Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
«Альбионовы дети»

«Альбионовы дети»

По мнению экспертов, сегодняшняя Великобритания – худшее место для воспитания детей.
Андрей Терентьев
05.04.2010
 «Альбионовы дети»

Авторитет британской школы «сдулся»: именно к такому выводу пришла группа экспертов из банка HSBC, опросивших 3100 иностранцев, работающих в США, ОАЭ, Гонконге, Австралии, Сингапуре и Англии. Но российская «элита» в это верить не хочет.

Впрочем, если бы эксперты поинтересовались мнением «новых русских», из кожи вон лезущих для того, чтобы «обританиться», и за «крутые» деньги пристраивающих своих чад учиться в школы, колледжи и университеты Англии, Шотландии и Уэльса, то картина опроса была бы иной.

Во-первых, потому что российские «толстые кошельки», совершенно некритично относящиеся к британской действительности, просто без ума от всего, что окружает их на Альбионе. Во-вторых, потому что количество этих некритичных «новых русских» в последние 15 лет уже зашкаливает за все мыслимые пределы, ибо обучение ребенка в Англии стало козырной «фишкой» в демонстрации своих финансовых возможностей, то бишь – жизненного успеха.

Мнение этой массы русских нуворишей задавило бы мнение критичных голландцев, канадцев, французов и «прочих шведов», которые потихоньку приходят в ужас от уровня образования и воспитания в учебных заведениях Соединенного Королевства.

Только за 2009-й, «кризисный» год, по данным конторы «Oxfordcrown», специализирующейся на отправке российских детей на учебу в Англию, поток детей и подростков туда вырос не меньше, чем на 30%.

Если раньше российские клиенты подобных компаний привередливо «копались» в списке британских учебных заведений и норовили выбирать «покруче», то теперь (кризис!) согласны на менее амбициозные варианты. А это значит, что ими становятся востребованы и те школы и колледжи, которые вполне можно отнести к разряду «середнячков», уступающих по качеству образования лучшим школам Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Тюмени, Саратова, Новосибирска, многих других российских городов.

Но к лучшим российским школам российские «рокфеллеры» и их обросшая жирком челядь внимания не проявляют – это же не британские «фишки»!

Для наших «новых англоманов» британская система образования впереди планеты всей даже тогда, когда посредственная школа расположена в каком-нибудь глухом захолустье, в пяти сотнях километров от Лондона. Все равно: британское – значит отличное!.

Поразительно, но российские «толстосумы», кажется, даже не задумываются о том, что волнует других иностранцев, критически настроенных к британской системе образования.

Например, о том, что в британских школах к иностранным ученикам, особенно – на первых порах относятся недружелюбно. Об этом говорили многие респонденты во время опроса, проведенного HSBC: юные «коренные британцы» воспринимают сегодня «чужих» (несмотря на всевозможные разглагольствования о хваленой британской толерантности) весьма прохладно.

О том, как российские дети чувствуют себя в этой обстановке, информации немного, ею никто из родителей по целому ряду причин делиться просто не хочет. Прежде всего, потому, что, увы, проблема психологической комфортности детей, видимо, ничто по сравнению с амбициями пап и мам, уверенных, что они отправляют своих чад прямо в рай. В ход идут демагогические рассуждения о преимуществах «мультикультурного воспитания», о том, что «мультикультарная интеграция», якобы, мейн-стрим современной педагогики и жизни вообще.

Увы, как показывает тот же британский опыт – это далеко не так. Попадая в школы, где существуют большие диаспоры выходцев из других стран (Индии, Египта, Саудовской Аравии, Нигерии или Пакистана), российские дети зачастую становятся объектом прессинга со стороны этих учащихся, хорошо спаянных земляческими отношениями. Сюда же можно приплюсовать неважное знание (а то и – незнание) английского языка на начальном этапе обучения и родительский контроль, который часто превращается в битву за победу родительских амбиций. Суммарно для ребенка получается приличная встряска.

Испытав подобный стресс, дети часто замыкаются, перестают общаться с одноклассниками, ограничивая свой мир домом и виртуальным миром интернета.

Это подтверждают и результаты опроса HSBC, с которого мы начали наш рассказ. Очень многие респонденты утверждали, что после переезда в Великобританию их дети стали более замкнутыми.

Треть родителей сообщили, что их отпрыски предпочитают прогулкам и играм со сверстниками сидение у телевизора, а еще 27% респондентов заметили, что их чада начали тратить очень много своего время на видеоигры или просмотр «мультиков».

«Мультикультурная интеграция» откладывается: межличностные, межкультурные проблемы и конфликты приводят к отчуждению ребенка от школы, несмотря на ее длинную родословную и бешеную цену, выкладываемую родителями за год пребывания в ней. Ситуация усугубляется в том случае, если ребенок (подросток) живет не с родителями, а в интернате. В этом случае стрессовая ситуация зачастую не отпускает его чуть ли не круглые сутки.

Кроме того, родители – участники опроса считают, что проживание в Англии вредно для здоровья ребенка. Почти половина из них (47%) утверждают, что их дети стали есть больше низкокачественного фастфуда, чем на родине. Это объяснимо: стоит только вспомнить, например, французы или итальянцы вечно иронизируют по поводу английской кухни в том смысле, что «нет английской кухни, есть просто еда». Отчасти – это верно, а потому «интернациональный» фастфуд легко завоевал позиции в британском общепите. Да и дешев он в отличие от более солидных «точек питания».

Часто употребление фастфуда становится стилем жизни, и после этого заставить ребенка нормально питаться - большая проблема для родителей и воспитателей. «Фастфудная» мода приводит к серьезным нарушениям здоровья, последствия которых могут носить как сиюминутный, так и «отложенный» характер.

Теперь – о качестве образования и воспитания в самих учебных заведениях. По данным группы «EA World», проводившей обследование британских школ и колледжей в 2008 г., уровень учебных знаний и умений детей и подростков на выходе из учебных заведений резко упал по сравнению с 1998 годом. В этом, полагают эксперты, во многом повинна именно та самая «мультикультурная среда» (то есть наличие в школах большого числа эмигрантов), поскольку британские преподаватели вынуждены подстраиваться к среднему, а не способному ученику, и темп обучения волей-неволей падает.

Оттого так мало британских школьников становятся победителями международных предметных олимпиад, где давно и постоянно лидируют школьники из России, Китая, Ирана и Франции.

Но все сказанное о британской школе и положению в ней российских детей – важно, но не главное. Главным же является то, что за время обучения дети состоятельных россиян просто отвыкают от своей исторической родины.

Они перестают позиционировать себя как россияне. Проблемы в Отечестве их волнуют куда как меньше, нежели финал осенних скачек в графстве, где расположена школа, или итоги Уимблдона.

Более того, многие со временем вообще перестают связывать свое будущее с Россией: у родителей есть деньги оплатить их университетское образование в Британии, а это подразумевает карьеру далеко от российских просторов. «Альбионовы дети» становятся для России потерянными…

Нынешняя англомания российской элиты, ее недоверие к отечественной системе образования является отчасти и причиной постоянной критики системы образования страны. А отсюда – всякие и всяческие прожекты ее «модернизации» и «улучшения».

Такое впечатление, что в среде нашей элиты забыли: половина обитателей «Силиконовой долины» в США – выпускники советских школ и вузов. Многие лучшие физики и математики, работающие сегодня в университетах Франции, США, Германии – наши люди. Все они – выпестованы нашей системой образования.

И когда президент России ведет речь о создании русской «Силиконовой долины» в подмосковном Сколково, невольно задаешься вопросом: а кто там будет работать? «Альбионовы дети» уж точно в Сколково не поедут.

Да и кому они там будут нужны, если даже эксперты банка HSBC заявляют о Британии как о худшем месте для обучения и воспитания детей.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.