Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Союз жуликов и нациков

Союз жуликов и нациков

Что общего у борцов за «латышскую Латвию» с дельцами, наживающимися на банкротствах?
Василий Ермаков
08.06.2018
Союз жуликов и нациков

На днях тихая сонная Рига, отвыкшая за последние годы от громких уличных убийств, была потрясена: средь бела дня застрелили администратора неплатёжеспособности Мартиньша Бункуса. Это происшествие заставило вновь говорить о касте людей, зарабатывающих на банкротствах – и об их связях с представителями националистических кругов. Но кому и зачем могло понадобиться убийство Бункуса?

Интересная деталь: в Латвии узкую касту администраторов неплатёжеспособности (получить право заниматься «разруливанием» дел обанкротившихся предприятий здесь очень трудно) постоянно обвиняют в тесных связях с праворадикалами из коалиционного Национального блока. Это наиболее русофобски настроенная из представленных в парламенте политических сил, некогда созданная на основе слияния партий ТБ/ДННЛ и «Всё – Латвии!». Члены Нацблока позиционируют себя как непримиримых борцов с «последствиями оккупации» – под таковыми они понимают представителей русского населения, не желающих ассимилироваться. Естественно, на словах представители Нацблока горой выступают за построение «сильной, экономически развитой Латвии». А вот на деле…

На днях в передаче телеканала RīgaTV 24 «Клуб национальных интересов» показали интервью с предпринимателем Андрисом Бите. Он рассказал следующую историю: «Лет пятнадцать назад я работал в компании с большими активами, недвижимостью в очень хорошем, стратегическом месте – но у нее были известные трудности. Это было крупное рыбоперерабатывающее предприятие, на которое совершались активные нападения с использованием законодательства – чтобы ложно или частично ложно заявить о его банкротстве. И каждый раз в этих юридических схемах мелькали одни и те же фамилии. В нашем случае это был известный адвокат Юрис Ванагс из банка Parex, а также юрист Иева Раминя, которая в своё время являлась очень влиятельной».

Ванагсу и Рамине, использовавшим самые коварные ухищрения, удалось добиться желаемого. Бизнесмен оказался перед выбором: позволить предприятию погибнуть, или пойти на компромисс с «этими силами» и выполнить их условия. «В то же время ты понимаешь, что жаловаться в правоохранительные органы бесполезно, потому что тебе ясно сказано, каковы правила игры, и кто в нее вовлечен», – подчеркнул Бите. «Предприятие успешно возобновило свою деятельность в другом статусе. Но самое страшное, по-моему, заключается в том, что политическая составляющая во всем этом была гораздо более опасной, чем экономическая. Прошли годы, и когда переживания утихли, меня пригласили на встречу в Старой Риге с представителями Нацблока Имантом Парадниексом и Айгаром Лусисом. Они играли на национальных чувствах, желая получить для своей партии финансовую поддержку на будущих выборах. На вопрос, а не был ли сидящий за столом Лусис непосредственно связан с созданием моих проблем и как можно такое просить, они ответили: "Но ведь закончилось все хорошо! Так в чем проблема?"».

Разговоры о том, что именно борцы за «латышскую Латвию» рьяно крышуют интересы дельцов, наживающихся на банкротствах, ведутся давно. Ущерб от их деятельности оценить трудно.

Ещё в 2014 году бывший министр юстиции Янис Борданс (некогда сам состоявший в рядах Нацблока) говорил, что с помощью недобросовестных администраторов неплатёжеспособности реализуются схемы, через которые из экономики страны ежегодно выкачивают около 15 млн евро, а возможно, и гораздо больше.

«Администраторы неплатёжеспособности настолько влиятельны, что могут управлять многими процессами у нас в стране», – сказал Борданс. Если верить экс-министру, в своё время он получил предупреждение от спецслужб: администраторов неплатёжеспособности не трогать! Борданс этому предупреждению не внял, за что и поплатился постом в правительстве. Глава Минюста заинтересовался делами одного литовского банка, который в сотрудничестве с администраторами неплатёжеспособности получил в Латвии многомиллионный кредит. Борданс поручил подчиненным проверить, не было ли в этом деле нарушений – после чего руководство Нацблока исключило его из партии и потребовало отозвать из правительства.

Нынешний же министр юстиции Латвии Дзинтарc Расначс на протяжении уже нескольких лет яростно отрицает тайное сотрудничество своих однопартийцев из Нацблока (по негласной внутриэлитной договорённости пост главы Минюста закреплён именно за этой партией) с администраторами неплатежёспособности. По его словам, «это миф, распространяемый конкурентами и недоброжелателями». Однако журналисты выходящей на «Латвийском телевидении» передачи De facto недавно подготовили сюжет о связях политиков Нацблока с бывшим администратором Марисом Спрудсом. Спрудс и несколько его коллег год назад были задержаны сотрудниками государственного Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Все они работали над ликвидацией обанкротившегося банка Trasta Komercbanka. Были начаты два уголовных процесса о присвоении крупных средств. 14 февраля суд Видземского предместья Риги постановил освободить Спрудса, обвиняемого в «вымогательстве и легализации преступно нажитых средств», из-под ареста под залог в 500 тысяч евро. Суд дал месяц на то, чтобы найти эти средства, однако Спрудсу удалось собрать их за два дня. Он внёс их, был освобожден из-под стражи и покинул Рижскую центральную тюрьму. Журналисты передачи De facto поведали, что бывший парламентский секретарь министерства юстиции Айгар Лусис, еще недавно являвшийся заместителем генерального секретаря Национального блока, никогда не скрывал своих хороших отношений с Марисом Спрудсом. Три года назад Лусис заявил о Спрудсе: «Я его хорошо знаю, высоко оцениваю, уважаю и считаю, что он выдающийся профессионал в своей отрасли».

Когда начались задержания в рамках дела о Trasta Komercbanka, Лусис сам оказался в статусе подозреваемого. Прокурор заподозрил, что политик поддержал присвоение денег в больших объемах, а также помогал «отмывать» преступно нажитые средства. После этого Лусису пришлось уйти с поста заместителя генсека Нацблока, но лидер партии Райвис Дзинтарс счёл этот поступок «проявлением мужественности и джентльменства», предпринятым, дабы «не дать возможность конкурентам навести тень на всех нас». Ещё один видный представитель Нацблока, глава юридической комиссии Сейма Гайдис Берзиньш (тоже экс-министр юстиции) не только поддерживает дружбу с бывшим ликвидатором Trasta Komercbanka Илмаром Крумсом, также обвинённым в рамках этого дела, но и ведет с ним совместный бизнес в сфере недвижимости. Прекращать сотрудничество с Крумсом Берзиньш даже не думает. Хорошо знаком и со Спрудсом и с Крумсом депутат Сейма от Нацблока Имант Парадниекс – один из наиболее рьяных апологетов «латышской Латвии». На вопрос, продолжает ли он общаться со Спрудсом после того, как тот стал обвиняемым, Парадниекс возмутился. «Слушайте, это его личные дела! Это его профессиональные дела. Ко мне они не относится!», – негодующе воскликнул политик.

Райвис Дзинтарс считает, что Нацблоку не в чем виниться и упоминает неких «политических конкурентов и определенные СМИ, которые пытаются использовать данные вопросы». Он, впрочем, не готов отрицать, что «у кого-то из наших сопартийцев и могли быть личные отношения с администраторами неплатёжеспособности или совместное с ними посещение спортивных мероприятий». Однако, как отмечает De facto, эти «кто-то», связи которых якобы не стоит воспринимать всерьез – Гайдис Берзиньш, до конца прошлого года являвшийся сопредседателем Нацблока, и Айгар Лусис, пожертвовавший своей партии в прошлом году 13 тысяч евро.

Стоит упомянуть, что имя Спрудса фигурировало и в другом скандале. Несколько месяцев назад телепрограмма Nekā personīga («Ничего личного») озвучила информацию о том, что действующий в стране банк Norvik подал в международный арбитражный суд иск против Латвии. В иске утверждалось, что некое высокопоставленное должностное лицо из Латвии пыталось вымогать взятки у владельца контрольного пакета банка Григория Гусельникова. Жалобщики утверждают, что банку пришлось обратиться в суд «из-за несправедливого, неверно мотивированного и необоснованного подхода со стороны регулирующих банков, противоречащего международному праву». Журналисты Nekā personīga утверждали, что к вымогательству мог быть причастен именно Марис Спрудс, но не только он. Гражданин России и одновременно британский подданный Григорий Гусельников стал владельцем контрольного пакета действующего в Латвии банка Norvik пять лет назад. Наладить отношения с государственными учреждениями Латвии ему так и не удалось – руководимый им банк постоянно сталкивался с различными придирками со стороны Комиссии рынка финансов и капитала. Позже стало известно, что высокопоставленное лицо, обвинённое Гусельниковым – не кто иной как глава Банка Латвии Илмар Римшевич, оказавшийся, в итоге, недавно под следствием по подозрению в коррупции.

Приобретая Norvik, Гусельников, по его словам, знал, что у этого учреждения есть проблемы с некоторыми займами. В частности, в банке взяла кредит фирма, претендовавшая на проект Wingery (по строительству при господдержке парка ветрогенераторов под Вентспилсом). Однако, как утверждает Гусельников, некая группа лиц попыталась захватить прибыльный бизнес, не вернув кредит. В эту схему также были вовлечены банковские сотрудники, поскольку кредит был выдан фактически без залога. В итоге между Norvik и Winergy была заключена мировая, и парк ветрогенераторов отошёл под контроль банка – но следствие и тяжбы по этому делу все ещё продолжаются. В качестве одной из ключевых фигур в мошеннической схеме Winergy банк называет администратора неплатежеспособности Спрудса. Уже после того, как арестовали Римшевича, Гусельников рассказал The Associated Press, что тот через доверенных лиц требовал от него большие взятки и пытался принудить к участию в «отмывке» денег из России. По мере отказов Гусельникова отношения Norvik с КРФК становились всё хуже и хуже.

Латвийский правозащитник Александр Гапоненко, в апреле брошенный в тюрьму за «антигосударственную деятельность», незадолго до ареста изложил в соцсетях своё мнение по сложившейся ситуации.

Он предположил, что Спрудса освободили из-под стражи в связи с его согласием дать показания на Римшевича. «Спрудс же, скорее всего, был вынужден дать показания на Римшевича под давлением фактов, которые в своих показаниях привели его подельники – Илмар Крумс, Йорен Райтумс и ещё четыре лица, работавших администраторами неплатёжеспособности. Эти любители быстрого обогащения вышли на свободу значительно раньше своего атамана», – отмечает Гапоненко. Он добавляет: «Бывший министр юстиции Гайдис Берзиньш (при котором как раз буйно расцвел бизнес по вымогательству у лиц, находящихся в состоянии банкротства) оказалось, обладает абсолютным слухом. Он услышал тихие тревожные звоночки из своей бывшей вотчины и в начале 2018 года подал в отставку с поста сопредседателя Национального блока, а также полностью пропал из публичной сферы».

По словам общественного деятеля, весьма осведомленного в делах «внутренней кухни» латвийской политики, начало атаки на администраторов неплатёжеспособности положила проверка Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (к слову, это учреждение в Латвии в своё время было создано по настоянию США) процесса банкротства Trasta Komercbanka. «Через этот банк выводились украденные у американцев миллиарды евро, и администраторы неплатёжеспособности присвоили себе немалую толику этих денег. А американцы, надо отдать им должное, очень не любят, когда шустрые деревенские парни их обкрадывают. Отмывание денег в коммерческих банках легко обнаружить через систему контроля, которая существует в Банке Латвии. Контроль осуществляет, конечно, конкретный инспектор, но этот инспектор подчинен президенту этого учреждения. А вот над президентом реального контроля уже нет. Потому что Сейм – учредитель Банка Латвии – разве когда-нибудь что-нибудь контролировал? Потом, трудно бедному Римшевичу было удержаться от соблазна, если у него долгов на сотни тысяч евро и доходы не могут покрыть расходов. Этот факт уже десять лет как был виден из деклараций о доходах, которые Римшевич сдавал ежегодно. Но кто изучает эти декларации, кроме пенсионеров-бездельников?», – иронизирует Гапоненко.

Он считает, что только всемогущие американцы могли добиться заведения уголовного дела на «непотопляемого» Римшевича, являющегося представителем высших кругов латвийской политической элиты.

«Если все эти предположения верны, то тогда выходит, что чистка авгиевых конюшен коррупции в республике идёт по команде самого Дональда Трампа. Он избавляется от тех фигур политического влияния демократов, которые забыли взятые на себя обязательства и решили в дополнение к своему окладу ещё и "немножко шить"», – предполагает эксперт.

И вот в конце мая в Риге был застрелен администратор неплатёжеспособности Мартиньш Бункус. Неизвестные убийцы подстерегли его, ехавшего на своем белом внедорожнике Range Rover, на улице Айзсаулес 1, близ Братского кладбища. В последнее время это имя тоже фигурировало в СМИ в связи с ликвидацией Trasta komercbanka. Всего за полгода работы над закрытием этого банка Бункус получил 2,9 млн евро. Как расценивать данное преступление в свете всего вышесказанного? В стране начались попытки расчистки коррупционных залежей, и кто-то могущественный, испугавшись, пытается замести следы? Очень на то похоже…

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..