Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Бей инородцев, и нас поддержат…

Бей инородцев, и нас поддержат…

Из истории албанского сепаратизма
Максим Дубровин
18.08.2006

Принято считать, что на территории автономного края Косово произошел конфликт между албанцами, стремящимися к независимости, и сербами, силой удерживающими этот регион. А весной и летом нынешнего года ряд официальных лиц США и Евросоюза вбросили информацию о необходимости проведения референдума о независимости Косово.

Подавляющее большинство населения Косово – албанцы, главным образом мусульмане, и решение о референдуме будет явно в их пользу. Как известно, США и Евросоюз любят обосновывать свои предложения правами всяческих меньшинств...

#comm#На самом же деле, притесняемая "железной рукой" Белграда автономия косовских албанцев сама никогда не отличалась дружелюбием к представителям других национальностей.#/comm#

Такова, например, ситуация с косовскими адыгами, которые, как и большинство албанцев, исповедуют ислам суннитского толка. 29 мая 1998 года тогдашний президент Республики Адыгея Джеримов направил письма в адрес российского и югославского руководства с просьбой решить проблему переселения на историческую родину косовских адыгов, около 200 человек. Адыги, оказавшись в тяжелых условиях в период конфликта, приняли решение переехать на Кавказ, который их предки покинули в 1860-х годах.

Покинуть Косово местных адыгов вынудили не православные сербы, с которыми адыги воевали еще сто лет назад, находясь на службе у османских султанов, подавляя восстания балканских славян и участвуя в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в балканской войне 1912-1913 годов в составе турецкой армии. Начиная со Второй мировой войны, в которой адыги (или черкесы) приняли участие на стороне югославских партизан-антифашистов, у них сложились теплые отношения с сербами. В начале 1980-х годов адыги, снискавшие доверие центральных властей Югославии, получили официальное разрешение на изучение в школах родного языка. В то же время с албанским руководством Косово отношения не складывались. При устройстве на работу основным критерием профессиональной пригодности стало знание албанского языка, выдвигалось требование изменения национальности с адыгской на албанскую. Сталкиваясь с отказом адыгов от измены национальному самосознанию, албанцы требовали от своих единоверцев-мусульман отъезда в Россию.

#comm#С развалом Югославии, началом боевых действий и обострением сербско-албанских отношений, под молот войны попали и косовские адыги. Их просербская ориентация отозвалась угрозами и шантажом со стороны албанских боевиков. Сербы не оставили своих мусульманских соседей в беде – они дали адыгам оружие.#/comm#

С переходом Косово под контроль ОАК, албанские боевики потребовали от адыгов уплаты налога в пользу своих вооруженных формирований, предъявили претензии на материальное имущество адыгов.

В ответ на просьбы руководства Адыгеи, 3 июля 1998 года правительство России (которое возглавлял в то время Примаков) приняло постановление "О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея". Косовские адыги (181 человек) вернулись на историческую родину.

""Пример косовских адыгов, как мусульман, пострадавших от албанских боевиков, не стал исключением. В это же время, в 1998-1999 годах, произошла массовая миграция в Турцию косовских турок. Турки, несмотря на полутысячелетнее сербско-турецкое противостояние, длившееся от знаменитой Косовской битвы 1389 года до окончания Первой мировой войны, были подвергнуты албанцами преследованиям и дискриминации. В начале 1990-х годов, когда Косовский кризис только разгорался, албанские сепаратисты потребовали от турок поддержать бойкот сербских государственных учреждений и поддержать военные акции ОАК. Турки ответили отказом. Им было что терять в случае присоединения к антисербским силам. Ведь в Югославии легально действовали турецкие политические партии и общественные организации, многие турки учились на факультетах тюркской филологии югославских университетов, дети посещали турецкие школы. В Сербии, которая, по словам многих западных политиков, была нетерпима к нацменьшинствам, издавалась турецкая пресса, телевидение и радио транслировали турецкие передачи, действовали мечети.

А вот с албанцами отношения у турецкого населения не сложились, несмотря на общность религии и культурные заимствования албанцев у турок. С переходом контроля над Косово в руки ОАК, албанские власти края стали проводить в отношении турецкого населения политику дискриминации. Было отменено эфирное время для теле- и радиопередач на турецком языке, в Приштинском университете был закрыт факультет тюркской филологии. В быту косовские турки столкнулись с теми же проблемами, что и адыги. Их не брали на работу, заставляли принимать албанские имена, они сталкивались с языковой дискриминацией в больницах и в магазинах. Сепаратисты разделяют мнение некоторых албанских ученых и публицистов, заявляющих, что косовские турки – всего лишь отуреченные албанцы.

#comm#Кроме косовских адыгов и турок, от рук албанских боевиков из мусульманского неалбанского населения Косово пострадали цыгане (на Балканах цыгане исповедуют ислам), горанцы и боснийцы (последние два этноса – сербы, принявшие ислам).#/comm#

На своих единоверцев-горанцев албанские сепаратисты оказывали особенно сильное давление, запрещая им пользоваться родным сербским языком. Цель была аналогичной случаю с турками – представить этнос подвергшимися сербскому влиянию албанцами.

Беда, принесенная в Косово боевиками ОАК и их политическими лидерами, сплотила в одно целое православных сербов, мусульман-неалбанцев, и даже многих албанцев, не разделявших идеи сепаратистов. Показательно, что в июне-июле 1999 года в православном монастыре Високи Дечаны близ города Печ, охранявшемся военными наблюдателями ООН, нашли убежище от преследований боевиков ОАК сербские и албанские беженцы, 50 цыган, семья горанцев.

…Всё это говорит о лукавстве западных лоббистов албанского сепаратизма, "ратующих" за права национальных, конфессиональных и прочих меньшинств, упоминать которые уважение к читателям не позволяет.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..