Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Ультраправые на марше

Ультраправые на марше

В Польше разгорается беспрецедентный для страны политический скандал
Алексей Терентьев
09.03.2021
Ультраправые на марше

Филиал Института национальной памяти (ИНП) во Вроцлаве возглавил историк Томаш Гренюх, у которого оказалась неонацистская подноготная. В ситуацию вынужден был вмешаться сам президент Польши Анджей Дуда. Этот частный случай стал символом массового явления – в польском обществе в последние годы усиливают свои позиции праворадикалы. И хотя власти вынуждены как-то реагировать на совсем уж маргинальные проявления, общий фокус общественных настроений в Польше заметно смещается «вправо».

ИНП, в значительной степени, снискал себе одиозную славу. Многие небезосновательно сравнивают его с печально знаменитым Украинским институтом национальной памяти. И то, и другое учреждения обвиняют в переписывании истории своих стран в духе самого пещерного шовинизма, национализма и русофобии.

В частности, идеологические «дрова» для ведущейся в Польше кампании по сносу памятников советским солдатам-освободителям (а также памятных знаков в честь Войска Польского, сражавшегося бок о бок с советской армией) подбрасывает именно польский Институт национальной памяти. «Действия ИНП вызывают все больше сомнений и протестов среди обычных граждан. Лично я многократно предупреждал, что всё начнётся с фальсификации истории роли Красной армии в победе и освобождении Польши, а завершится попыткой переписывания истории польского участия в войне. Именно так и произошло», – констатирует польский диссидент Матеуш Пискорский.

Кандидатура Томаша Гренюха на пост директора филиала Института национальной памяти во Вроцлаве была почти единодушно одобрена руководством. Молодой человек хорошо зарекомендовал себя на предыдущем месте работы (в отделении того же института в городе Ополе), и его решили повысить. Однако в польской блогосфере тут же всплыли фотоснимки, на которых будущий директор вроцлавского филиала ИПН зигует во время шествия польских неонацистов. Оказывается, ранее Гренюх имел прямое отношение к Национально-радикальному лагерю Польши (Oboz Narodowo-Radykalny, ONR) – ультраправой организации околонацистского толка, где он являлся одним из лидеров. А три года назад Гренюх вполне открыто заявлял, что именно нацистская молодость его «сформировала как человека». Причем свой псевдоним в социальных сетях со времен бурной молодости он так и не сменил, именовался там без лишней скромности «100%Aryan» («Стопроцентный ариец»).

Известный в Польше общественный деятель, военный в отставке Адам Мазгула, опубликовав фото зигующего Гренюха, негодовал: «Это вам не фото гитлеровских фашистов, душегубов рас восемьдесят лет назад. Это фотография их польских преемников, гордость "расы панов" "Права и справедливости" (правящая в Польше партия. – авт). В центре – глава вроцлавского филиала Института национальной памяти Томаш Гренюх. Есть ещё те, кто не верит, что это Институт содействия нацизму?». Новость всколыхнула сетевых комментаторов. Вот лишь некоторые из высказываний, опубликованных на странице Мазгулы.

«В Институте национальной памяти Польши такие канальи – стандарт», – уверяют одни. «Кем надо быть, чтобы прославлять фашизм через столько лет после войны? Если бы Гитлер выиграл, этих дебилов не было бы в мире. Эти недоумки об этом знают?», – вопрошают другие. «Ну а что, у НСДАП тоже присутствовало слово "национальный" в названии», – напоминают третьи.

Скандал вспыхнул столь громкий, что в ситуацию пришлось вмешаться самому президенту Польши Анджею Дуде. Его представитель Войцех Коларский написал в «твиттере»: «В последние дни я разговаривал с президентом Института национальной памяти и членами коллегии института. Я изложил недвусмысленную позицию президента Дуды относительно выдвижения человека во вроцлавском филиале. Директором может быть только человек с безупречным мнением».

Впрочем, руководство ИНП решило «отмазать» неонациста. Вполне логично, если учитывать специфику деятельности института. Президент учреждения Ярослав Шарек уверял, что не видит «ничего спорного» в фигуре этого кандидата. «Обвинения против доктора Томаша Гренюха касаются его юношеского поведения. За последнее десятилетие он признал, что это была ошибка, и извинился», – заявил шеф бывшего, как он уверяет, неонациста, добавив, что впоследствии тот «проявил себя хорошим организатором». Сам же Гренюх сообщил общественности, что «никогда не был нацистом», попросив прощения за «безответственный жест, совершенный несколько лет назад». Но так просто отделаться ему не удалось.

Скандал всё ширился, информация о прошлом Гренюха дошла до посольства Израиля в Польше, выразившего свой протест. В итоге Гренюху пришлось каяться перед общественностью, упирая на «ошибки молодости».

Он заявил: «Я признаю, что считаю это ошибкой. Символы и жесты, которые я показывал, были юношеской бравадой, не обращенной к здравому смыслу и не учитывавшей последствия. Однако они никогда не были основаны на прославлении тоталитаризма…».

И все же дирекции Института национальной памяти пришлось отказаться от сотрудничества со столь сомнительной личностью – в должности тот пробыл всего тринадцать дней, оставив ее официально «по собственному желанию». А «вдогонку» на Facebook-аккаунте «Русская пятая колонна в Польше» выложили контент, которым Гренюх делился в соцсетях. Выяснилось, что тот распространял видеоролики, на которых Гитлер приветствовал толпу, обнимался с Муссолини, где маршировали части СС. «Я спрашиваю, когда принимали решение назначить этого человека директором, потрудился ли глава ИНП Ярослав Шарек или кто-то из его подчинённых просмотреть профиль Гренюха в "Фейсбуке"?» – недоумевает создатель аккаунта Марцин Рей.

Впрочем, если судить объективно, даже несколько странно, что Гренюх из-за своих «ошибок молодости» подвергся столь серьёзным неприятностям. Наверное, потому, что возглавлявшийся им когда-то Национально-радикальный лагерь считался организацией совсем уж маргинальной.

Но на политическую арену Польши все активней выходят новые политические силы – радикальные консерваторы, объединившие в своей идеологии национализм и традиционный для страны католицизм.

Долгие годы система власти в Польше строилась на диалектическом тандеме двух главных партий – либеральной «Гражданской платформы» и консервативной «Права и справедливости», поочередно меняющих друг друга у кормила. Однако, приходит новое поколение, которое перестали удовлетворять системные партии – как недостаточно радикальные. И традиционное противостояние польских либералов и консерваторов начинает воспроизводиться новыми людьми и в формах, куда более жёстких, чем раньше.

В последнее время страну сотрясают демонстрации людей, решительно не согласных с наступлением консервативных ценностей. Волна протестов покатилась по Польше с 22 октября. Это произошло после того, как конституционный суд государства принял вердикт об ужесточении запрета права на аборт – его решили оставить лишь в случае изнасилования, инцеста и угрозы для жизни женщины. Однако, начала всё решительнее проявлять себя и противоположная сторона. Так, на краудфандинговой интернет-платформе zrzutka.pl прошла акция по сбору денег на так называемую Национальную гвардию – это частный проект правых активистов, которые на добровольных началах помогают полицейским разгонять демонстрации либеральной оппозиции. Сбор денег шёл под лозунгом: «Мы защищаем ценности нашей цивилизации!» Инициатором акции стал некий Роберт Бонкевич. Он провозгласил: «Мы находимся в эпицентре необольшевистской революции. Мы не хотим, чтобы те силы, которые выступают против наших ценностей и нашей цивилизации, нападали на нас, католиков. Поэтому мы создаём своего рода самозащиту – католическую самооборону, самозащиту цивилизации».

В качестве примера «врагов», от которых нужно защищаться, Бонкевич и его сподвижники называют именно сторонников легальных абортов. Они утверждают, что из-за абортов Польша недосчиталась миллионов граждан. К тому же правых до крайности возмущают нападки либералов на церковь и священников. Ядром новой организации «защитников католических ценностей», по словам Бонкевича, станут активисты инициативы «Марш независимости», в которую в настоящее время входят несколько сотен человек. «Я призываю всех присоединиться к нашей организации. Мы будем защищать каждую церковь, каждый квартал, каждый город, каждую деревню. Я призываю всех католиков покончить с пацифизмом и дать решительный отпор. Пацифизм привел к тому, что сегодня банды черни входят в костелы, оскверняют алтари, оскверняют Святые Таинства, используют грубые, нецензурные слова на своих плакатах», – заявил праворадикал.

Он пригрозил: «У нас есть розарии (католические чётки – АТ), у нас есть веревки и слезоточивый газ. Возможно, мы будем оснащены средствами индивидуальной защиты. Это то, что мы можем сделать по польскому законодательству». Бонкевич абсолютно недвусмысленно призывает: «Абсолютная нетерпимость к агрессии крайних левых! Левые объявили нам войну, поэтому необходимо обеспечить самозащиту от их агрессии. Мы создаём "Национальную гвардию", которая будет защищать ценности нашей цивилизации. Мы не станем пассивно смотреть, как горят наши церкви, как было на Западе. В это непростое время мы обращаемся к вам за финансовой помощью. Для того, чтобы мы продолжали развиваться и становились профессионалами, нам нужна ваша поддержка. Без денег мы не сможем тренироваться, разбивать лагеря, покупать оборудование или быстро мобилизовать волонтеров – например, поздно вечером в субботу. Деньги также пойдут на юридическую помощь». Кроме того, Бонкевич «засветился» 11 ноября прошлого года, когда в Польше отмечали День независимости.

В тот день на улицы Варшавы вышли толпы местных националистов. Презрев введённый в государстве запрет на массовые мероприятия, они несли флаги, плакаты с лозунгами, петарды, орали шовинистические лозунги.

И, как в случае с участниками либеральных протестов, тоже не обошлось без эксцессов. Полицейские перегородили путь шествию в районе Национального музея, но наиболее агрессивные демонстранты, обрушили на сотрудников правопорядка бутылки и камни. Более того, сигнальной ракетой подожгли квартиру, на балконе которой висел флаг ЛГБТ. Так же, как сообщила мэрия Варшавы, было уничтожено уличное ограждение, вырвана плитка на тротуарах и подожжены двери одного из городских учреждений – ущерб составил около 10 тысяч долларов. Разгонять уличных буянов пришлось посредством газа и водометов.

В связи с этим Роберт Бонкевич обвинил власти Польши в том, что они, дескать, обещали «красивое и безопасное» мероприятие для патриотов на день независимости, но обманули. Правда, он не отрицал, что среди участников акции могли оказаться вандалы и хулиганы – и на всякий случай отрешился от таковых. Однако Бонкевич опроверг заявления полиции о том, что участники марша не хотели пропускать к пострадавшим в результате драки машину «скорой помощи» и уличил правоохранителей в «использовании провокаторов» и в «неадекватном применении силы». Последнее, по мнению Бонкевича, стало особенно очевидно в ходе штурма полицейскими станции городской электрички «Национальный стадион», куда пришли несколько сотен участников марша уже после его завершения, собираясь разъехаться по домам.

Также Бонкевич вменил чиновникам в вину то, что 28 октября 2020 года мэр Варшавы запретил проведение патриотического митинга «Марш независимости». Организаторы митинга планировали показать, что, помимо либеральных и левацких заявлений, в Польше есть и альтернативный взгляд по вопросу абортов. Роберт Бонкевич заявил, что все эти события – возврат к временам правления либеральной партии «Гражданская платформа», и потребовал привлечь к ответственности начальников полиции Польши и Варшавы.

Ещё один лидер польских националистов, депутат Сейма от «Конфедерации» Роберт Винницкий, написал сразу же после разгона марша 11 ноября: «В течение недели полиция пассивно наблюдала за вандализмом в отношении церквей, памятников и мемориалов. Сегодня они пошли в бой против Марша независимости. То же, что и во времена "Гражданской платформы". Пять лет столица не наблюдала таких сцен». Кроме того, правые обвинили власть Польши в трусости и непоследовательности – после того, как правительство, напуганное размахом либеральных протестов, решило 4 ноября отложить введение запрета на аборты.

Разгул ультраправых вызвал обвинения со стороны либералов: «абортники» заявляют, что, дескать, «священники прячутся за спины нацистов». Молодые польки провозглашают, что не намерены становиться «живыми инкубаторами для нужд шовинистов».

Вскоре польские либералы получили повод для воодушевления: дескать, «Европа с нами!» 26 ноября Европарламент после бурных дискуссий принял резолюцию, в которой заявил: решение Конституционного суда Польши по поводу абортов ставит под угрозу жизнь женщин в этой стране. За резолюцию проголосовали 455 евродепутатов, против – 145 и 71 воздержался.

В резолюции отмечается, что решение по абортам было принято «судьями, которые избираются и полностью зависят от политиков из правящей коалиции во главе с партией "Право и справедливость"». ЕП подчеркивает, что в соответствии с прецедентным правом Европейского суда по правам человека ограничительные законы об абортах нарушают права человека. По мнению Европарламента, это постановление суда является «ещё одним примером политического захвата судебной власти и системного краха верховенства права» в Польше. И, разумеется, такой пример «либерального диктата» лишь сильнее разъярил польских правых, обещающих ещё теснее сплотиться вокруг «католических ценностей». И они будут всё сильнее радикализироваться.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..