Чечня "пробивает" клиента"
Курсирующие по улицам городов "бомбилы" редко сразу соглашаются на предложенную сумму за поездку. Их тактика именуется "пробить клиента", выторговать еще. То же самое сейчас происходит и в Чечне. Мы периодически узнаем о необходимости резко увеличить ассигнования на восстановление республики. Рассмотреть вопрос о компенсации за причиненный ущерб. Справедливо перераспределить финансовые полномочия. Узнаем мы об этом из чеченской столицы.
Недавно уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев объявил: республика предлагает создать комиссию по оценке ущерба, нанесенного ей военными действиями в период с ноября 1994 года. Это не отдельно взятая идея отдельно взятого чиновника, представитель Чечни при президенте России подтвердил: "Мы давно об этом говорили".
Решается, уверены в Грозном, все просто. "Политическую волю" должны проявить Путин и Кадыров, а дальше можно обойтись и без сметчиков. Если в конце девяностых годов чеченское руководство требовало от Москвы в качестве репараций 150 миллиардов долларов, то сегодня надо лишь перевести эти скромные требования в рубли сделать поправку на инфляцию…#!# И получить. Правда, в Москве по сей день сидят люди, не забывающие поговорку "доверяй, но проверяй". Как, скажем, излишне придирчивые люди из Счетной палаты, уверяющие, что из 62 миллиардов рублей, выделенных на восстановление республики в 2000-2004 годы, 18 были потрачены "с грубым нарушением законодательства".
Даже Общественная палата изъявила желание проконтролировать расходование средств в Чечне, и вознамерилась обратиться к Фрадкову. В Грозном любезно согласились поддержать инициативу, - при условии, что общественный контроль приведет к увеличению средств, выделяемых на восстановление республики. Министр финансов Чечни Исаев растолковал "общественникам": "Ревизия ради ревизии – это не дело. Нельзя нашу республику рассматривать как обыкновенный субъект федерации. Наша ситуация требует отдельного подхода".
Очень отдельного. В прошлом году чеченское руководство сообщило о завершении работы над проектом договора о разграничении полномочий между республикой и федеральным центром. Пожелания Грозного были скромными: на 10 лет Чечня должна была стать "регионом интенсивного экономического развития", все права на землю, недра, растительные и животные ресурсы предлагалось передать исключительно ей, равно как и распоряжение добычей природных ресурсов, их транспортировку и реализацию. О приятных мелочах вроде поступления налогов и сборов в региональный бюджет и освобождения жителей от оплаты за газ и электроэнергию, даже говорить неловко.
И, хотя, по уверениям чеченского руководства, текст был практически готов, о договоре с той поры никто ничего не слышал. Возможно, он проходил обычную лингвистическую экспертизу и в Москве пытались понять, следует ли включать домашних кошек в понятие "животные ресурсы".
В "центре" посчитали чеченскую пословицу "Бездонная кадка водой не наполнится" народной мудростью и призывом к ремонту деревянной емкости.
…Сегодня Москве вновь предлагают "компенсировать ущерб". Затем придет пора вытащить "готовый договор-2006" о статусе свободной экономической зоны для Чечни, контроле над природными ресурсами и освобождении от налогов для физических и юридических лиц лет на 10-15 лет... Свободная зона, видимо, надолго. Может, навсегда, почему бы и нет, после ее создания в Чечню пойдут "свободные инвестиции", пояснил глава парламента.
Счастье не в деньгах, оно в радости жить в дружной семье субъектов Российской Федерации, о чем напомнил Кадыров: "Чеченский народ сделал свой выбор – жить в составе Российской Федерации, избрание парламента завершило формирование классического рисунка государственной власти. Теперь нашей республике нужна свободная экономическая зона".
Можно называть зону иначе. Когда в 1997 году президент Борис Ельцин вдруг собрался в Грозный, председатель совбеза Рыбкин поведал: Чечне предлагается "вариант самоуправляющейся республики на территории Российской Федерации". "Пробьют" клиента – и мы получим "самоуправляющийся", числящийся российским регион, живущий по эксклюзивным экономическим законам. Молчание "клиента" всегда истолковывается как согласие.