Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Европа будет договариваться с Москвой

Европа будет договариваться с Москвой

Европейский Союз принял принципиальное решение начать переговоры по новому базовому соглашению о сотрудничестве между ЕС и Россией
Лев Паршин
30.05.2008
Европа будет договариваться с Москвой

Похоже, заканчивается, наконец, абсурдный период неопределенности, когда два крупнейших игрока на международной арене, продолжая активно взаимодействовать между собой, замолкали, как перессорившиеся дети, как только речь заходила о согласовании стратегических основ своего партнерства. 26 – 27 июня в Ханты-Мансийске состоится очередной саммит ЕС – Россия, на котором, как ожидается, будет официально запущен переговорный процесс.

Срок действия старого соглашения , заключенного четырнадцать лет назад, истек в декабре прошлого года. Стороны давно собирались приступить к обсуждению нового всеобъемлющего документа. Высокопоставленный российский дипломат Владимир Чижов приехал для этого в Брюссель еще полтора года назад, но до сих пор не дождался партнеров за столом переговоров. Начать их не позволяло вето членов Евросоюза - сначала Польши, затем Литвы. Варшава сняла возражения после того, как урегулировала споры с Москвой вокруг своего мяса. Вильнюс удовлетворился обещанием ЕС учесть в ходе переговоров с Россией литовскую позицию, в частности, по вопросам возобновления поставок по нефтепроводу «Дружба» и по выплатам компенсаций депортированным из стран Балтии.  

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что переговорный процесс будет долгим и трудным. Слишком многое поставлено на карту. Каждая из сторон постарается заложить в документ такие положения, которые на годы вперед обеспечат ей выгодные позиции во всех сферах сотрудничества.  

Европа дает понять, что хотела бы выдвинуть на первый план вопросы безопасности. Но не в том ключе, в каком их воспринимают в России.

Если Москва, например, видит серьезную угрозу для себя в вероятном развертывании американской системы ПРО в Польше и Чехии, то ЕС эти проблемы вообще категорически отказывается обсуждать. Брюссель жестко стоит на том, что тематика противоракетной обороны не входит в сферу компетенции Евросоюза, и Москва вынуждена это принять как факт. Зато европейцы ставят цель вести диалог с Россией в зоне «общего соседства», включая западную часть постсоветского пространства, в том числе Южный Кавказ.  

ЕС будет настойчиво добиваться фиксации в соглашении обязательств, касающихся демократии, прав человека, верховенства закона – в своем понимании этих категорий. ЕС характеризует Россию для себя как страну всесильной бюрократии, политически ангажированной правовой системы, репрессивных силовых структур, слабого гражданского общества. Исходя из этого, ЕС выдвигает благие цели - делать акцент на продвижении демократии, уважения прав человека и фундаментальных свобод в России.  

Может повториться история семидесятых годов прошлого века, когда Запад настоял на включении в Хельсинкский акт четких положений о правах человека, а потом умело использовал их для давления на Советский Союз и размывания его авторитарной системы.  

Европейцы согласны укреплять взаимодействие с Россией в борьбе против терроризма, распространения оружия массового уничтожения, в урегулировании кризисов и в области ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Вероятно, в этих вопросах переговорщикам не слишком трудно будет найти общий язык.  

Экономический блок партнерства ЕС - Россия зиждется на сложившейся солидной и динамично развивающейся базе сотрудничества.

В 2007 году товарооборот между Россией и ЕС достиг 284 млрд. долларов. Более 50 процентов российского внешнеторгового оборота приходится на долю ЕС. Россия занимает третье место (после США и Китая) в списке стран-экспортеров в ЕС и четвертое место - среди покупателей продукции Евросоюза.  

Но и в сфере экономики исходные позиции ЕС предвещают ожесточенные схватки на переговорах. Особенно острыми они будут при обсуждении энергетического сотрудничества. Россия находится на первом месте среди стран-поставщиков в ЕС природного газа и на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов. В Европе распространяется мнение, что Москва использует нефть и газ как рычаг политического давления на партнеров. Такие утверждения исходят в основном от нескольких новых членов ЕС, но их стенания стали как бы общей позицией Евросоюза. Теперь он будет настаивать на включение в договор с Россией таких условий сотрудничества, которые вряд ли будут приемлемыми для нее.  

А с чем выходит на переговоры Москва?  

Информация из МИДа РФ дает представление о некоторых общих подходах.  

Три года назад Россия и ЕС очертили так называемые «дорожные карты» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты. Москва будет предлагать отразить эти направления в базовом договоре.  

В политической риторике с обеих сторон часто звучит термин «стратегическое партнерство». Правда, европейцы склонны говорить о нем как о далекой перспективе. Москва же считает, что надо насытить эту формулу конкретикой, указать, что именно под этим имеется в виду, сделать ее политической реальностью.  

В экономической сфере Россия заинтересована в создании на всем пространстве от Атлантики до Урала благоприятного инвестиционного климата – как для европейского, так и для российского бизнеса, - в осуществлении крупных проектов.

 Но не только. В Москве, например, считают, что можно было бы включить в базовый документ положения о поддержке малого и среднего бизнеса, социальные аспекты взаимодействия.  

Из всего комплекса сотрудничества и партнерства с ЕС простых россиян, прежде всего, волнует вопрос: когда можно будет ездить в Европу без виз?  

Переговоры об этом идут уже давно, но вопрос, как говорится, еще не созрел. К саммиту в конце июня он также не будет готов. Да и к моменту подписания общего договора тоже вряд ли. С учетом этого в российском МИДе думают предложить партнерам вынести тематику о безвизовых поездках в отдельное приложение и утвердить его, как только оно будет готово.  

Наконец, Москва высказала пожелание, чтобы переговоры не отягощались искусственными увязками, не имеющими прямого отношения к партнерству РФ и ЕС, чтобы стороны вместе работали над действительно реальными, а не искусственно создаваемыми проблемами.  

Детальные директивы делегациям ЕС и России на переговорах являются строго охраняемым секретом. Но если сопоставить то, что известно о позициях сторон, то станет очевидно: у них есть общий интерес договариваться. ЕС, если не считать всплесков неприязни со стороны некоторых новых членов Союза, проявляет в целом благожелательное отношение к России. Европе нужны не только энергоресурсы, но и стабильное, безопасное, ориентированное на демократические ценности, пространство на востоке от своих границ. Москва со своей стороны давно определила европейское направление своей внешней политики как одно из самых приоритетных. Теперь партнеры постараются закрепить фундаментальные принципы своих отношений.  

Однако с уверенностью можно предсказывать и большие сложности, когда дело дойдет до формулирования конкретных положений и обязательств договора. Ведь даже в самые бесспорные, казалось бы, общие положения – энергетическая безопасность, демократия, права человека – стороны подчас вкладывают разный смысл. Нельзя исключать и новых конъюнктурных попыток саботажа переговорного процесса со стороны некоторых стран. Тогда придется набраться терпения, еще подождать. Россия в новом соглашении и в запуске переговоров по этому документу заинтересована нисколько не больше, чем Евросоюз.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..