Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Борьба за Арктику

Борьба за Арктику

Россия готова защищать свои интересы на Крайнем Севере
Сергей Фадеев
09.08.2016
Борьба за Арктику

В моей личной библиотеке среди книг, доставшихся от отца, почетное место занимает трехтомный фолиант «Поход Челюскина» (под редакцией академика О.Ю. Шмидта), рассказывающий о героическом подвиге небольшой группы советских полярников, волею случая оказавшихся на льдине после крушения их корабля. Этот, ставший знаменитым, поход, дрейф их льдины, и успешное возвращение советских полярников на родину в 1933–34 годах, без преувеличения, всколыхнули весь мир, став сенсацией номер один мировой прессы. Отец не был полярником, но на Северах бывал.

Крайний Север нашей планеты манил к себе людей своей ледяной экзотикой, необычной флорой и фауной. И, конечно же, природными богатствами, которые были прежде надежно скрыты под толщей снега и льдов.

Значительная часть России – это Крайний арктический Север и Дальний Восток. И Россия просто обязана продолжать осваивать и обживать эти земли, как осваивали их наши предки, вложив в это свои силы, здоровье, упорство, труд, а иногда и жизни.

К тому же сегодня сражение за Арктику – это грандиозная битва не только за ресурсы, но и за выгодные коммуникации. Это хорошо понимали советские руководители.

Недаром еще в 20–40 гг. прошлого века наша страна уделяла огромное внимание (несмотря на недостаток средств) развитию Северного морского пути (СМП), который представляет собой кратчайшую морскую дорогу между Дальним Востоком и европейской частью России, а далее и Европой. (Между прочим, он до начала XX столетия носил название Северо-восточный проход). Это единственная в мире полярная судоходная магистраль, начинающаяся в Карских Воротах и заканчивающаяся в Бухте Проведения. Ее общая протяженность 5600 км.

Думаю, здесь нелишним будет краткий исторический экскурс. Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток в 1878–1879 гг. шведской экспедицией во главе с Н.А. Норденшельдом. А первый его проход русскими моряками был осуществлен под руководством гидрографа Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914–1915 гг. с зимовкой на Таймыре. А вот за одну навигацию Северный морской путь был впервые пройден нами на корабле «Сибиряков» в 1932 году под началом все того же неутомимого академика О.Ю. Шмидта. Огромную роль Северный морской путь сыграл в годы Великой Отечественной войны, когда по нему проводились боевые корабли, шли суда с товарами по ленд-лизу, перевозились каменный уголь, лес, редкие металлы, руды, золото. Уже после войны в 1971 году была учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР. А для международного судоходства Северный морской путь был открыт в 1991 году, после распада Советского Союза.

И тут началась настоящая неприкрытая схватка за ресурсы Полярного Севера и за его важнейшие коммуникации. Мы ведь все помним слова экс-госсекретаря США М. Олбрайт: «Богатства Сибири не должны принадлежать только России».

Как говорил Ж.Ж. Руссо, «покупать мир у врага – это давать ему средства продолжать войну». А ведь до прихода к власти В.В. Путина в 90-гг. прошлого века тогдашние российские «вожди» так, в сущности, и поступали: покупали мир, разбазаривая национальные богатства. От советских военных баз в Заполярье остались одни руины. Настоящие перемены в нашей Арктике начались лишь в начале XXI века.

Только за несколько прошедших лет в Арктике обнаружены огромные запасы нефти (до трети мировых), газа (около 15%), а также залежи алмазов, платины. По самым скромным предварительным прогнозам специалистов, России должна достаться значительная часть «пирога» этих богатств – около 3035 триллионов долларов. Нам есть, что разрабатывать и что защищать!

В связи с общим потеплением климата на нашей планете возникает реальная возможность вскоре добывать нефть и газ прямо на арктическом шельфе. Некоторые государства уже просят поделиться с ними богатствами российских недр. О своих интересах в Арктике заговорили даже такие далекие от Полярного Севера страны, как Китай и Индия.

В борьбу за Арктику включаются Канада, США, Дания, Норвегия. А все дело в том, что в начале XXI века Геологическая служба США провела подробные исследования этого региона и пришла к выводу, что здесь может находиться до четверти мировых запасов нефти и газа. Уже сейчас имеются подробные сведения о 20 крупнейших арктических нефтегазовых месторождениях, самым крупным из которых считается Штокмановское, находящееся на российском шельфе Баренцевого моря.

Как известно, уже несколько десятилетий идет спор о том, что знаменитый океанский хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, тянущиеся прямо к Гренландии, являются продолжением Сибирской континентальной платформы.

Если это будет научно доказано, то Россия сразу же получит право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров в Арктике и освоение огромных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка – Мурманск – Северный полюс.

Нельзя также забывать о коммуникациях в Арктике. Специальный Национальный Центр слежения за состоянием снежного и ледового покрова США отмечает, что на протяжении последних нескольких десятилетий площадь ледового покрова Северного Ледовитого океана снижается рекордными темпами – на 12% за десятилетие. Некоторые ученые считают, что Северный Ледовитый океан освободится ото льда к 2030–40 гг. Тогда Северный морской путь, с его быстро развивающейся инфраструктурой можно будет использовать для круглогодичного коммерческого судоходства. Между прочим, если по СМП в 2010 году прошли 4 корабля (по маршруту южнокорейский Ульсан – Роттердам), то 2012 – 46, а в 2013 – около 60. Объем перевозок быстро растет, причем растут не только зарубежные, но и российские перевозки углеводородов – 25 миллионов тонн только за два последних года. Что неудивительно: этот же путь через Суэцкий канал длиннее на 2, 4 тыс. миль. Арктика становится все в большей степени ареной глобальной экономической конкуренции.

Международное законодательство по этому региону имеет множество пробелов, поэтому России надо держать ухо востро и быть готовой отстаивать в этом регионе свои экономические и геополитические интересы, в том числе и через военное присутствие.

Тем временем российская армия, недавно вернувшаяся на Север, не только восстанавливает старые и строит новые военные базы, но занимается экологической санацией территории. Только в нынешнем году предполагается вывезти почти 5 тыс. тонн металлического лома. Очистить почти 75 га земли. Например, на острове Котельный солдаты спрессовали и подготовили к отправке 14 тыс. 200-литровых металлических бочек.

По мнению специалистов, для постоянного контроля и защиты наших полярных рубежей в Арктике нам следует идти по пути создания сравнительно небольших. хорошо вооруженных и обученных подразделений. Командир каждого такого подразделения должен досконально знать характер и особенности своего бойца. Причем солдаты должны любить этот край, знать его, чувствовать величие этой прекрасной и суровой земли, быть психологически подготовленными к возможной агрессии и защите Родины. В Канаде есть арктические егеря береговой охраны, их готовят к службе всю жизнь. То есть главное – учеба, практика, постоянное повышение квалификации. В настоящее время значительные средства у нас на все это выделены, но пока, увы, нет единого центра арктической подготовки. Но он обязательно должен быть.

Между тем растет угроза развертывания странами НАТО высокоточного гиперскоростного неядерного оружия первого глобального удара в Северном Ледовитом океане. Поэтому наши специалисты сейчас разрабатывают различные «противоядия» в сфере воздушно-космической обороны России. Наши ВКС должны прикрывать действующие в Арктике атомные подводные лодки. Совершенно очевидным становится необходимость наращивания в этом регионе военного присутствия России. Должна быть в ближайшие годы создана мощнейшая авиационная группировка, способная поражать в воздухе стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты, срывать попытки десантирования на нашу территорию, осуществлять авиационное и ракетное прикрытие районов добычи нефти, газа, других полезных ископаемых.

С развалом СССР в 1991 году, к сожалению, разрушилась вся оборонительная система Российской (Советской) Арктики. На одном из заседаний коллегии Министерства обороны РФ несколько лет назад президент Путин прямо заявил о том, что Россия все активнее осваивает этот перспективный район и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов. Вскоре после этого были сформированы специальные воинские подразделения для работы в условиях Крайнего Севера, были развернуты новые боевые части. На вновь создаваемые и реставрируемые аэродромы были переведены современные боевые самолеты, в частности, Су-30, Су-33, Су-34, а также современные боевые вертолеты.

По указанию Верховного главнокомандующего В.В. Путина в России была создана 80-я отдельная мотострелковая арктическая бригада, которая призвана выполнять боевые задачи именно в условиях Крайнего Севера. Это наш арктический «суперспецназ».

В последние несколько лет силы специального назначения наших «заклятых партнеров» (США, Канада, Норвегия, Дания, Великобритания) стягивают свои подразделения, буквально лезут на самую верхушку мира, то есть непосредственно на Северный полюс. Хотя, между прочим, по действующему международному праву и сам Северный полюс, и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране. Расположенные же поблизости страны: Россия, Канада, Дания (из-за Гренландии) и США – обладают правами только на некую 370-километровую экономическую зону у своих берегов. И вдруг на эту «якобы ничью» территорию зачастили силы специальных операций западных стран: американские, британские и канадские спецназовцы. При этом они постоянно проводят там учения. Но мы то же стараемся не отставать. В частности, у нас имеется специальная разведовательно-десантная рота из разведбатальона 80-й арктической бригады, бойцы которой обучены самым современным методам ведения боя, в том числе и рукопашного, в условиях дрейфующих льдов в районе Северного полюса. Все они отлично экипированы и вооружены новейшими образцами легкого российского вооружения.

Между прочим, идея применения спецподразделений ВДВ в Арктике принадлежит генералу В.А. Шаманову, назначенному в 2009 году командующим Воздушно-десантными войсками России. Причем отечественные десантники прыгали и прыгают в Арктике с помощью специальных парашютных систем «Арбалет -2», способных «скользить» в воздухе при температуре до минус 20 градусов на площадки размерами 500 на 350 метров. Наши «арктспецназовцы» провели ряд экспедиций в районе Северного полюса с целью совершенствования навыков десантирования в экстремальных условиях. Десантники садились на дрейфующий лед и развертывали лагеря, учились совершать длительные переходы, преодолевать трещины, водные преграды в специальных гидрокостюмах. Совершались походы на лыжах и специальных снегоступах да еще с груженными боеприпасами и продовольствием волокушами, а переходы были по 10 км и более. Еще в 2014 году во время учений «Восток – 2014» широко применялось десантирование в труднодоступной местности. С помощью «Арбалет -2» была совершена высадка на острова Врангель и Котельный. Наши бойцы все чаще стали применять многослойную боевую экипировку «Ратник», которая хорошо защищает от низких температур. При этом разрабатываются и новые, самые современные парашютные системы для массового десантирования «Шелест», а также «Бахча».

Весной 2016 года большая группа инструкторов размещенного в Гудермесе учебного центра сил специальных операций стала первой, проведшей сложные боевые учения в районе полярной станции «Барнео». Бойцы спецназа четыре недели проводили разведовательные, поисковые операции. В распоряжении наших спецполярников были вертолеты, самолеты, снегоходы и специальные машины на гусенечном ходу – «ратраки».   

Но все это, как говорится, вопросы тактического характера. Пора поговорить и о стратегии защиты нашего русского Севера. Мы оперируем данными открытой печати, и поэтому можем все вещи называть своими именами. Итак, подводные силы Северного флота (СФ) – это 4 дивизии подводных лодок. Они размещены в Видяеве, Заозерске и Гаджиеве. Основная надводная ударная сила СФ – это 43 –я дивизия ракетных кораблей в Североморске. Есть еще и разнородная по составу Кольская флотилия. Она тоже располагает современными надводными и подводными кораблями.

Всего на вооружении Северного флота находится 24 атомные подводные лодки и еще шесть дизельных. Вооружены они баллистическими и крылатыми ракетами (вспомним наши ставшие после Сирии знаменитыми крылатые «Калибры»).

СФ располагает самыми крупными российскими надводными кораблями: атомный крейсер «Петр Великий», атомный крейсер «Адмирал «Нахимов», наш единственный авианосец «Адмирал Кузнецов». Здесь же проходит испытание самый крупный российский (постсоветский) корабль «Адмирал Горшков». Военному округу в 2015 году была придана авиационная армия. В настоящее время она располагает двумя авиаполками самолетов: Су-33 и МиГ-29 (корабельные), ей же подчинены самолеты радиоэлектронной разведки, эскадрильи бомбардировщиков Су-24М и сверхскоростные истребители МиГ-31. А на Новой Земле развернута 1-я дивизия ПВО.

ОСК «Север» располагает также и сухопутными береговыми войсками. В частности, здесь базируется 61-я бригада морской пехоты и 200-я мотострелковая бригада у города Печенега. О 80-й спецбригаде мы говорили выше. В ней не только на снегоходах, собачьих упряжках, но даже на оленях учат передвигаться и успешно воевать.

В 2014–2015 гг. на Новосибирских островах была развернута 99-я тактическая группа, с новейшим зенитно-ракетным комплексом «Панцирь С-1» и ракетным дивизионом «Рубеж».

На Камчатке и Чукотке развернуты бригады надводных кораблей и морской пехоты, а также береговые ракетные батареи. Здесь же базируются 15 АПЛ с баллистическими и крылатыми ракетами. Мне кажется, что цифр вполне достаточно.

Важно упомянуть другое. Ведь после 1991 года на нашем Севере уцелела одна единственная военная база на Новой Земле, потому что там когда-то проводились испытания советского ядерного и термоядерного оружия. Сейчас корпорация «Спецстрой» занимается восстановлением и строительством десятков новых российских баз на наших Северах. Уже построен городок для пограничников на земле Франца-Иосифа. Строятся военные городки на острове земля Александры, на Среднем, Котельном. Создаются, по сути, небольшие городки с жилыми и складскими помещениями, стоянки для современных самолетов Су-34. Здесь же ускоренно создаются специальные боксы для техники. Всего планируется построить 13 таких городков.

За Арктикой необходимо постоянно наблюдать, поэтому сейчас развертывается Единая государственная система освещения надводной, подводной и воздушной обстановки. Для нее готовятся специальные РЛС, которые со временем войдут в многоцелевую космическую систему «Арктика». На острове Новая Земля в Рогачеве сформирован ракетно-зенитный полк С-300, а еще два полка уже перевооружены на более новые С-400 и ЗРК «Панцирь С-1». Увеличивается число береговых ракетных батарей «Бастион» и «Бал». Появились модернизированные противолодочные самолеты Ил-38Н, модернизированные МИГ-31БМ. На Чукотке расположены специальные эскадрильи беспилотников «Орлан-10» и «Форпост», аналогичные подразделения создаются на Кольском полуострове. Строится специальный арктический вариант вертолета Ми-171А2.

Кроме того, строятся новые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. Близка к завершению реконструкция атомного крейсера «Адмирал Нахимов». Крейсер «Маршал Устинов» должен в этом году выйти из ремонта. В интересах пограничников строится серия специальных скоростных патрульных кораблей. Первый из них «Полярная звезда» сейчас заканчивает испытания.

Новым делом для современных российских корабелов стало создание необычных кораблей – военных ледоколов. Такие ледоколы необходимы для снабжения всех тех многочисленных баз и укрепрайонов в Арктике, о которых говорилось выше.

Совсем недавно со стапелей Адмиралтейских верфей Санкт-Петербурга сошел на воду новейший дизель-электроход ледокол «Илья Муромец», непосредственно предназначенный для ВМФ России.

Этот ледокол длиной 84 метра, водоизмещением в 6 тысяч тонн оборудован специальным краном мощностью в 21 тонну. Корабль способен совершать двухмесячные автономные плавания длинной до 9 тысяч миль, то есть по всему Северному морскому пути и обратно. Скорость у него на чистой воде – 15 узлов в час, он способен преодолевать полутораметровые льды. Интересно, что у него две винторулевые колонки, то есть он может плыть боком, да и вообще, корабль построен по самым современным военным технологиям, а уж вооружить его крылатыми ракетами, зенитно-ракетными комплексами и торпедами – вещь уже для корабелов знакомая и привычная. Одновременно с «Ильей Муромцем» со стапелей балтийского завода был спущен на воду крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика». Он так назван в честь своего «предка», когда-то покорившего первым Северный полюс.

По данным открытой печати, в России (конструкторское бюро «Рубин-Север») создаются подводные лодки специального назначения – проекты «Белгород» и «Хабаровск», которые могут стать матками-носительницами беспилотных роботов – суперскоростных подводных торпед-ракет, дальностью действия в несколько тысяч миль.

Активная надежная защита богатств российской Арктики невозможна без надежного военного прикрытия. И, как мы с вами убедились, эта защита постоянно усиливается и совершенствуется.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.