Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 января 2020
А Ташкент против

А Ташкент против

Леонид Ивашов
04.08.2005

Об авторе: Леонид Ивашов, генерал-полковник, вице-президент Академии геополитических проблем

Официальный Ташкент уведомил американскую администрацию о необходимости вывода в течение 180 суток военной базы США с территории Узбекистана. Сознавая соотношение военно-экономических и политических потенциалов двух стран (оно, конечно, далеко не в пользу Узбекистана), можно сделать вывод, что произошло нечто весьма серьезное в отношениях Вашингтона и Ташкента, побудившее Ислама Каримова пойти на столь решительный шаг, как выдворение из страны американских военных.

Что же это могло быть?

Думаю, ничего необычного в решении узбекского президента нет. Просто США реализуют по миру и, прежде всего, на постсоветском пространстве стратегию замены нынешних режимов на «демократические», читай — на проамериканские. Этого, например, неистово добивалась Мадлен Олбрайт в Югославии, Дональд Рамсфельд и Пол Вулфовиц в Ираке. Об этом же прямолинейно в 2003 г. заявлял Ричард Перл, тогдашний руководитель группы советников при Джордже Буше, кроме того, намекая, что замене подлежат не только противные Соединенным Штатам режимы, но и даже главы государств из числа союзников. Так случилось с Эдуардом Шеварднадзе и Леонидом Кучмой, а ранее с Борисом Ельциным.

При этом характерна одна тенденция: более легко исчезают с политической арены наиболее послушные Вашингтону президенты. И.Каримов как раз не из таких. Скорее он относится к когорте политиков, сопротивляющихся внешнему вмешательству во внутренние дела, стремящихся к максимальной степени независимости. Сопротивляется Александр Лукашенко, сопротивляется американскому диктату Куба во главе с Фиделем Кастро, Венесуэла с Уго Чавесом, Иран, Сирия, старая Европа и т.д. Развернул настоящую национально-освободительную войну иракский народ, избрали свой сценарий смены режима кыргызстанцы. Ташкент сделал правильные выводы из андижанских событий. При всей сложности внутриполитической и социально-экономической ситуации в Узбекистане налицо «уши» внешних сил, координация действий со стороны иностранных спецслужб и прежде всего ЦРУ США.

По имеющейся у нас информации именно под руководством представителей этого ведомства 6 и 20 марта 2005 г. на территории Пакистана состоялись штабные совещания лидеров радикальных центрально-азиатских организаций, где и определялся сценарий андижанских событий. В них участвовали и представители наркокартелей, они же финансировали операцию.

Наверняка Каримову все это известно, как известно и многое тайное в деятельности сотрудников авиабазы Ханабад и американского посольства.

Важно также, что президент Узбекистана выполняет решение Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), демонстрирует суверенитет и независимость своей республики и препятствует иностранному вмешательству во внутренние дела своего государства. Кроме того, он подает пример другим странам Содружества и мира в проведении самостоятельной внешней и внутренней политики.

Вернемся к соотношению потенциалов могущества США и Узбекистана: способен ли Ташкент выдержать ответ американцев? А ответят они, можно не сомневаться, мощно. Видятся следующие возможные направления американского давления:

— усиление вмешательства во внутриузбекские дела и открытая поддержка оппозиции,

— организация терактов и вооруженных выступлений,

— дискредитация режима И.Каримова и попытка его международной изоляции,

— финансово-экономическое давление (эмбарго, требование возврата кредитов, арест счетов),

— активизация правозащитных и демократических неправительственных организаций.

Выстоять и реализовать свои требования Ташкент может только в случае поддержки его позиции со стороны Москвы, Пекина, Исламабада, Тегерана, Астаны и других столиц, не желающих ходить перед Вашингтоном по струнке.

И конечно, важнейшим фактором политической устойчивости команды И.Каримова есть и будет оставаться социально-экономическая ситуация в республике. От нее прямо будет зависеть поддержка или неприятие населением любых внешнеполитических инициатив президента Республики Узбекистан.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
26.01.2020
Велислава Дырева
«Америка победила Гитлера, Россия только помогала…»?
Фоторепортаж
28.01.2020
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее проходит выставка, посвященная свадебным церемониям.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».