Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
«Русофил» Джонсон

«Русофил» Джонсон

Послесловие к визиту министра иностранных дел Великобритании в Москву
Владимир Малышев
23.12.2017
«Русофил» Джонсон

Нет, недаром говорят, что глава МИДа Британии Борис Джонсон за словом в карман не лезет. Вот и сейчас на пресс-конференции в Москве, которая состоялась в рамках его однодневного визита, он вдруг неожиданно провозгласил: «Позвольте мне заявить, что я русофил. Причём русофил убеждённый». Но и этого ему показалось еще мало, чтобы показать, как он доверяет российскому министру иностранных дел.

Джонсон сообщил, что после приезда на переговоры отдал Сергею Лаврову свое пальто вместе со всем содержимым карманов. «Я знал, что он присмотрит за ним и ничего дурного не произойдет», – пояснил Джонсон. На что Лавров находчиво пошутил в ответ, что «в пальто Бориса ничего не было».

Согласитесь, услышать сегодня такой свободный диалог, будто бы старых приятелей, на фоне свирепствующей на Западе русофобии на пресс-конференции в Москве главы внешнеполитического ведомства страны, отношения которой с РФ в настоящий момент не просто плохие, а хуже некуда, было довольно удивительно. Правда, можно рассматривать это неожиданное «признание в любви» со стороны Джонсона как обычную дипломатическую вежливость в ответ на реплику Лаврова, который перед этим заявил, что готов называть своего британского коллегу на русский манер с ударением не на первом, как в Англии, а на втором слоге.

О содержании переговоров двух министров в Москве «Столетие» уже во всех подробностях рассказало. Однако, несмотря на взаимные уверения в стремлении «налаживать отношения», работать на «благо мира и безопасности», «найти пути для сотрудничества там, где наши интересы совпадают», готовности «развивать диалог по самому широкому кругу» и т.д. и т.п., британский министр был вынужден констатировать, что на деле сотрудничество между двумя странами развивается более чем вяло.

Так, говоря о «признаках экономического прогресса» в двусторонних отношениях, Джонсон не смог привести других примеров, кроме увеличения поставок «крупного рогатого скота, чипсов в Россию», а также лимузинов марки «Бентли».

Выразив при этом надежду, что их приобрели не только сотрудники российского МИДа, что, как вполне понятно, не могло не вызвать смех в зале.

Кроме того, Джонсон вновь попытался возложить вину за охлаждение отношений на российскую сторону, начав размахивать уже набившим оскомину жупелом о «вмешательстве». Произошло это после того, как Лавров, отвечая на реплику британского журналиста, что «никто в мире не верит» Москве, когда она отвергает случаи вмешательства, отметил, что Россию обвиняют во вмешательстве в политические процессы в целом ряде стран, но фактов никто не предъявляет. «Под миром вы, наверное, имеете в виду западное сообщество. И даже в западном сообществе есть немало деятелей, которые имеют здравый ум и незашоренный взгляд. Вот, например, мой сосед Борис Джонсон недавно заявил, что у него нет доказательств, что Россия вмешивалась в референдум по выходу Британии из Евросоюза», – заявил министр.

Джонсон на это моментально ответил: «Не было успешного (вмешательства. – Ред.), я думаю, – это подходящая фраза». «Я думаю, это очень важно, чтобы вы признали российские попытки вмешаться в наш референдум и выборы. Какими бы они ни были, они оказались неуспешными», – упорно настаивал британский министр.

Однако в ответ он тут же получил щелчок по носу. «Без фактов, – осадил его Лавров, – говорить очень трудно. Я думаю, что вы там придумали себе это все в вашей западной компании и, к сожалению, вы сейчас находитесь в плену у этой темы, очень трудно слезть с забора, на который вы забрались», – заявил он.

Стоит отметить, что президент России Владимир Путин не стал встречаться с задиристым британским гостем.

«Дело в том, что сегодня и завтра, как я уже говорил, достаточно насыщенный рабочий график президента, в котором подобная встреча не значится. Вы знаете, что Борис Джонсон прибывает сюда по приглашению его российского визави Сергея Лаврова, и основные переговоры состоятся в МИД», – отметил перед его прибытием в Москву пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Понятно, что такой вежливой дипломатической формулой британской стороне дали понять, что при таком состоянии отношений между двумя странами проводить переговоры на более высоком уровне преждевременно. Особенно после того, как премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, самым активным образом поддерживая все антироссийские санкции, недавно перед саммитом «Восточного партнерства» назвала Россию враждебным государством и призвала Европу внимательно следить за ней.

А зачем он тогда приезжал?

А потому вполне закономерно возникает вопрос: а зачем вообще тогда министр Джонсон приезжал в Москву? Потому что, как отметили обозреватели, официально озвучиваемые перед этим привычные цели – поддержание диалога по вопросам борьбы с терроризмом, киберугрозами и по взаимодействию при подготовке чемпионата мира по футболу – выглядели откровенно неубедительными. Ведь в последний раз глава Форин-офиса в России был пять с половиной лет назад – в мае 2012 года. А о поездке же Джонсона в Россию начали говорить чуть ли не больше года назад. Она должна была состояться еще весной 2017 года. Первоначально поездка была назначена на конец марта, потом перенесена на 10 апреля и в итоге вообще отменена. По причине ситуации в Сирии, где действия России с самого начала подвергались ожесточенным нападкам Лондона. Мало того, накануне визита в Москву руководитель Форин-офиса без обиняков назвал нашу страну «закрытой, недружелюбной и антидемократической, как Спарта», а затем заявил, что не верит в возможность перезагрузки отношений с Россией. Ну, а зачем тогда, спрашивается, надо было приезжать? А раз все-таки приехал, то объяснение одно: значит, приспичило!

Отчасти причины этого визита объясняет британская печать, которая вынуждена признать, хотя и сквозь зубы, что с Россией все-таки придется налаживать отношения.

«За прошедшие месяцы расклад заметно изменился – причем не в пользу Британии, – констатирует газета «Индепендент». – Во-первых, международное сообщество перестало обвинять Россию в связи с сирийскими событиями – или теперь делает это с намного меньшим энтузиазмом. Мирный процесс, который Москва предварительно инициировала параллельно со своим военным вмешательством, принес некоторые плоды, и США (если не Британия) втихомолку отказались от своих наиболее сомнительных региональных союзников. Краткий визит, нанесенный Путиным в Сирию в этом месяце, явно подчеркивал, что «задача выполнена», и теперь мир без учета мнения России заключен быть не может».

Во-вторых, Лондон беспокоит, что США, несмотря на бушующую там русофобию, за спиной Британии все же смогут в конце концов «поладить» с Москвой. «Если Британия хочет оставаться на стороне США, – продолжает «Индепендент», – ей придется оставаться открытой для разных вариантов. Надежды Трампа на сближение с Россией были подорваны и сокрушены его вашингтонскими противниками, однако последние заявления президентов России и Америки показывают, что и Трамп, и Путин все еще надеются совместными усилиями сделать мир лучше. Пока чиновники и законодатели с обеих сторон обмениваются обвинениями, Трамп с Путиным в целом остаются над схваткой. На прошлой неделе стало известно, что ЦРУ передало России информацию, позволившую предотвратить теракт в Санкт-Петербурге. Путин публично выразил американцам благодарность за это».

Ну, а в-третьих, газета признала, что на диалог с Москвой Лондон толкают и другие, куда более прозаические причины – заинтересованность в российских энергоресурсах. «Кроме этого, – признается «Индепендент», – имеется еще одно новое обстоятельство, которого никто не предвидел.

Из-за треснувшей трубы газопровода в Северном море Британии неожиданно понадобились дополнительные поставки газа с проекта «Ямал СПГ» в российской Арктике, которому угрожают британские санкции.

Ирония ситуации – особенно явная с учетом того, что Британия входила в число вдохновителей европейских санкций, связанных с Украиной, – не осталась для России незамеченной. Путин заявил, что он лично проконтролировал поставку после открытия терминала на Ямале. Когда я пишу эти строки, танкер со сжиженным газом, направляющийся в Кент, как раз проходит мимо норвежских берегов», – отметил автор материала в английской газете.

«Много общих интересов»

Впрочем, во всем этом Джонсон и сам признался, дав накануне визита интервью агентству РИА Новости. «У нас, – заявил он, – много общих интересов. И я вам сейчас скажу каких. Во-первых, Иран. Позиция Великобритании очень близка к российской. Мы видим преимущества защиты соглашения по иранской программе (Совместный всеобъемлющий план действий, выполнение которого снимает с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. – Ред.), стремимся удержать ядерные амбиции и использование в военных целях иранской ядерной программы. Никто из нас не хочет получить Иран с ядерным оружием, это плохо для мира. С другой стороны, мы видим, что иранский народ должен вернуться в мировую экономическую систему, он должен ощутить преимущества участия в ней – и это очень важно. Посмотрите на проблемы, на обеспокоенность людей в связи с ситуацией на Ближнем Востоке. Для Великобритании и России совместная работа была бы очень полезной.

Главный кризис в мире сейчас, с моей точки зрения, это КНДР. Ким Чен Ын может стать обладателем баллистической ракеты, способной достичь не только Нью-Йорка и Лондона, но и Москвы. И это, по нашим данным, может занять от шести до 18 месяцев.

Это очень реальная проблема. Ни мы, ни Россия, ни британский, ни российский народы не могут допускать такой риск. Как мы можем это предотвратить, что можем сделать? Мы должны обсуждать это. Думаю, возможность для совместных действий тут есть.

И третье – это Сирия. Мы должны быть реалистами. Мир сильно изменился с тех пор, как наши страны выработали стратегию в отношении кризиса в Сирии. То, что там происходит, это трагедия. По-прежнему погибает много мирных граждан, Асад (президент Сирии Башар Асад. – Ред.) по-прежнему несет ответственность за большое количество смертей, и нам нужно обсудить, куда двигаться дальше. Мы понимаем российский вклад в Сирии, мы уважаем желание России защитить российские национальные интересы в Сирии, но мы считаем, что нужно найти надежное политическое решение, и я хочу узнать у Сергея (Лаврова), каким он видит путь вперед, как он видит будущее. Есть большие вопросы, на которые еще нужно найти ответы. Россия и Великобритания, где это возможно, должны работать вместе, и мы будем стараться делать это».

Однако главный редактор журнала «Politics First» Маркус Пападопулос уверен, что прогнозировать в результате визита Джонсона в Москву улучшения в политической сфере не стоит. Во-первых, Россия и Британия – геополитические соперники уже на протяжении нескольких столетий и будут таковыми оставаться. Во-вторых, Пападопулос отметил, что актуальная внешнеполитическая повестка Великобритании во многом формируется Вашингтоном. Нельзя забывать об «особых отношениях» двух стран, система которых, по словам эксперта, «глубоко зацементирована и фактически является нерушимой». Более того, по мнению некоторых британских политологов, связи Вашингтона и Лондона еще больше укрепятся после завершения процесса Brexit. В этой связи нет никакой надежды, что у Британии вдруг возникнет иной подход по отношению к России. «США являются решительным оппонентом России и поэтому визит Джонсона может лишь положительно повлиять на торгово-экономические отношения двух стран, но не более того», – считает Пападопулос.

Многозначительные комплименты

Тем не менее, в уже упомянутом интервью РИА Новости английский министр все-таки сказал такие вещи, которые трудно было ожидать, учитывая нынешнее печальное состояние двусторонних отношений. «У нас общая история, – заявил Джонсон. – По сути, во всех конфликтах на протяжении последних 150 лет мы с Россией были на одной стороне, мы вместе победили нацизм и можем сотрудничать в борьбе с терроризмом. Одна из вещей, в которых мы хотели бы помочь России, уже идет обсуждение, – это обеспечение безопасности на чемпионате мира-2018. Мы поздравляем Россию с тем, что она получила право провести чемпионат, я был в Цюрихе, когда это было объявлено. Если мы в чем-то можем помочь в плане обеспечения безопасности, то готовы. Более того, наши люди уже говорят с российскими властями, наши полицейские работают вместе в преддверии этого. Если мы что-то можем сделать вместе, давайте делать это».

Договорился строптивый английский министр, явно желая понравиться российской аудитории, и до откровенных комплиментов в наш адрес. «Вы помните, – сказал Джонсон, – когда я был мэром Лондона, проводилось много мероприятий, прославляющих вклад россиян в жизнь нашей столицы. Я очень горжусь 150 тысячами россиянами, проживающими в нашей стране. Там, где мы можем развивать культурное сотрудничество, культурные обмены, научное сотрудничество, давайте делать это. Я очень рад, что в московском метро ходил шекспировский поезд. И, кстати, я единственный глава МИД Великобритании с российским происхождением, насколько я знаю».

– Ну и имя у вас русское, – заметил корреспондент РИА Новости

– Вот именно! – с готовностью подхватил министр.

Таким образом, несмотря на споры с Лавровым на пресс-конференции и на то, что сегодня вряд ли возможен прорыв в изрядно испорченных отношениях между двумя странами, сам факт визита английского министра в Москву в разгар все новых санкций и не спадающей волны русофобии на Западе, говорит о том, что двери для диалога вовсе не закрыты.

Роль России сегодня в мире такова, что даже задиристый английский джентльмен, объявил себя вдруг «убежденным русофилом» и доверил российскому министру на хранение свое собственное пальто. Это, конечно, была шутка. Но в любой шутке всегда есть довольно прозрачный намек.

К тому же и в нашем МИДе умеют шутить. Комментируя публикацию в газете «Таймс», где содержались рекомендации Джонсону не есть и не пить в Москве, официальный представитель МИДа Мария Захарова заметила, что «от нас голодными ещё никто не уезжал». «Накормили, напоили и отправили обратно в Великобританию», – сказала она в программе «60 минут» на телеканале «Россия», подводя итоги визиту.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..