Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Как вернуть праздник

Как вернуть праздник

Александр Горбунов
09.01.2007

Десятидневный выходной для многих стал поводом к нескончаемому застолью. Для кого-то возможностью поездки. Третьим предоставил шанс сближающего общения. К счастью, уже весьма многие считают главным праздником января Рождество и, встретив вместе со всеми общемировой Новый год, используют несколько свободных дней для предрождественских размышлений. А кто-то и присоединяется к церковным людям, строго соблюдающим пост.

Из сказанного видно, что даже относительно благополучные граждане в эти дни живут в разных системах восприятия. Точнее, они самостоятельно избирают себе индивидуальный смысл существования. А что же с той огромной долей населения, которая представлена нищими? Для них и праздничный стол, и общение дальше маргинального круга, и уж тем более путешествие - заказаны. Да и послание патриарха вряд ли тронет сердца обездоленных, потому что они не евангельские нищие духом, но ограбленные либеральными реформами вынужденные нищие.

Кроме того, довольно значительная часть общества по-прежнему исповедует советско-коммунистические идеалы. И мир эти люди воспринимают по-своему. Как по-своему воспринимают его и носители либерально-западнических взглядов. Которые, в свою очередь, также разделены на честных, патриотически настроенных демократов (без кавычек) и тех, кто дошел в своей русофобии и предательском разрушительстве до наглой откровенности хама.#!#

Переходя от социальной и идеологической разделенности к религиозной, заметим, что даже внутри наиболее многочисленной группы верующих – православных христиан – существуют важные различия. Это разница как в степени принятия самого христианства, так и вовлечения в церковную жизнь. "Скорость" приближения к Богу разных возрастов, полов, социальных групп и даже регионов России не совпадают. Причем, порой на порядки. Не менее важно и то, что среди верующих идут активные дискуссии по поводу интерпретации вопросов веры, истории, отношений церкви и государства и т.п.

Рядом с этим неоднородным большинством (70 процентов населения, согласно последнему опросу социологической службы Левады) находятся численно растущие российские мусульмане. На самом деле также очень неоднородные. Кого-то из них вполне устраивает возможность налаживания семейного быта в рамках светского государства, а кто-то видит себя в роли исламизатора России, а еще хуже моджахедом, взрывающим "страну неверных".

Все это не говоря о поборниках многочисленных сект и околорелигиозных учений, исчисляемых сотнями тысяч, а по некоторым оценкам миллионами. Каждый их них, хочет он того или нет, носитель ограниченной и чаще всего несовместимой с иными духовной доктрины. Человек из общества сознания Кришны никогда не будет праздновать Рождество, потому что у него другие праздники. Да и Новый год он будет отмечать совсем по-другому, чем его соседи, в большинстве своем находящиеся на долгом пути из советской в православную ментальность.

По сути, "неуточненность" январских праздников лишь отражает размытость и неопределенность нашего социального бытия. В не столь давнем прошлом Новый год, отмечавшийся радостно, дружно и повсеместно, выражал определенные и конкретные смыслы жизни в советском государстве. В конце декабря подводились итоги созданного державой и строились оптимистичные планы на будущее. На уровне отдельных семей эти итоги массово воплощались в получение квартир, в небольшой, но все же рост заработных плат, в переход новых поколений на более высокие социальные ступени. На уровне корпоративных структур отмечали выполнение и получение крупных государственных заказов и получение, введение в строй передовой техники, научные открытия, успехи в области искусства, образования и здравоохранения. Семье рабочего, получившего новую квартиру, чей сын или дочь заканчивали институт в столице, было чему порадоваться под бой кремлевских курантов. А так как подобные микроизменения происходили повсеместно, они складывались в единое настроение. Конечно же, со всеми издержками (тот же пресловутый дефицит), разъедавшими советский смысл.

Однако теперь, когда сыну того же рабочего, выросшего, допустим, в инженера не составляет труда найти продукты для праздничного стола (они продаются в магазине за углом) обоснований для радости поубавилось. Купить деликатесы ему не по силам – зарплата скромна. Глава семьи, скорее всего, с тревогой осознает, что собственным жильем его дети не обзавелись и обзавестись не смогут. Его жена сблизилась с крепко верующей подругой, постится и в празднестве не участвует. Сын, как это часто теперь бывает, не смог найти себя в новых реалиях и пристрастился к выпивке (слава Богу не стал наркоманом, как многие из их двора!). Правда вот, красавица дочь вышла замуж за успешного предринимателя, но они уехали отдыхать за границу. Детей они с мужем пока иметь не хотят.

Разумеется, вопрос для миллионов подобных семей состоит вовсе не в том, чтобы урегулировать клоунский идиотизм праздничных дат и ввести, например, новоюлианский стиль, согласно которому греки отмечают Рождество вместе с католиками и протестантами. "Провисание" создают не парадоксы календаря, а отсутствие общегосударственного смысла. После появления которого в школы придут "Основы православной культуры", в экономику - деньги из стабфонда, в учреждения и ведомства - выполение своих функций вместо мздоимства, к детям - детство вместо раннего растления, в армию и коммунальную сферу - новейшая техника.

И лишь после этих значимых подвижек люди сами выявят объединяющий праздничный смысл. Очевидно, что тот же Новый год как был так и останется общегосударственным. Только в него войдет деловая, бодрая забота вместо пьянства и дурацких телешоу, пережевывающих старые песенки. Он станет точкой замера сделанного, моментом поощрения лучших, осмысленным заглядыванием в будущее. И никаких десяти дней всеобщего безделья не понадобится. Хватит и одного, как и было. Бокал шампанского не слишком нарушит пост. Ну а Рождество для православного большинства приобретет подлинно центральный смыл. И небольшие рождественкие каникулы после него никому (особенно детям) в середине зимы не помешают.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.