таких проблем как стратегия развития страны в том случае, если вступление в ЕС не состоится. Хотя именно вступление он считает самым рациональным шагом. Он указывает на существенные противоречия между политикой ЕС и политикой Сербии. Например, ЕС требует уважение прав собственника, а правительство Сербии их подрывает. Кроме того, правительство контролирует около 40% цен. Можно себе представить, что произойдет, когда эти цены станут свободными. Также ЕС требует обуздать коррупцию, а в "Стратегии" содержаться только общие слова на этот счет, в то время как правительство Сербии имеет имидж коррумпированного правительства.

Прокоплевич считает вступление Сербии в ЕС в 2112 г. нереальной целью. Но это вступление изображается политиками как спасательный круг. Согласно опросам общественного мнения в Сербии, 70% опрошенных выступают за вступление в ЕС. Но на самом деле это общая декларация, точно также как и заявления о поддержке реформ вообще. Если спросить у людей, согласны ли они жить в обществе, основанном на принципах рыночной конкуренции, где занятость гарантирована в гораздо меньшей степени, то "поддержка" реформ снизится до 15-20%, полагает белградский аналитик. По его мнению, Сербия должна для вступления в ЕС принять следующие меры: резко снизить уровень коррупции, ввести гражданский контроль над армией, довести до конца сотрудничество с Гаагским трибуналом, осуществить реформу судебной системы.

Стандарты ЕС и НАТО являются сильным стимулом для внутреннего преобразования постсоциалистических государств на Балканах - политической жизни, экономических принципов, внутреннего законодательства. Однако, сколько потребуется времени, чтобы это все не только было принято к определенной дате, но и укоренилось в сознании и политической практике для того, чтобы остальные страны ЕС смогли рассматривать "балканцев" как равноправных и суверенных партнеров? Кроме того, "старая" Европа опасается конкуренции дешевой рабочей силы и проникновения криминала, а в балканских странах население должно быть готово к закрытию неконкурентоспособных производств, увеличению безработицы и росту цен.

Что же касается проблемы взаимоотношений Сербии и Черногории, то вице-премьер правительства Сербии Миролюб Лабус, имея в виду стремление ЕС сохранить объединение двух государств, предложил наложить двенадцатимесячный мораторий на референдум в Черногории по вопросу о выходе Черногории из СиЧ. Он видит в возможном отделении Черногории препятствие для предполагаемых переговоров о стабилизации и присоединению. По мнению Лабуса, переговоры, если они начнутся в октябре 2005 г., могут завершиться уже в мае 2006 г. Поэтому планируемый на март 2006 г. референдум может помешать заключению соглашения. Но у властей Черногории иное мнение. Вице-премьер правительства Черногории Драган Джурович полагает, что если в ходе переговоров Черногория примет решение о выходе, то они могут быть продолжены в ином формате: между ЕС и делегациями двух стран. Подгорица отвергла саму возможность моратория на референдум даже в случае давления Брюсселя.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».