Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Виват, Ангела?

Виват, Ангела?

По итогам выборов в бундестаг ФРГ
Павел Святенков
29.09.2009
Виват, Ангела?

Главный вопрос прошедших в Германии выборов был такой - сумеет ли Ангела Меркель и возглавляемый ею блок ХДС/ХСС создать коалицию с либеральной Свободной демократической партией (СвДП) или же ныне существующая «большая коалиция» ХДС/ХСС – СДПГ будет возобновлена.

В результате выборов христианские демократы добились своей цели. В бундестаг прошли пять партий. ХДС/ХСС набрал 33,8% голосов и получит 239 мест в парламенте, социал-демократы - 23% голосов и 146 мест, СвДП – 14,6% и 93 места, Левая партия (Die Linke) – 11,9% и 76 мест, партия «зеленых» - 10,7% и 68 мест (здесь и далее – данные ARD). Таким образом, ХДС/ХСС может создать коалицию с СвДП и тем самым возобновить прерванное десятилетие назад партнерство. Нет никаких сомнений, что Ангела Меркель снова займет пост федерального канцлера, а председатель СвДП Гидо Вестервелле может рассчитывать на кресло вице-канцлера. Коалиция ХДС/ХСС и СвДП трижды правила Германией – в 1949-1956, 1961-1966 и 1982-1998 годах.

Внешне результат выборов выглядит триумфальным для ХДС/ХСС. Действительно, они избавились от социал-демократов, неудобного партнера по «большой коалиции» - о чем еще мечтать? Однако за праздничным фасадом скрывается глубокий кризис германской политической системы. В течение длительного времени её называли «двух с половиной партийной». Это странное название закрепилось за ней неспроста. В бундестаг стандартно проходили три политические силы – блок ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП. Именно СвДП принадлежало решающее слово в вопросе о том, кто сформирует правительство. В 1974 году СвДП вступила в коалицию с социал-демократами. И вплоть до 1982 года у власти находилось их совместное правительство.

Первоначально ХДС/ХСС пытался свергнуть его, единолично набрав на выборах больше 50% голосов. Однако сделать это не удавалось. В конце концов председатель ХДС Гельмут Коль встал на путь сотрудничества с СвДП. В 1982 году ему удалось добиться перехода СвДП на свою сторону. В результате голосования в бундестаге канцлер Гельмут Шмит был отправлен в отставку, а новым главой правительства стал Коль. Однако это событие стало началом конца «двух с половиной партийной» системы. Уже в 1983 году в бундестаге появилась четвертая политическая сила – «зеленые». Их, впрочем, не воспринимали всерьез до тех пор, покуда после выборов 1998 года они не образовали правящую коалицию вместе с СДПГ. Так впервые из власти оказались выкинутыми и ХДС/ХСС, и СвДП.

Окончательно же добил традиционную германскую политическую систему резкий взлет Левой партии, которая на выборах 2005 года добилась блестящего успеха, набрав 8,7 % голосов и тем самым спутав главным партиям все карты. Вступать в коалицию с левыми никто не был готов, а без них не получалась ни коалиция СДПГ с «зелеными», ни тем более коалиция ХДС/ХСС с СвДП – не хватало голосов.

В настоящее время и ХДС/ХСС, и СДПГ испытывают глубочайший кризис. За последнее десятилетие обе ведущих политических силы Германии утратили абсолютное доминирование в политике.

Всегда считалось, что они вдвоем контролируют 2/3 электората, оставляя прочим партиям жалкую одну треть. Например, на первых выборах в бундестаг объединенной Германии в 1990 году ХДС/ХСС получил 43,8% голосов, а СДПГ – 33,5%. Но по итогам выборов 2009 года оба монстра германской политики контролируют чуть больше половины электората. Ведь ХДС/ХСС получил 33,8 голосов (и этот результат считается победным, сравните с проигрышным результатом СДПГ в 1990 году), а СДПГ и того меньше – 23% голосов, что считается худшим результатом социал-демократов за всю историю ФРГ.

По итогам выборов в бундестаг ХДС/ХСС потерял (несмотря на победу) 1,4 % голосов, а СДПГ – 11,2%. И это при том, что и в 2005 году обе ведущие партии потеряли голоса, а не приобрели: ХДС/ХСС – 4,3%, СДПГ – 3,3%.

Монстры слабеют. Кто же приходит им на смену? Три малые партии постоянно усиливают свои позиции. Главный триумфатор, уже вторые выборы подряд – председатель СвДП Гидо Вестервелле. Когда-то, в середине 90-х, под вопросом было само пребывание СвДП в парламенте. В ходе выборов 1994 года Гельмут Коль всерьез опасался, что традиционный союзник не пройдет в бундестаг. СвДП тем не менее удалось получить депутатские мандаты, набрав 6,9% голосов. Но в 2005-м либералы резко «прибавили», набрав 9,8% голосов, что было расценено как превосходный результат. А в 2009 получили уже 14,6%. Таким образом, по сравнению с 90-ми годами, количество избирателей СвДП резко возросло. Больше того, в некоторых западных землях СвДП всерьез претендует на роль главной оппозиционной партии, лишь незначительно отстав от СДПГ в Баден-Вюртемберге (19,3% против 18,8% соответственно) и Баварии (16,8% и 14,7%). Если СвДП будет и дальше укреплять свои позиции такими темпами, она может потеснить СДПГ с позиции одной из двух основных политических сил Германии.

Второй триумфатор – Левая партия. Она была создана в результате союза Партии демократического социализма, преемницы правившей в ГДР СЕПГ, и бывшего председателя СДПГ Оскара Лафонтена.

ПДС всегда было принято обвинять в «коммунизме», но приход в партию Лафонтена придал ей политический лоск. Ибо трудно говорить о маргинальности партии, одним из сопредседателей которой является бывший премьер-министр земли Саар, бывший председатель СДПГ и министр финансов, наконец, бывший кандидат в канцлеры от СДПГ на исторических выборах 1990 года.

Левая партия оказалась действительно социалистической. За нее голосуют те, кто считает, что СДПГ слишком поправела и забыла об интересах трудящихся. Одновременно левые сохраняют прочные позиции на территории бывшей ГДР. В ходе нынешних выборов они заняли первое место в Бранденбурге (28,5% голосов против 25,1% у СДПГ и 23,6% у ХДС), разделили второе-третье место с СДПГ в Берлине (по 20,2% у каждой партии против 22,8% у ХДС), заняли второе место в Мекленбурге (29% при 33,2% у ХДС и 16,6% у СДПГ) и Тюрингии (28,8% против 31,2% у ХДС и 17,6% у СДПГ).

Как видим, Левая партия очень достойно выступила в бывшей ГДР. Но не ударила она в грязь лицом и в старых федеральных землях, где она получила в среднем 8,3% голосов. На востоке же, в бывшей ГДР левые получили 26,4% голосов, отстав лишь от ХДС (29,%). Это позволило им прибавить 3,2% в целом по стране по сравнению с выборами 2005 года и провести в бундестаг четвертую по численности фракцию, изрядно пощипав социал-демократов на их же собственном поле.

Даже «зеленым» удалось улучшить на этих выборах свой результат 2005 года. Они получили 10,7% голосов, что на 2,6% больше, чем четыре года назад. Правда, их результат меркнет на фоне успехов СвДП и Левой партии.

Наконец, стоит отдельно сказать о результате ХСС. Христианский социальный союз, партия-сестра ХДС, действует только в Баварии. На остальной территории Германии действует ХДС, обе партии в парламенте образуют так называемую «унию», то есть единую фракцию, в рамках которой у ХСС есть своя группа. ХСС славится тем, что на протяжении многих десятилетий единолично правит Баварией, получая на выборах более 50% голосов и формируя однопартийные правительства. Однако на выборах в региональный парламент 2008 года ХСС получил лишь 43,4% голосов, потеряв по сравнению с предыдущими выборами 17,3%, и вынужден был создать коалицию с СвДП. Таким образом, монополии ХСС на власть в Баварии пришел конец. Конечно, на выборах в бундестаг руководство партии мечтало реваншироваться и снова набрать больше 50% голосов. Но не только не удалось достигнуть этой цели. Партия потерпела еще более унизительное поражение, набрав голосов меньше, чем на неудачных выборах 2008 года – 42,6%. Таким образом, традиционная баварская партия получила обидный щелчок по носу.

Иначе говоря, за парадным фасадом германской политической системы скрывается подспудный политический кризис, связанный с разочарованием избирателей в ведущих партиях.

Усиление позиций малых партии при бегстве избирателей от обоих мастодонтов германской политики - ХДС/ХСС и СДПГ тому порукой. Если процесс будет развиваться и далее, политическая система Германии будет размыта, а такие партии, как СДПГ, превратятся в малые и будут вытеснены из большой политики более удачливыми конкурентами.

Недовольство избирателей объясняется, в частности, тем, что германская политическая система выглядит архаично. В то время как в США и Франции кандидаты в президенты, а в Великобритании – лидеры крупнейших партий избираются путем праймериз, то есть голосования всех партийцев, в Германии сохранилась модель, в рамках которой кандидаты в канцлеры определяются в результате тайных сговоров партийных вождей. Всё это негативно влияет на умонастроения избирателей, которые не хотят голосовать за непонятных людей, выдвинутых партийным руководством. Кто знает, если бы СДПГ решила провести праймериз по вопросу о том, кто будет претендовать на пост главы германского правительства от социал-демократов, им и удалось бы уйти от унизительного поражения. Или оно стало не таким унизительным.

Пока же вожди социал-демократов отказываются уходить в отставку, несмотря на разгромное поражение. Это совсем не в современной европейской и американской традиции, но зато соответствует германским политическим обычаям, в рамках которых человек, сегодня проигравший борьбу за пост канцлера, завтра совершенно спокойно может возглавить партию.

Впрочем, рано или поздно выводы из громкого поражения социал-демократов будут сделаны, и праймериз введут. А значит, политический ландшафт Германии изменится.

Пока же можно констатировать, что несмотря на несомненный успех Ангелы Меркель и ХДС/ХСС на выборах, политическая система Германии переживает серьезный кризис.

Прогнило все, и избиратели явно демонстрируют недовольство властям, голосуя за малые партии, тем паче такие официально третируемые и маргинальные, как Левая.

Поэтому следует ожидать, что рано или поздно слишком консервативная и отсталая для современной европейской страны германская политическая модель неизбежно изменится в сторону большей демократизации. Другое дело, что для того, чтобы это произошло, понадобится несколько лет.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.