Эта проклятая русская культура
В конце апреля в Вашингтоне, в помещении посольства России в США, прошёл "Форум российских соотечественников". Откровенно говоря, люди, заинтересованные в полноценном существовании русской диаспоры, судьбоносных решений от этого форума не ожидали. Однако, для них такая встреча – возможность еще раз поговорить с людьми из "метрополии", без устали рассуждающими о поддержке соотечественников за рубежом, еще раз попытаться убедить их, что когда-то надо перестать говорить и начать действовать.
Словом, вашингтонское мероприятие, рожденное в недрах Международного совета российских соотечественников, изначально больших перспектив не сулило. Уже поэтому в глазах противников "русской идеи" оно должно было выглядеть вполне безобидным. Саму идею объединения соотечественников за рубежом давно кастрировали, русским духом от нее и не пахнет. Денег от России, как утверждает устроитель вашингтонского форума и вице-президент Международного совета российских соотечественников Владимир Квинт, эта организация не берет принципиально (?!), а в программе деятельности совета значилось одно спортивное мероприятие, сбор средств на поездку к Юрию Лужкову да разговоры о пользе русского языка для американских внуков. И тут надо же – не из тучи гром…
Накануне форума американская русскоязычная пресса (она в Америке почти вся антироссийская, другая концепция "поддержки соотечественников" не предусмотрена) стала дружно писать о "русской пятой колонне" в США. А "русское" (сплошь антироссийское) телевидение призвало русскоязычный американский народ к митингу протеста против сбора соотечественников и даже к тому, чтобы проигнорировать обещанный фуршет в посольстве России.
У русского (без кавычек) человека в Америке все это могло бы вызвать улыбку, если бы не ощущение, что курьез с форумом сигнализирует о новой закономерности. Пока в Москве разные комиссии трудятся над программами поддержки русского мира за рубежом, антироссийская концепция взаимодействия с этим миром фактически сформировалась; под ее обстрелом оказались предметы, доселе в западном обществе почти неприкасаемые – русский язык и русская культура.
В американском интернете появился новый ресурс (www.axisglob.com), предлагающий пользователям "экспертные оценки" представителей спецслужб, дипломатов, а также людей, "близких к правительственным кругам". Замечательно то, что все "эксперты" – анонимы. Имен и фамилий у них нет (кстати, ссылки на "анонимных экспертов" рассматриваются в американском законодательстве как элементы "клеветнического языка"). В разделе "О нас" редакторы сайта сообщают, что характер исследований и ранг цитируемых специалистов, вынуждает их всячески избегать публичности. Еще интереснее то, что новый американский сайт двуязычный (на английском и русском языках), то есть его целевая аудитория – всемирная русскоязычная среда.
…Марк Данкоф, модный американский журналист и политик, в своей рубрике "Неполиткорректные чтения" восторженно приветствует появление нового экспертного сайта, хотя наличие анонимных экспертов смутило, видно, и его. В ответе на запрос Данкофа администратор и один из ведущих авторов сайта Аллистер Монк скупо заметил, что проект финансируется другим "ведущим экспертом" по имени Майкл Эльбац (видимо, тоже узкий специалист по всем горячим точкам земного шара и секретам всех разведок).
Новый американский сайт можно было бы и не заметить, если бы те, кто его поддерживают, не взялись стряхивать дезинформацию на узкий клочок нашей территории – русскую культуру и русскую диаспору. Пример – статья Монка "Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Переработанная версия?". Что касается "пролетариев", то это об эмигрантах. "Россия запустила свою программу соотечественников – мощный рычаг политического влияния, - пишет Монк. - Советский Союз использовал движения рабочего класса во всем мире, а Россия заменила пролетариат на русскоговорящих за рубежом".
В статье Монка нет ничего, что хотя бы косвенно указывало на доступ автора к информации, выходящей за рамки общеизвестного. Зато картину он создает красочную. Пишет о деятельности русских организаций за рубежом "в целях сохранения этнической идентификации, культурного и духовного наследия русской нации" и тут же говорит о миллионных армадах русских по всему миру, объединение которых представляет "мощное оружие". Под "армадами" имеется, очевидно, в виду пестрая в национальном отношении эмиграция из бывшего СССР, но при чем тут "этническая идентификация" русских? Кстати, такое смешение сущностей в языке американского пропагандиста –заслуженная оплеуха российским составителям официальных "концепций" за трусливую размытость понятия "соотечественник", за двусмысленность в определении "русского", за привычку размывать "русское" в "российском".
Можно согласиться с Путиным, что определение себя соотечественником – это вопрос духовного выбора, но тогда будьте добры сказать, что вы вкладываете в это понятие". Между чем и кем предлагается выбирать? Нелепо пытаться склонить к этому выбору всех "бывших советских", хоть они и говорят по-русски (поскольку других языков не знают). И выбор получается какой-то чужой...
"Все это звучит невинно, - настаивает Монк, - но эксперты в области безопасности и геополитики рассматривают такое единство, основанное на "общей русской культуре, ценностях и ментальности", как мощное политическое оружие российских властей. Будучи привязано финансово и, главное, политически к России, единство соотечественников будет продвигать интересы Москвы все более и более… В соответствии с различными данными, 15-20 миллионов русских живут более чем в 30 странах. Около четырех миллионов русских живут в Америке, столько же в Западной Европе…" Назвав эти убийственные цифры, Монк не может удержаться, чтобы не заметить, какую идеальную почву для шпионажа (по версии Монка, в пользу Кремля, хотя почему не наоборот?) создает "нашествие русских" с их многочисленными, щедро оплачиваемыми (?) объединениями.
#comm#Бессмысленно гадать, какие объединения и щедрые оплаты подразумевает эксперт. Нам, русским в Америке, не известна ни одна русская организация в США, которая получила бы из российских фондов поддержки "соотечественников" хотя бы один рубль. Как, впрочем, и из западных фондов.#/comm#
По кому в таком случае наносит удар статья Монка? По евреям, составляющим основной костяк русскоязычной эмиграции Америки и Канады? По десяткам и сотням отнюдь не русских и вовсе не пророссийских структур, финансово поддерживающих эту категорию эмиграции? По украинцам, пользующимся широкой поддержкой американских и международных финансовых структур? Других "русских", хоть как-то дотягивающих в количественном отношении до того, чтобы явить собой "мощное оружие", в Америке не наблюдается.
…Так или иначе, Монк тревожится напрасно. Российские программы поддержки соотечественников существуют исключительно на бумаге. Так же, как и помощь американских учреждений: гарантированная в США любой национальной общине, на русских она не распространяется.
Монк не одинок. "Российская культурология. Реинкарнация марксизма" - так звучит название недавнего интервью с сотрудницей Международного центра имени Вудро Вильсона Марлен Лорель. Она уверяет, что в современной России культурология "является зеркальным отображением марксизма-ленинизма, поскольку она отражает советскую идеологию, применяя обратные термины, но в рамках тех же структур". Лорель беспокоит, что в России, по ее мнению, "большинство имеющихся учебников по культурологии способствует формализации дебатов вокруг "русской идеи", что культурология подает себя как продолжение разработки этой идеи после "советского перерыва". И ведь что особенно плохо: "русская идея", пишет Лорель, преподносится не только как исторический объект, которому место в навсегда ушедшем прошлом, но как элемент современной "дискуссии о национальной идентичности в России".
"Культурологи, - продолжает Лорель, - декларируют необходимость объединения общества после расколов, появившихся во время жутких либеральных реформ Ельцина… Культурология подразумевает, что необходимо найти путь развития, который способствует социальному согласию и приведет к политическому консенсусу, что, конечно, неизбежно пойдет во вред гражданским свободам". В этих словах – квинтэссенция господствующей американской идеологии в ее отношении к русскому: способность русской культуры "собирать" людей разных национальностей, обеспечивать согласие в обществе, объявляется антиподом гражданской свободе. Дескать, человеку русской культуры век свободы не видать. Альтернативная точка зрения подавляется. Российским составителям бумажных программ поддержки соотечественников неплохо бы это знать, на всякий случай.