Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

24 сентября 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Избирательная кампания по выборам президента подходит к концу. Следующая моя статья в «Столетии» появится уже после голосования в первом туре – на следующий день, когда будет завершаться подсчет голосов. Так случилось, что в ходе кампании я был приглашен одним из претендентов на президентский пост в качестве сначала кандидата в будущую правящую команду, а затем и доверенного лица. Интересно, что руководитель организации, под эгидой которой выходит «Столетие», также является доверенным лицом – другого кандидата в президенты. Значит, полный плюрализм? К сожалению, на телевидении и на основных радиоканалах (включая FM-диапазон) ничего подобного мы не наблюдаем…
27.02

Уже в нескольких комментариях на мои статьи на разных сайтах звучит один и тот же мотив: «Поставить под полный национальный контроль Центробанк? Так это же война! Вон Венгрия – только попыталась, и как ей сразу руки выкрутили…». Что ж, венгров уважаю – попытались противостоять. Не выходит – понятно: ресурсов для сопротивления маловато. Ведь главная угроза для Венгрии, обратили внимание, какая? Правильно: ЕС кредитов не дает. Плюс ЕС же рынок сбыта венгерских товаров дополнительно сожмет – продать будет нечего и некому (ЕС - кругом), а выходов к морям у венгров нет. Бедные венгры… Но как это можно сравнивать с Россией?
20.02

Накопилось множество вопросов, и так как они содержательны, эту статью я построил как ответы на них. Объем статьи на этот раз мне удалось уложить ответы лишь на три вопроса: о Центральном банке, о законности «кредитно-залоговых аукционов» и о сравнении экономических программ кандидатов Владимира Путина и Геннадия Зюганова.
13.02

Есть несколько тем для обсуждения. Первая – конечно, прошедшие в минувшую субботу, несмотря на мороз, многочисленные шествия и митинги. Вторая – настоятельное требование к нам от просвещенной Европы во что бы то ни стало зарегистрировать Явлинского кандидатом в президенты. Третья, в продолжение предшествующей статьи – об экономической программе. И тема четвертая, возникшая как реакция на «парад будущих кабинетов» - что и почему сейчас предлагается, и насколько это обдуманно.
06.02

Что в мире? Очередной Давос, в котором единственная сенсация – отсутствие китайской делегации. И дальнейшее давление «мирового сообщества» на Иран и Сирию. У нас – избирательная кампания. Тактика ее уже более или менее понятна. А именно: во-первых, резкое как будто расширение информационного поля. На экранах вдруг появились фигуры «несистемной» оппозиции, возникли дебаты и дискуссии с участием новых-старых лиц. И, во-вторых, параллельно с этим – изобилие тщательно выстроенных даже не телепередач, а неких саг, сказаний о великих деяниях тех, чьи фигуры, на фоне некоей предвыборной суеты претендентов, должны выглядеть абсолютно убедительно, исторически обоснованно и, без преувеличения, монументально.
31.01

На что обратили внимание наши граждане на прошедшей неделе? На крушение самого большого и шикарного круизного лайнера в Европе у берегов Италии? Или на теледебаты на основном государственном телеканале между Зюгановым и Прохоровым? Или же на новости с «финансового фронта», по сравнению с которыми все предшествующее – сущая ерунда?
23.01

На дворе странная зима, хотя теперь, наконец, похоже, все-таки входящая в свои права и как-то приближающаяся к какой-то минимальной климатической норме. А также очередная странная избирательная кампания, которую лучше всего можно было бы охарактеризовать старой поговоркой «В огороде бузина, а в Киеве – дядька». Действительно, что есть избирательная кампания? Это некоторый механизм представления для выбора вариантов в каком-то более или менее сравнимом, сопоставимом формате. Но массовые СМИ как будто специально соревнуются в такой подаче материала, чтобы ни о каком прямом сравнении, ни о какой сопоставимости изначально не могло идти речи.
16.01

Праздничное затишье, новостей почти нет. Единственное, что в этом почти замершем мире не останавливается ни на минуту, а, напротив, все усиливается, это давления Запада и Израиля на Сирию и Иран. Санкции со стороны ЕС, военные маневры. Теперь еще и Израиль, вроде, решил заглушить свой атомный реактор – мол, не сможем обеспечить защиту от ракетной атаки со стороны Ирана. Власти западных стран и мировые СМИ готовят нас к своей агрессии в отношении Сирии и Ирана примерно так же, как ранее готовили против Сербии, против Ирака и против Ливии… Тем не менее, обратим внимание и на одно событие в своей стране.
09.01

Новый год наступил, и первую после него статью хотелось бы, конечно, сделать не слишком уж тяжелой, а как-то полегче. Понятно: чтобы было повеселее, с жизнерадостной улыбкой. Но шутить специально, по заказу, как известно, способны лишь высокие профессионалы в этом специфическом жанре, и даже у них это получается зачастую весьма натужно. Что же говорить о нас – о простых смертных публицистах? И потому специально пытаться шутить не будем, но оглянемся вокруг – есть шутники и кроме нас, и у некоторых из них это получается действительно легко и непосредственно. И начнем без всякой предварительной подготовки с самых высокопоставленных шутников.
02.01

Что из происходящего важнее: последний при нынешнем президенте партхозактив (ведь можно ли назвать всерьез «посланием президента к парламенту» то мероприятие, на котором в первых рядах собравшихся сидят отнюдь не депутаты, а руководители правительства и высших судов, главы религиозных конфессий и т.п.) или масштабные митинги, скажем мягко, повлиявшие на содержание выступления президента на этом активе?
26.12

Ну вот, лозунг «За честные выборы!» и исчерпан. С одной стороны, уже лидеры всех парламентских партий в один голос заявляют о необходимости исключить все досрочные голосования, открепительные талоны, переносные урны, спецучастки и т.п. А власть даже и согласилась с необходимостью сплошной видеосъемки на каждом участке. То есть, надо понимать, собирается это внедрить до президентских выборов. Осталась самая малость: урны прозрачные, чтобы видеть, что в них до начала голосования; жесткая уголовная ответственность за выведение урн из-под съемки даже на мгновение (не говоря уже об отключении или выведении из строя камер); а также безусловное принятие результатов съемки как доказательства в суде. И уголовная ответственность всерьез за малейшие попытки фальсификаций – как за подрыв основ конституционного строя, а не на уровне малосущественных штрафов, как это мы имели возможность воочию наблюдать, буквально, только что… Значит, теперь все будет хорошо?
19.12

Спустя неделю после выборов и после небывалых прежде по масштабам протестов против фальсификаций мы обсуждаем подходы к действиям в возникшей ситуации. Несмотря на то, что результаты выборов в Думу ставятся под сомнение, тем не менее, главный вывод из прошедших выборов относится не к Думе, от которой в нашей политической системе не так уж и много зависит. За исключением сейчас, может быть, одного важного вопроса – о ратификации документов по вступлению в ВТО. Правда, кто теперь об этом помнит? Главный вывод из прошедших выборов относится, безусловно, к предстоящим выборам президента.
12.12

Выборы состоялись – всех поздравляю. СМИ теперь, особенно после схватки, когда на общественное мнение и будущий результат повлиять уже невозможно, мгновенно научились работать оперативно и почти непредвзято, и весьма интересно – предоставляя возможность многим высказаться в прямом эфире без какой-либо цензуры. Соответственно, аналитики уже тщательно и скрупулезно пережевали результаты и выдали все возможные оценки и выводы – что к этому добавить? Может быть, в такой ситуации вообще правильно писать не о результатах выборов, а о чем-либо ином? Тем не менее, несколькими оценками и размышлениями в связи с прошедшими выборами поделюсь.
05.12

Выборы неотвратимо приближаются, и что мы слышим? Мы слышим все более и более желаемого. И о зарплатах военным, и о пенсиях, и даже об «антикоррупционных мерах». Из последнего, например, дождались обещания ввести периодическую ротацию чиновников контрольных и надзорных органов. Надо понимать, только теперь, перед самыми выборами, додумались?
28.11

Что в демократической системе главное? Ответ известен: не просто формальная процедура выборов, но более или менее регулярная сменяемость власти, причем, непросто на формально иную силу или иные фигуры, но на некоторую действительно содержательную альтернативу. С последним, как известно, сейчас плохо во всем мире, во всяком случае, во всем развитом мире.
21.11


Позиция

Два условия выживания и развития

Юрий Болдырев
22.12.2008
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Два условия выживания и развития

Здравый смысл все-таки пробивает себе дорогу: наконец-то объявлено, что тарифы на газ с начала года повысятся не на двадцать, а пока лишь на пять процентов. Казалось бы, слава Богу. Но, с другой стороны, остается в силе прежний вопрос: а почему именно на пять? И почему на пять процентов повысятся, а не, наоборот, понизятся? Внятного объяснения так и нет. И известно, почему нет: никакого точного и однозначного критерия оценки необходимости и целесообразности установления тех или иных тарифов для монополистов так и не введено…

Мы продолжаем серию статей о возможностях и условиях выживания и развития в нынешних кризисных условиях. В этой статье – о двух важнейших вещах: о регулировании монополистов и банковской системы.

Вопрос об ограничении тарифов естественных и локальных монополистов, как в период кризиса, так и в послекризисный период, должен быть вопросом не столько волевых решений, сколько точного расчета и определенного набора жизненно необходимых для всей остальной экономики системных мер.  

Прежде всего, необходим решительный запрет для естественных монополистов, тарифы на услуги которых подлежат госрегулированию, иметь какие-либо «непрофильные активы». И далее - жесткое государственное регулирование рентабельности компаний-монополистов. А при сохранении «непрофильных» активов (сугубо частная компания-монополист в принципе вправе иметь побочную деятельность) – регулирование рентабельности именно основной деятельности. Если же деятельность «непрофильная» в результате приводит монополиста в «полный минус» - это проблема его и его собственников, если же собственник государство – понятно, что оно должно делать.  

При этом важно подчеркнуть, что устанавливаемый государством уровень рентабельности компаний, как минимум, на кризисный период, должен соответствовать исключительно себестоимости реальных текущих расходов и минимальных расходов на амортизацию (не расширенную), с добавлением минимального регламентированного уровня прибыли для акционеров. Но как же, вы спросите, развитие?  

Ответ и здесь известен: если развитие за мой счет, то я вправе получить и свою долю собственности – разве не справедливо?  

Соответственно, инвестиционные программы монополистов должны финансироваться не за счет удушения остальной экономики и ограбления населения (из текущих тарифов), а с обязательным перераспределением вновь создаваемой собственности в пользу инвесторов (добровольное соинвестирование) с получением доли вновь создаваемой собственности.  

При этом, естественно, в соответствии с задаваемым уровнем рентабельности, при существенном снижении мировых цен на энергоресурсы, пропорционально доле энергоносителей в себестоимости продукции должны снижаться и стоимость для потребителей электроэнергии, и тарифы на газ и горячее водоснабжение, стоимость транспортных услуг (железная дорога, метро, наземный общественный транспорт и т.п.), чего у нас, если кто заметил, пока почему-то не наблюдается. Теперь, надеюсь, понятно, почему не наблюдается. И также, надеюсь, понятно, что нужно в госрегулировании монополистов изменить, чтобы тарифы начали естественным образом снижаться.

Следующий важный пункт - жесткое государственное регулирование внешнеэкономической деятельности монополистов, в частности, уже упоминавшийся мною в двух предшествующих статьях запрет на любые сделки с оффшорными компаниями. Но там это было условием предоставления какой-либо государственной помощи, здесь же, независимо от наличия или отсутствия такой помощи – применительно к любому монополисту.  

При расчете себестоимости продукции (для регулирования рентабельности деятельности) мы неминуемо столкнемся и с вопросом обоснованности выплат руководителям и персоналу. Масштаб проблемы становится очевиден при сопоставлении таких данных: средняя зарплата по стране – порядка пятнадцати тысяч рублей в месяц, в Газпроме же – более шестидесяти тысяч, и плюс планируется десятипроцентное повышение. И если кто-то полагает, что это – плата за работу в тяжелых северных условиях – глубокое заблуждение. Значительная часть объема выплат приходится на сугубо офисных работников (живущих во вполне благоустроенных городах), но оплачиваемых в Газпроме кратно выше, чем, например, инженеры и конструкторы в машиностроении…  

Что же касается выплат управляющим – здесь и у нас, да и во всем мире в последнее время наблюдался просто полный «беспредел». По США разница в оплате обычных (вполне квалифицированных) сотрудников и «топ-менеджеров» достигала тысячекратного размера. Точных данных по России даже применительно к государственным и полугосударственным компаниям (с учетом всех бонусов, опционов и тому подобных хитростей) мы не имеем – это великая государственная и коммерческая тайна. Хотя после просачивания в СМИ информации о получении Чубайсом по результатам разрушения единой государственной электроэнергетической системы страны 27 миллионов долларов, есть основания полагать, что контрасты не меньше.  

Но есть и разница. Во всем окружающем нас мире:  

- во-первых, с этих денег платятся огромные налоги на сверхдоходы в бюджеты – до половины полученных сумм, а не 13% и на сверхдоходы, как это сохраняется у нас;  

- во-вторых, сейчас эта практика радикально пересматривается, но пересматривается, повторю, во всем окружающем нас мире, включая и либеральные США, но не у нас…  

Соответственно, что делать, очевидно. Если ты такой предприимчивый и талантливый и хочешь не просто много зарабатывать, а сверхмного – в сотни и тысячи раз больше, чем средне по стране, работай где угодно, но только не в компаниях-монополистах. Работай в сферах с высокой конкуренцией и там доказывай свое интеллектуальное и организаторское преимущество над конкурентами на два-три порядка, а мы отсюда, снизу, понаблюдаем, как это получится…  

В компаниях же, являющихся монополистами, в том числе, даже и локальными монополистами (например, нефтеперерабатывающие заводы – поставщики бензина на наши заправки), суммарный уровень доходов даже и для «топ-менеджмента» (суммарно со всеми бонусами и опционами) должен быть жестко регламентирован, например, в пределах десяти-пятнадцати средних по стране (или по региону) зарплат. Тогда, с учетом вышеописанного регулирования предельной рентабельности, глядишь, и цена на бензин на заправках упадет в полтора, а то и в два раза…

И снова о малом бизнесе. Повторю то, о чем уже неоднократно писал ранее: дело не в налогах, не в отсутствии какого-то специального доступа к кредитам и даже не в проверках (хотя, разумеется, коррупцию в контролирующих органах надо пресекать уголовными мерами, на порядок более жесткими, нежели нынешние). Если мы говорим о малом бизнесе не как о сиюминутном мелколавочном «купи-продай», но как о двигателе инновационного развития, то подлинная проблема настоящего высокотехнологичного малого бизнеса – в его удушении генеральным заказчиком, каковым у нас являются, прежде всего, крупнейшие полугосударственные корпорации-монополисты.  

Вопрос имеет две стороны. Первая – доступ к заказам и гарантирование долгосрочности этих заказов (по результатам конкурса – сразу на три-пять лет, а не на полгода-год, как сейчас). И здесь вопрос о пресечении коррупции, так называемого «откатного» способа производства, наряду с общей более жесткой регламентацией процесса в пользу отечественных подрядчиков – первоочередной.  

Вторая же сторона связана с очевидными злоупотреблениями монополиями в вопросе доступа к их услугам как поставщиков тех или иных благ.  

Только вдумайтесь: в нашей стране, являющейся крупнейшим в мире экспортером газа, малому бизнесу получить «квоту» на подключение к сетям газового отопления прямым (не коррупционным) путем – практически невозможно. Плюс неподъемная (на порядки превышающая себестоимость работ) оплата подключения к газовым сетям.  

Аналогично по результатам управления этой отраслью нашими большими «либералами» и с электроснабжением: для подключения к сетям необходимо заплатить по 10 тыс.руб. за каждый кВт подключаемой мощности, а то и, зачастую, за свои деньги купить новый трансформатор и затем «добровольно» его «передать на баланс» электроснабжающей организации. Не говоря уже о том, что придется поездить по пяти-шести разным организациям, да еще и расположенным (например, в Московской области), в нескольких разных городах… Или нанять «независимого» от электроэнергетиков агента, который сам вам все оформит, но за очень немалые деньги. Неплохой бизнес?  

Вывод очевиден. В целях создания нормальных условий для развития малого бизнеса, а также относительного смягчения контрастов в условиях доступа населения к минимальным жизненно необходимым благам, необходимо отказаться от платы за подключение к электросетям или, как минимум, на порядок сократить стоимость такого подключения, а также отказаться от платности или кратно снизить стоимость подключения к газовым, водопроводным и канализационным сетям. И, разумеется, и здесь (прямо сейчас, а не в перспективе до 2020 года) немедленно ввести систему «единого окна» (настоящего единого, а не как сейчас – с обязанностью сдать в него справки, полученные в нескольких десятках разных организаций…) оформления всех необходимых документов, а также ответственность за необеспечение подключения к сетям (там, где техническая возможность для этого имеется) в течение, например, месяца после подачи заявки. 

… Хотя все это можно и не делать. И продолжать фантазировать о том, как к какому-нибудь 2020 году у нас совершенно чудесным образом малый бизнес отчего-то вдруг сам разовьется до невиданных масштабов и составит до 70% от всей экономики…

И далее – о «кровеносной системе» нашей экономики, но с некоторым отступлением.  

Два с лишним месяца высшие руководители нашего государства говорили о необходимости и намерении помочь реальному сектору экономики, но деньги изначально были направлены в виртуальный – банковский. И там их судьба известна. «Пробить тромбы», как мы видим, так и не удалось. И потому появился «список Путина» - прямой поддержки государством реального сектора экономики. Но где второй список – на увольнение руководителей Минфина и Центробанка, а также полугосударственных банков, получивших госпомощь, но до реального сектора ее так и не доведших? Этого второго списка почему-то пока нет. Будем ждать?

В целом же вопрос о необходимости поддержки приоритетно именно реального сектора национальной экономики в противовес ныне практически реализованной системе преимущественной поддержки банковского сектора (который и должен был обеспечить средствами реальный сектор), нуждается в специальном разъяснении и обосновании.  

В частности, мы привыкли к утверждению, что банковская система – «кровеносная система экономики». Но это, на самом деле лукавство. Такое же лукавство, как если бы в единую систему в живом организме объединили кровеносную систему и подбрюшный жирок.  

Система проведения платежей между предприятиями – это действительно кровеносная система, обрушение которой недопустимо в интересах этих же самых предприятий. Но современные банки как система накопления ресурсов, их одалживания и востребования вновь в приумноженных объемах, а также косвенным образом еще и эмитирования под эти ресурсы новых денег, что, в конечном счете, ведет к перераспределению ресурсов в пользу банковской системы – это вовсе не «кровеносная система», а нечто по экономическому смыслу совершенно противоположное. При этом, важно подчеркнуть, что соотношение рентабельности реального сектора экономики и банковско-финансового сектора – это отнюдь не предмет действия «невидимой руки рынка», а исключительно результат искусственно созданной методами государственного регулирования целенаправленной системы перераспределения ресурсов от реального сектора экономики в сектор банковский.  

Соответственно, самый надежный и естественный путь решения проблемы стимулирования реального сектора экономики и недопущения его удушения иными, более лоббистски сильными секторами – посекторальное госрегулирование рентабельности экономики, как это в свое время было реализовано, например, в Швеции еще в конце 30-х годов прошлого века. У нас такому регулированию должны подлежать не только признанные монополисты (о чем мы говорили выше), но и вертикально интегрированные нефтяные компании (ныне удерживающие цены на бензин в полтора-два раза выше, чем в США), а также, безусловно, вся банковско-финансовая и страховая сферы. И если высшая государственная власть декларирует приоритетность научно-технологического развития, то именно в этом секторе (а не в нефтедобыче и не в банках) должна быть и допущена и простимулирована (в том числе, налоговыми инструментами, а также ограничением доходов монополистов) более высокая рентабельность.

Применительно к организации банковско-финансового сектора это требует введения совершенно иных механизмов регулирования деятельности Центрального банка, о которых здесь подробно говорить мы не будем, но остановимся лишь на одном, институционально определяющем: в Национальный банковский совет, вместо нынешних сплошь чистых финансистов, должны быть введены, прежде всего, представители различных сфер реального сектора экономики (тех, развитие которых государство определяет как приоритет), с обязательным контрольным пакетом именно их голосов в этом Совете.  

…Если, конечно, мы хотим иметь банковскую систему не паразитическую, работающую лишь на себя, а созидательную, обеспечивающую условия для развития всей реальной и, тем более, приоритетной высокотехнологичной экономики. 

Специально для Столетия



Комментарии


Кухарка

Наша власть старательно избавилась от всех генерирующих идеи людей, мешающих ей накапливать "подбрюшный жирок" и никогда не позволит лишить ее кормушки.

Des

Власть ничего не видит и никого не слышит ? Или не желает ничего менять ? Политика - базис. Экономика - надстройка, как говорили классики. Без полит.реформ в обществе настоящие прогрессивные реформы в экономике практически невероятны. Пока газ и нефть не выкачаны до конца, нет никакого резона Кремлю что-либо менять. Зачем власти что-то делать, когда можно ничего не делать, да еще зарабатывать для себя на трубе, на властных ресурсах и на неэффективной неподконтрольной обществу полит. системе, с негражданским населением ? Еще раз: без полит.реформ не будет реформ экономических. А полит.реформ не будет: 1. Потому что власть сама себя ограничивать и урезать не будет, 2. Потому что власть в России является инструментом бизнеса. Аппелировать бесполезно к совести и к разуму тех, кому совесть и рациональное обустройство общества - не выгодны лично. Черви с разложения труппа, и с неэффективной полит.системы получают питание. Это Ликвидационная Комиссия. Этой власти народ вообще не нужен. Есть труба, найми обслуживающий трубу персонал, качай углеводы за Бугор и получай комиссионные. Это самый успешный бизнес: максимум прибыли, минимум издержек. Ничего не делай, только следи за бесперебойной перекачкой. И чем меньше россиян в стране - тем больше прибыль.

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

А безопасны ли прививки?

Минздрав пригрозил семьям, отказывающимся от вакцинации детей.

Урал. Революция. Судьбы.

В Екатеринбурге проходит выставка, посвященная 100-летию Октябрьской революции.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Научное Общество Кавказоведов Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта