Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
«Золотой транзит»

«Золотой транзит»

Свыше 700 миллионов долларов Россия ежегодно оставляет в морских портах соседних государств
Алексей Чичкин
27.03.2008
«Золотой транзит»

Из-за вынужденного транзита своих внешнеторговых грузов через соседние иностранные порты и примыкающие к ним сухопутные артерии Россия продолжает терять сотни миллионов долларов каждый год. Таковы последние данные Минтранса РФ, Союза российских судовладельцев и ОАО «РЖД».

После распада СССР большинство крупных портов, паромных комплексов-маршрутов и, соответственно, важнейших сухопутных внешнеторговых маршрутов России оказалось в соседнем зарубежье. В частности, это стратегические для бывшего СССР терминалы по перевалке и экспорту нефтяных и химических грузов в странах Балтии, зерновых, лесных, угля и руды – на Украине. Сегодня Россия вынуждена осуществлять свой внешнеторговый транзит даже через Северную Корею и Джурджулешты, дунайский порт Молдавии.  

Только в последние пять лет у нас стали создаваться крупные портово-железнодорожные и портово-трубопроводные комплексы, предназначенные для возвращения внешнеторговых грузов страны на ее территорию. Прежде всего - это Балтийская нефтепроводная система, «выходящая» к российскому порту Приморск в Ленинградской области и позволившая за 2002-2007 годы почти вдвое сократить транзит через страны Балтии экспортируемой из России нефти. В том же регионе создан углеэкспортный терминал Усть-Луга, модернизируются действующие транспортные мощности. Развиваются они и в Черноморско-Азовском регионе - в частности, там создается фактически новый порт Кавказ на стыке Черного и Азовского морей, который, по словам министра транспорта РФ И. Левитина, станет главным паромным узлом всего Черноморья. Порт Оля уже превращается в подобный узел на Каспии.  

Но «транзитерам» не хочется сдавать свои позиции.

Так, доля доходов именно от российского внешнеторгового грузотранзита в среднем ежегодно дает 16 процентов общих поступлений в национальные бюджеты стран Балтии, минимум 13 - Украине, Финляндии - свыше 10, Польше - до 13 процентов. Задача – любыми силами эти доходы удержать. Например, когда многие российские производители и перевозчики решили было резко сократить транзит через Эстонию весной-летом прошлого года, тамошние власти быстро и весьма существенно - в среднем на 15 процентов - снизили транзитные и смежные расценки. В результате почти все эстонские порты сохранили и до сих пор сохраняют свою «российскую загрузку».  

В средствах массовой информации стран Балтии периодически сообщается о так называемых «откатах», выплачиваемых прибалтами многим российским компаниям. И даже «нужным людям» в российских портах, чтобы они не снижали ставок на обслуживание судов и вагонов, сохраняя их выше балтийских.  

Так или иначе, но по данным Минтранса и Союза российских судовладельцев СРС, эти ставки в портах северо-запада России, включая Калининградскую область, в среднем на 15 процентов выше, чем в Финляндии, Польше и странах Балтии. В портах Мурманской, Архангельской областей и Карелии - на 13-17 процентов выше, чем в портах Финляндии и северной части Норвегии. Несколько меньшие - 4-7 процентов - разница в уровне этих ставок в портах приграничных регионов России и Украины, опять-таки, данные не в нашу пользу.  

По мнению доктора экономических наук Бориса Сотникова, «обновление действующих и создание новых транспортных мощностей в соседнем с РФ зарубежье финансируют в основном зарубежные, прежде всего европейские компании. Ибо эти мощности нужны и для потребностей НАТО, Евросоюза и для большей зависимости России от транзита. Российские же проекты по ослаблению транзитной зависимости от Запада, можно сказать, представлены самой России».  

В самом деле: в общих капиталовложениях в создание новых и реконструкцию действующих портовых мощностей в России доля зарубежных инвестиций едва превышает 10 процентов.

Между тем, из-за недостатка или отсутствия в отечественных портах современных перегрузочных и других мощностей до 35 процентов морского внешнеторгового грузооборота России ежегодно идет через порты соседних стран.

В том числе - до 30 процентов сырой нефти, 40 - нефтепродуктов, минимум 60 - химических грузов, свыше 45 - химических удобрений, почти 20 процентов - зерновых грузов.  

В ближайшие пять-десять лет Россия сможет сократить объемы своих грузотранзитных перевозок через соседей минимум на четверть, а то и на треть. Но все эти годы наша транзитная зависимость от соседнего зарубежья останется очень высокой. Как отмечается в документах Минтранса РФ, Союза российских судовладельцев и ОАО «РЖД», наши российские грузоотправители за транзит и перегрузку внешнеторговых грузов в иностранных портах ежегодно платят свыше 700 миллионов долларов. Эти деньги «проходят мимо» нашей экономики. Таково одно из последствий распада исторического государства Российского...  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.