Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 февраля 2021
Антитеррористический ленд-лиз

Антитеррористический ленд-лиз

Опыт Второй мировой войны вполне применим и в современных условиях
Дмитрий Верхотуров
16.03.2016
Антитеррористический ленд-лиз

В последнее время стратегия России в сфере обеспечения своей безопасности претерпела значительные изменения. В отличие от прошлых лет теперь Россия оказывает куда большую военно-техническую помощь другим странам, в рамках борьбы с международным терроризмом. Это хорошо видно на примере Сирии. Осуществляется также поставка стрелкового оружия в Афганистан.

Совсем недавно состоялась официальная передача Афганистану партии из 10 тысяч АК-74 и 2 млн патронов. Груз в Кабульском аэропорту встречал советник президента Афганистана по национальной безопасности Ханиф Атмар в присутствии посла РФ в Афганистане Александра Мантыцкого. Атмар подчеркнул в своем выступлении: «Терроризм — наш общий враг».

Афганские представители выразили большую заинтересованность в получении из России и другого вооружения. Временный поверенный в делах Афганистана в России Ахадзада Абдул Гаюр перечислил, что бы афганская сторона хотела получить: ударные вертолеты Ми-35, БМП и крупнокалиберные пулеметы. Если бы это вооружение появилось у Афганской национальной армии, то это дало бы ей решающее превосходство над боевиками.

Переговоры о поставках вооружения продолжаются, но тут есть некоторые трудности. Обычно экспортные поставки российского вооружения осуществляются на коммерческой основе, иногда платеж оформляется в качестве кредита. Но для Афганистана такая схема будет весьма тяжелой. Страна очень бедная, с крайне ограниченными доходами и сильно зависимая от иностранной финансовой помощи. Закупить даже стрелковое оружие и боеприпасы к нему афганскому правительству трудно. Переданная партия автоматов была поставлена на безвозмездной основе, в дар. Вряд ли можно ожидать, что российская щедрость будет столь велика, чтобы дарить вертолеты или бронетехнику.

Тем не менее, вопрос о формах и методах военно-технической помощи стоит ребром.

В последние годы пробила себе дорогу простая мысль, что с угрозами безопасности со стороны «Талибана» или «Исламского государства» целесообразнее бороться на дальних рубежах, не дожидаясь, пока эти боевики подберутся поближе и вступят на территорию России или стран-членов ОДКБ.

А это требует, в свою очередь, оказания военно-технической помощи третьим странам, которые, в общем, не являются официальными союзниками России и вряд ли ими будут.

На южном направлении такая проблема уже возникла. В 2015 году была весьма высокая вероятность прорыва боевиков, скопившихся на туркмено-афганской границе, на территорию Туркменистана. Конечно, было бы целесообразно оказать Туркменистану помощь, но эта страна не входит в ОДКБ или какой-то другой военный блок, в силу своей политики нейтралитета. Туркменское руководство оценило заботу России и предложение помощи, но во время визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ашхабад в конце января 2016 года отказалось от нее. Отношения заметно потеплели, но принимать российскую помощь туркменская сторона не спешит из опасений подрыва своего нейтрального статуса. Примерно таким же образом дело обстоит и с Афганистаном.

Таким образом, проблема в настоящий момент заключается в том, что у России нет формы оказания военно-технической помощи, которая была бы политически нейтральной и не затрагивала вопросы политической ориентации той или иной страны.

Между тем такая форма есть, и ее можно реализовать в обновленной форме. Это хорошо известный по истории Второй мировой войне ленд-лиз: оказание помощи стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Эта форма помощи союзникам по антигитлеровской коалиции сыграла большую роль в войне, в рамках этой программы США поставили союзникам материалов и вооружения на 50,1 млрд долларов. СССР получил по ленд-лизу 22,1 тысяч самолетов, 12,7 тысяч танков, 375,8 тысяч грузовых автомобилей, другое вооружение, промышленное оборудование, продовольственное и промышленное сырье, одежду и обувь.

По условиям ленд-лиза вооружение и материалы, израсходованные или уничтоженные в ходе боевых действий, не оплачивались. Оставшаяся после войны техника могла быть возвращена в США.

Имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования для гражданских нужд, оплачивалось полностью или частично за счет предоставленных США кредитов. СССР и Россия выплатили за ленд-лиз 722 млн долларов в ценах военного времени, платежи были погашены в 2006 году.

Ленд-лиз осуществляли не только США, но и другие страны коалиции. Например, Канада оказала большую помощь Великобритании. Существовал и обратный ленд-лиз, то есть поставки и оказание услуг в адрес США. Эта форма помощи позволила консолидировать экономический потенциал стран антигитлеровской коалиции в целях победы над Германией и Японией.

В наши дни, когда борьба с международным терроризмом стала одной из важных проблем, можно реализовать ту же самую идею с некоторыми поправками на современные обстоятельства. Так, Россия может оказывать подобную военно-техническую помощь тем странам, которые уже ведут войну с террористическими организациями и остро нуждаются в снабжении своих армий. Каким образом это можно было бы сделать?

Во-первых, на основе коллективного решения ОДКБ и с участием всех стран-членов этой организации, а также, возможно, на основе резолюции и мандата Совета Безопасности ООН. ОДКБ может предложить какой-либо стране принять помощь, либо же принять и рассмотреть заявку на оказание такого рода помощи.

Мотив решения об оказании помощи тут очевиден: руководство ОДКБ рассмотрело ситуацию, определило, что некоторая страна, не входящая в ОДКБ, имеет большое значение для выполнения задач организации, и потому ей целесообразно оказать помощь в определенном объеме. Поставки осуществляются на основании особого договора, в котором четко определяются цели помощи, условия поставок и требования к использованию переданного имущества, вооружения и техники. Это снимет большую часть политических проблем.

Во-вторых, в номенклатуру поставок нужно включить то, что наиболее всего необходимо армии для ведения боевых действий: стрелковое оружие и боеприпасы, крупнокалиберные пулеметы, минометы и станковые гранатометы, артиллерийские орудия, БТР и БМП, танки, ударные вертолеты, а также боеприпасы и запчасти к ним. В номенклатуру поставок стоит также включить грузовые автомобили, средства связи и разведки, армейское и санитарное имущество, оборудование госпиталей, медикаменты и перевязочные материалы, обмундирование и обувь (особенно, зимнее), нефтепродукты, продовольствие (готовые пайки, консервы, мука). Страны, которые более всего нуждаются в такой помощи, например Афганистан, обладают весьма многочисленными силами, но испытывают сильный дефицит оружия, боеприпасов и снабжения, что и сковывает их действия против малочисленных отрядов боевиков. Особо ощутим дефицит патронов. Потребности действующих частей афганской армии на месяц проведения зачисток можно оценить в 22,5 млн патронов, то есть на год нужно 270 млн. Боеприпасы, переданные Россией в феврале 2016 года, покрывают эти потребности в ничтожно малой степени.

В-третьих, израсходованное или уничтоженное в ходе боевых действий имущество и техника не оплачивается или оплачивается частично (к примеру, 10% от стоимости). Материалы, использованные для гражданских нужд, а также вооружение и техника, остающиеся в стране-получателе помощи после завершения войны, оплачиваются с известной рассрочкой. Страна-получатель должна отчитаться о расходовании полученной помощи, передать то, что осталось ненужным, и оплатить то, что остается в стране после завершения боевых действий.

Этот формат помощи особо подошел бы для Афганистана. Поскольку это бедная страна с крайне ограниченными источниками денежных доходов, целесообразнее ввести оплату поставок товарами и продукцией, которые могут быть произведены в Афганистане: нефть и природный газ, сельскохозяйственная продукция, минеральное сырье.

Эти товары могут передаваться специально назначенному органу и продаваться с аукциона с зачислением выручки в государственные бюджеты стран-членов ОДКБ.

Однако военно-техническая помощь все же не должна превращаться в извлечение прибыли. Необходимость разгрома террористических организаций должна быть выше коммерческой выгоды.

Ведь Россия, сотрудничая с мирным Афганистаном, может получить куда больше экономической выгоды и прибыли, чем от любых поставок вооружения и военной техники на коммерческой основе. К тому же прежняя модель поставок вооружений в кредит часто приводит к образованию огромного и непосильного внешнего долга, который нет возможности погасить, и со временем его приходится списывать. В 2010 году Россия списала афганский долг на 12 млрд долларов за вооружение и технику, поставленную еще СССР.

Коль скоро ликвидация террористических организаций стала важной военно-политической проблемой, то надо и вопрос оказания помощи тем странам, которые уже ведут с террористами войну, поставить всерьез. Помощь должна быть такой, чтобы военная победа была реально достижимой, а не просто благим пожеланием.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Петр Петрович
24.04.2016 23:16
Антитеррористический ленд-лиз идея на первый взгляд неплохая. Но! Такой ленд-лиз целесообразен только в страны с жесткой государственной дисциплиной. Иначе результат будет плачевен - ни оружия, ни положительного результата.
Наталья
19.03.2016 21:48
Считаю предыдущие комментарии недальновидными, по принципу "своя рубашка ближе к телу" или "моя хата с краю". Автор прав: "... военно-техническая помощь не должна превращаться в извлечение прибыли. Необходимость разгрома террористических организаций должна быть выше коммерческой выгоды". А то мы так далеко зайдём. Уже звучали слова, что мол присоединение Новороссии экономически невыгодно для России. Это высказывания не русских людей, а тех, кто прячется за имя "россияне" и привык из всего извлекать выгоду.
Никитос
17.03.2016 22:58
Интересно, нашему бюджету что-нибудь перепало от поставки в Афганистан штурмгеверов Калашникова или это жест доброй воли за счёт российских налогоплательщиков? Да и зачем Афганской армии столько оружия?  У них же ещё с Советских времён должны были остаться и танки и самолёты. К тому же Афганистан сфера интересов США, так пусть они и поставляют туда свои карабины и геликоптеры. Тем более, что они там закапывались в базы и окопы, как французы в ПМВ.
советы постороннего
16.03.2016 18:26
Уже давно закончились выданные ранее лицензии на производство различных модификаций автоматического оружия под маркой АК.Тем не менее,бывшие"соцстраны" и другие,как сейчас принято называть- партнеры,за эти годы произвели столько  этих автоматов и с успехом проданных,разумеется не за деревянные рубли.Только вот  наши ничего не получили и не получают,просто молчат в тряпочку.Миллиарды зеленых получают другие.Что касается  афганцев,им и семнадцатые модели сгодятся для горной местности.лучше уж все дружно поможем гуманитаркой,нам не привыкать!

Эксклюзив
20.02.2021
Валерий Панов
Центральный музей Вооруженных сил РФ может быть выведен из Москвы.
Фоторепортаж
26.02.2021
Подготовила Мария Максимова
В Москве проходит один из крупнейших в мире фестивалей природной фотографии.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».