Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Побиение Фурсенко академиками

Побиение Фурсенко академиками

Александр Горбунов
05.04.2007

Известно, что при входе в академию древнегреческого философа Платона было написано: "Не знающий арифметики, да не войдет сюда". Знает ли арифметику министр образования и науки Фурсенко? По- видимому, какие-то азы, предусмотренные Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), ему знакомы. Особенно операции деления и сокращения. А вот до уровня "коллеги" Платона - знаменитого геометра Евклида наш министр явно не дорос. Пространственное, а тем более абстрактно-образное мышление, ему, похоже, не слишком присуще.

Иначе сквозь примитивную подборку унифицированных текстов и трескучую фразеологию ("бакалавриат", "магистратура", "дистантное обучение", "болонский процесс") он сумел бы разобрать как кризисные явления, так и перспективы. А они у отечественной науки и образования, конечно же, есть.

Однако, упрямый настрой реформатора ("до основанья, а затем") делает их все более туманными. В эти дни мы становимся свидетелями захватывающего зрелища. Реформаторская коса, долго и радостно избавлявшая общество от образовательно-научных ростков, наткнулась не на камень, но на крупное, жизнеспособное и твердое древо. Называется оно Российская Академия наук. За 300 лет РАН стяжала немалую славу. Под ее кроной выросли и окрепли многие таланты.

Никто не собирается говорить, что в Академии не накопилось проблем. Но обсуждать их на том уровне, какой предлагает Фурсенко, конечно же, ниже достоинства академиков. Например, недавно он заявил: "Многие из них получают деньги, хотя за последние несколько лет не опубликовали ни одной заинтересовавшей научное сообщество статьи".#!# Мало того, что былые заслуги (порой великие) с точки зрения министра никакой ценностью не обладают. Нет и внятного оценочного критерия производимого наукой сейчас! Кто определяет заинтересованность, состав упомянутого "научного сообщества"?

Суть, конечно, не в оплате труда академиков. Хотя и в ней тоже. Избавиться от слишком затратных "ученых стариков" - лишь одна сторона процесса. Все дело в том, что это не просто старики, а люди с большими, нередко мировыми именами, имеющие статус неприкосновенности и часто недевальвированный авторитет в обществе. Ну а отношение многих академиков и членов-корреспондентов РАН к происходящему в духовной сфере, экономике и демографии страны давно известно. Достаточно вспомнить имена Львова, Глазьева, Осипова, Алферова. Ясно, что одной из целей преобразований будет такая "ротация" состава, когда большинство из названных будет изгнано на почетную пенсию. Разумеется, с лишением статусности, материального и информационного ресурса.

Превратить РАН в некое клубное собрание под надзором "наблюдательного совета" - смысл предложений правительства. Плюс назначение руководителя по согласованию с президентом. Плюс реорганизация (сокращение-уничтожение) многих подведомственных институтов. То, что за этим стоит банальное желание переделить завидную недвижимость, вроде как даже и не скрывают. То, что фундаментальная наука будет добита, тоже воспринимается как данность – мол, туда ей и дорога.

Тем временем в подмосковных (и не только) полуразгромленных наукоградах, в институтах РАН до сих пор трудятся молодые талантливые ученые. Они получают зарплату в 5-6 тысяч рублей и созидают. Созидают науку. И наше будущее. Просто у них есть место, где возможен подобный созидательный труд. Конечно, зарплата недопустимо маленькая. Государство наплевало на них и на их нужды. Вот об этом бы и подумать Фурсенко. Встретиться с академиками. Обсудить. Выработать оптимальные схемы финансирования.

Но нашему образовательному и экономическому начальству, должно быть, милее иная картина. А именно – Силиконовая долина, что в США, где на американскую державу с полной самоотдачей работают 200 тысяч наших соотечественников. Ну не нужны они здесь и все! И Академия не нужна как таковая. Ведь если бы стояла задача ее эффективного реформирования, то разговор должен был бы начаться именно с проблем начинающих ученых, поступающих на работу в институты и подразделения РАН. Расчистить излишние бюрократические наслоения, сделать более эффективными внутринаучные каналы движения кадров и информации. Пожалуй, с этим бы мало кто стал спорить. Потому что спорить здесь трудно. Потому что выглядеть будешь глупо.

Но разве в центре внимания - будущий Курчатов или Королев с зарплатой в 150-200 евро и полным отсутствием каких бы то ни было перспектив иметь собственный не дом даже, а просто угол? На повестке дня - политический, структурный и финансовый разгром одной из старейших организаций страны. Наверное, единственной, которая сохраняла некоторую независимость даже при большевизме.

Но мы ведь не Англия какая-нибудь. Нам ведь традиции не нужны. Кстати, парадокс времени состоит в том, что отец самого Фурсенко не чужд академической среды. То есть он академик. Не знаю, как вы, читатель, а я не склонен слишком доверять людям, ломающим отцовские традиции. Если, конечно, они не пророки или не святые. Однако, на министре пророческой печати пока ну никак не просматривается.

Академики на своем собрании сделали то, на что, как думали либерал-реформаторы, они уже не способны. А именно - сплотились, забыв все внутренние конфликты, естественные в таком коллективе деления на группировки, антипатии и симпатии. И фактически единогласно (при одном воздержавшемся) приняли новый Устав. Теперь правительство вынуждено либо согласиться и признать свое поражение, либо продолжить наступление на РАН. Правда, уже при помощи силовых или провокационных методов.

Как это будет выглядеть в глазах мирового сообщества и на фоне обострения социально-политической обстановки - реформаторы предпочитают не думать. А может быть, кое-кто из них и думает, и осмысленно предлагает шаги, ведущие к дискредитации и ослаблению государственной власти?

Также приходят нелучшие времена для высшей и средней школы. Казалось, ничего худшего, чем при Ельцине система образования испытать не может. Но когда выяснилось, что недостаточное финансирование не способно убить наши школы и ВУЗы, было решено применить новые методы. "Укрупнить" неперспективные (то есть закрыть школы в деревнях). Укрупнить классы в самих школах. Таков смысл последней инициативы Д. Медведева – чем больше учеников, тем больше зарплата. Значит, будет меньше учителей, а оставшиеся начнут ненавидеть друг друга... Наверно, станут переманивать в свои классы детей. Превратятся в клоунов.

Кроме того, от Фурсенко исходит "потрясающая" инициатива закрыть большое количество "никому не нужных" педагогических ВУЗов. Даром, что за десятилетия во многих из них создана серьезнейшая научно-педагогическая база. Они готовы вовсе не к закрытию, а к возможному перепрофилированию в соответствии с требованиями времени. При этом как-то стыдливо замалчивается проблема коммерческих учебных заведений, расплодишихся в неимоверном количестве. Загадочным образом получающих аккредитацию в… Министерстве образования и науки.

Студенты занимаются в помещениях бывших цехов, складов, наспех отремонтированных зданий. Преподавание слабое. Посещаемость отсутствует. А главное, никаких требований – ведь они же платят деньги! Увы, именно так, а не по-заграничному (платишь-не платишь, а учиться обязан) мыслят наши коммерсанты от образования. Зато здесь, как правило, выдают диплом государственного образца. Не несущий в себе ничего, кроме дополнительной компрометации государственных символов, которыми украшены его обложка и круглые красивые печати.

Итак, педагогические не нужны, коммерческие нужны. И что с того, что в губерниях больше половины выпускников педвузов идут работать в школу?

Там, где останутся государственные университеты, количество бесплатных отделений станет чисто символическим. Под видом государственных начнут функционировать образовательные учреждения коммерческого типа, которые вскоре приватизируют. Наибольшую популярность (по причине сравнительной материальной доступности) среди молодежи завоюет так называемый "бакалавриат" - усеченная модель образования. Подготовка менеджеров низшего и среднего звена. За более высоким уровнем элита станет ездить в Оксфорд и Сорбонну. А не элите он и не нужен. Таковы черты вузовской реформы.

Не стоит только забывать еще об одном излюбленном детище "обновленцев" от науки – "Болонском процессе". Согласно болонской конвенции, кроме прочего, у нас может быть ликвидирована ученая степень "доктор наук". Следовательно сломана система воспитания пристойного ученого сообщества и профессорско-преподавательского состава. Повсюду наряду с настоящими обладателями ученых степеней будут ходить самозванцы неизвестно где и как купившие кандидатскую диссертацию и козыряющие "докторским званием". Степень грядущего унижения настоящих докторов трудно себе представить. Все научные школы будут окончательно деморализованы и добиты.

За последние десятилетия у нас еще не было столь "дальновидного", "тактичного", "полезного", "понимающего", "грамотного" министра образования (и науки). Что, учитывая разрушительность "эпохи перемен", само по себе удивительно. Возможно, недавняя решимость академиков обозначит один из первых рубежей сопротивления общества деструктивным реформам. Ведь "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов земля российская рождать". Платон – прозвище основателя первой академии. Означает оно "широкий, мощный, сильный". Сегодня РАН должна устоять. И не только ради себя самой.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.