Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 октября 2020
Бей инородцев, и нас поддержат…

Бей инородцев, и нас поддержат…

Из истории албанского сепаратизма
Максим Дубровин
18.08.2006

Принято считать, что на территории автономного края Косово произошел конфликт между албанцами, стремящимися к независимости, и сербами, силой удерживающими этот регион. А весной и летом нынешнего года ряд официальных лиц США и Евросоюза вбросили информацию о необходимости проведения референдума о независимости Косово.

Подавляющее большинство населения Косово – албанцы, главным образом мусульмане, и решение о референдуме будет явно в их пользу. Как известно, США и Евросоюз любят обосновывать свои предложения правами всяческих меньшинств...

#comm#На самом же деле, притесняемая "железной рукой" Белграда автономия косовских албанцев сама никогда не отличалась дружелюбием к представителям других национальностей.#/comm#

Такова, например, ситуация с косовскими адыгами, которые, как и большинство албанцев, исповедуют ислам суннитского толка. 29 мая 1998 года тогдашний президент Республики Адыгея Джеримов направил письма в адрес российского и югославского руководства с просьбой решить проблему переселения на историческую родину косовских адыгов, около 200 человек. Адыги, оказавшись в тяжелых условиях в период конфликта, приняли решение переехать на Кавказ, который их предки покинули в 1860-х годах.

Покинуть Косово местных адыгов вынудили не православные сербы, с которыми адыги воевали еще сто лет назад, находясь на службе у османских султанов, подавляя восстания балканских славян и участвуя в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в балканской войне 1912-1913 годов в составе турецкой армии. Начиная со Второй мировой войны, в которой адыги (или черкесы) приняли участие на стороне югославских партизан-антифашистов, у них сложились теплые отношения с сербами. В начале 1980-х годов адыги, снискавшие доверие центральных властей Югославии, получили официальное разрешение на изучение в школах родного языка. В то же время с албанским руководством Косово отношения не складывались. При устройстве на работу основным критерием профессиональной пригодности стало знание албанского языка, выдвигалось требование изменения национальности с адыгской на албанскую. Сталкиваясь с отказом адыгов от измены национальному самосознанию, албанцы требовали от своих единоверцев-мусульман отъезда в Россию.

#comm#С развалом Югославии, началом боевых действий и обострением сербско-албанских отношений, под молот войны попали и косовские адыги. Их просербская ориентация отозвалась угрозами и шантажом со стороны албанских боевиков. Сербы не оставили своих мусульманских соседей в беде – они дали адыгам оружие.#/comm#

С переходом Косово под контроль ОАК, албанские боевики потребовали от адыгов уплаты налога в пользу своих вооруженных формирований, предъявили претензии на материальное имущество адыгов.

В ответ на просьбы руководства Адыгеи, 3 июля 1998 года правительство России (которое возглавлял в то время Примаков) приняло постановление "О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея". Косовские адыги (181 человек) вернулись на историческую родину.

""Пример косовских адыгов, как мусульман, пострадавших от албанских боевиков, не стал исключением. В это же время, в 1998-1999 годах, произошла массовая миграция в Турцию косовских турок. Турки, несмотря на полутысячелетнее сербско-турецкое противостояние, длившееся от знаменитой Косовской битвы 1389 года до окончания Первой мировой войны, были подвергнуты албанцами преследованиям и дискриминации. В начале 1990-х годов, когда Косовский кризис только разгорался, албанские сепаратисты потребовали от турок поддержать бойкот сербских государственных учреждений и поддержать военные акции ОАК. Турки ответили отказом. Им было что терять в случае присоединения к антисербским силам. Ведь в Югославии легально действовали турецкие политические партии и общественные организации, многие турки учились на факультетах тюркской филологии югославских университетов, дети посещали турецкие школы. В Сербии, которая, по словам многих западных политиков, была нетерпима к нацменьшинствам, издавалась турецкая пресса, телевидение и радио транслировали турецкие передачи, действовали мечети.

А вот с албанцами отношения у турецкого населения не сложились, несмотря на общность религии и культурные заимствования албанцев у турок. С переходом контроля над Косово в руки ОАК, албанские власти края стали проводить в отношении турецкого населения политику дискриминации. Было отменено эфирное время для теле- и радиопередач на турецком языке, в Приштинском университете был закрыт факультет тюркской филологии. В быту косовские турки столкнулись с теми же проблемами, что и адыги. Их не брали на работу, заставляли принимать албанские имена, они сталкивались с языковой дискриминацией в больницах и в магазинах. Сепаратисты разделяют мнение некоторых албанских ученых и публицистов, заявляющих, что косовские турки – всего лишь отуреченные албанцы.

#comm#Кроме косовских адыгов и турок, от рук албанских боевиков из мусульманского неалбанского населения Косово пострадали цыгане (на Балканах цыгане исповедуют ислам), горанцы и боснийцы (последние два этноса – сербы, принявшие ислам).#/comm#

На своих единоверцев-горанцев албанские сепаратисты оказывали особенно сильное давление, запрещая им пользоваться родным сербским языком. Цель была аналогичной случаю с турками – представить этнос подвергшимися сербскому влиянию албанцами.

Беда, принесенная в Косово боевиками ОАК и их политическими лидерами, сплотила в одно целое православных сербов, мусульман-неалбанцев, и даже многих албанцев, не разделявших идеи сепаратистов. Показательно, что в июне-июле 1999 года в православном монастыре Високи Дечаны близ города Печ, охранявшемся военными наблюдателями ООН, нашли убежище от преследований боевиков ОАК сербские и албанские беженцы, 50 цыган, семья горанцев.

…Всё это говорит о лукавстве западных лоббистов албанского сепаратизма, "ратующих" за права национальных, конфессиональных и прочих меньшинств, упоминать которые уважение к читателям не позволяет.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».