Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
ШОС с китайским акцентом

ШОС с китайским акцентом

Партнеры по ШОС одобрили действия Москвы на Кавказе с учетом оговорок Пекина
Лев Паршин
29.08.2008
ШОС с китайским акцентом

По итогам обсуждения югоосетинского вопроса на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе президент России Дмитрий Медведев выразил своим коллегам – лидерам Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана – признательность и благодарность за поддержку действий России в конфликтной ситуации. В то же время оценки политологов как в России, так и в мире – оказались очень противоречивыми.

На самом деле кавказскому кризису уделено в итоговом документе саммита не много места – всего несколько строчек. Государства-члены ШОС выразили глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью вокруг югоосетинского вопроса. Они призвали соответствующие стороны путем диалога мирно разрешать существующие проблемы, прилагать усилия к примирению и содействию переговорам. Лидеры стран ШОС приветствовали одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и заявили, что они поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе.  

Вот и все, что говорится в декларации непосредственно о конфликте.

Тщательно выверенные формулировки дают основание считать, что ШОС поддерживает единственно возможную основу для мирного урегулирования конфликта - план Медведева – Саркози - и поддерживает, в принципе, линию Москвы на Кавказе.

О последних драматических событиях участники саммита говорили и в ходе двусторонних бесед. Российский президент Дмитрий Медведев подробно рассказывал о том, как Грузия вероломно развязала войну против Южной Осетии и против российских миротворцев. Он объяснил также, какими мотивами руководствовалось российское руководство, принимая решение о проведении операции по принуждению Грузии к миру. В ходе бесед все пришли к выводу, что такого рода события, конечно, не укрепляют миропорядок; что сторона, развязавшая агрессию, должна отвечать за ее последствия.  

Это основной позитивный для России итог саммита в Душанбе. Москва надеется, что позиция государств-членов ШОС получит должный международный резонанс.  

И все же, и все же…  

И все же, к сожалению, не все важные аспекты проблемы нашли отражение в итоговой декларации, которая фиксирует официальную коллективную позицию ШОС.

Нет в этом документе прямого одобрения российской военной акции против грузинской агрессии. Нет и признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

 Союзники по ШОС оказали России лишь дозированную поддержку.  

Можно предположить, что общую тональность в таком подходе задала делегация Китая. По данным западных СМИ, руководство Китая настойчиво добивалось смягчения формулировок декларации, заблокировало предложенные Россией термины «геноцид» и «агрессия» в оценке действий грузинского руководства. Пекин с самого начала военного конфликта высказывал лишь общую озабоченность развитием событий, призывал все стороны к сдержанности и переговорам. В таком духе китайский МИД сделал заявление непосредственно накануне саммита в Душанбе – 27 августа. Как сказал китайский представитель, принципиальная позиция Китая состоит в том, что все подобные конфликты должны решаться мирно, путем консультаций и переговоров.  

Уже первые часы после Душанбе показали: Китай и дальше будет придерживаться такой осторожной линии. В Нью-Йорке в Совете Безопасности ООН состоялось очередное обсуждение югоосетинского вопроса. На Россию со всех сторон обрушился шквал критики. Российский представитель Виталий Чуркин отбивался героически, приводил, казалось бы, неопровержимые факты и аргументы о грузинской агрессии и действиях России. Никто не поддержал его. Промолчал и представитель Поднебесной, хотя обычно Китай и Россия в этом органе поддерживают друг друга.  

Позиция Китая вполне предсказуема и объясняется двумя словами: Тайвань и Тибет.

 Чтобы избежать обвинений в непоследовательности и двойных стандартах, Пекин проявляет большую осторожность, когда в мире кто-то заявляет о своей независимости. Россия, а еще раньше Советский Союз всегда безоговорочно поддерживали Китай в этих чувствительных для него вопросах. Давайте перенесемся из Душанбе в Сан-Франциско, на 57 лет назад. В 1951 году в этом американском городе проходила международная конференция, обсуждавшая мирный договор с Японией. Советская делегация внесла в проект несколько предложений, в том числе предусматривавших признание Японией суверенитета КНР над Тайванем и рядом других островных территорий. Но в это время бывшие союзники в войне с гитлеровской Германией – СССР и США – уже стали противниками в холодной войне. Американцы, опираясь на голоса сателлитов, отвергли советские предложения, которые не были даже поставлены на обсуждение. Тогда делегация СССР – разумеется, получив директивы Кремля, - отказалась подписать документ. Многие эксперты сегодня считают, что это была крупная политико-дипломатическая ошибка Москвы. Ведь в договоре, между прочим, один из пунктов провозглашал отказ Японии «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова». Япония потом выдвинула смехотворный довод, что термин «Курильские острова» не включает, мол, в себя Южные Курилы. Тем не менее, если бы СССР подписал тогда мирный договор, то выбил бы у японцев главный козырь в их притязаниях на «северные территории». Такова была цена, которую Советский Союз заплатил за принципиальную поддержку Китая.

Международная политика – вещь жесткая. Нельзя ожидать, что, получив от кого-то поддержку, пусть даже и жизненно важную, эта страна будет вечно отдаривать своего спасителя безоговорочным принятием его линии во всем. И уж тем более этого нельзя ожидать от китайцев. Даже выстраивая стратегическое партнерство с Россией, Пекин всегда себе на уме. Он говорит в один голос с Москвой только там, где считает выгодным или, по крайней мере, возможным.  

Что ж, в Москве вряд ли не понимают эту суровую реальность.

Российское руководство с самого начала дало понять, что хотело бы опираться на понимание и поддержку дружественных стран, но не намерено выкручивать им руки.

 Да это и невозможно.  

На Россию обрушивается сейчас поток несправедливых обвинений и угроз. На этом фоне пусть даже сдержанная поддержка, которую декларировали в Душанбе страны ШОС, имеет значение. Если Запад попытается поставить Россию в состояние международной изоляции, то у Москвы остается поле для маневра: переориентация на Восток. Хотя, конечно, лучше для всех, если удастся сохранить равновесие.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.