Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Проблема не в личности, а в векторе

Проблема не в личности, а в векторе

Группа «Рейтинг» обнародовала данные о доверии Владимиру Зеленскому
Святослав Князев
12.09.2020
Проблема не в личности, а в векторе

Президенту Украины сегодня не доверяют на 6% украинцев больше, чем доверяют. 50% опрошенных социологами граждан Самостийной объявили, что не доверяют главе своего государства, а вот готовы еще поверить ему в той или иной мере 44% участников исследования. Причем из них полностью доверяют «гаранту Конституции» всего 17%. Остальные 27 – поддерживают лишь отдельные действия и идеи Зеленского.

Пиарщики «Зе-команды» попытались подать плохую новость под нужным соусом – мол, Петру Порошенко и Виктору Януковичу на том же сроке доверяло еще меньше людей – всего около 30%. Однако эта попытка вызвала только усмешку у политических экспертов.

«Конечно, нет другого выхода, кроме как сопоставить действующего президента с предыдущими. Но я бы точно не хотел, чтобы меня мерили по показателям с человеком, который за 5 лет сделал из страны фаршмак и сумел рассорить украинцев не только по идеологическим, а и по религиозным признакам», – написал в своем блоге журналист Василий Апасов.

А политолог Сергей Михеев заметил, что уровень недоверия населения Украины к «пропрезидентской» партии «Слуга Народа» достиг уже около 70%, и Зеленский его уже больше «не вытягивает». «Имидж Зеленского, как знаменитый Боливар, вытягивает пока только одного – самого Зеленского», – подчеркивает эксперт на своей странице в фейсбуке.

При этом и украинские эксперты, и пиарщики Зеленского обходят самую неудобную тему. До выборов и сразу после них рейтинг действующего президента Незалежной был ощутимо выше, чем у обоих его предшественников. На третий месяц после избрания Владимиру Зеленскому доверяли 76% жителей страны. Уровень доверия к Порошенко на том же сроке составлял 62%, а к Януковичу – 53%. Таким образом, глубина обвала рейтинга доверия у Зеленского ощутимо больше, чем у Януковича, и вполне сопоставима с Порошенко.

Почему так? Дело в том, что пиарщики, работавшие с кандидатом в президенты Украины Зеленским, оказались, наверное, первыми технологами, умудрившимися достучаться в региональном разрезе почти до всей страны. Даже Леониду Кучме в лучшие его времена не удавалось добиться такого широкого электорального охвата. Лозунги в духе «за все хорошее, против всего плохого» (прекращение войны, борьба с коррупцией и бюрократией, повышение качества жизни простых людей и так далее) реально зацепили многих украинцев. И тем большее разочарование их ждет.

Впрочем, возлагаемые на Зеленского надежды, были изначально иллюзорны. Он еще за пять лет до описываемых событий называл «мразями» жителей Донбасса, смеялся над перекрытием Северо-Крымского канала, поддерживал убийц-атошников.

И при этом ни дня не работал в сфере производства либо государственного управления, не имел полноценного образования (вряд ли кто-то может поверить, что человек, проводивший все время напролет на выступлениях, на самом деле заработал свой диплом юриста, даже в провинциальном вузе).

Самая большая проблема украинцев, впрочем, как и некоторых других постсоветских народов, заключается в том, что значительная их часть беззаветно верит в «хорошего парня», который сможет повести их на Запад и построить «маленькую Европу».

На это купились те, кто голосовали в 1991 году за Леонида Кравчука (его окружение, помнится, обещало превратить Незалежную во вторую Францию), те, кто вышли в 2004 году на Майдан за Виктора Ющенко, те, кто выбрали в 2014 году Петра Порошенко. Ну и, конечно, часть избирателей Зеленского.

Секрет успеха последнего заключался именно в том, что он объединил спасающийся от нового срока Порошенко пророссийский электорат Юго-востока, с «умеренно-прозападными» избирателями Центра и Севера Украины. И именно в этот момент новый упадок Незалежной стал действительностью.

Падение ВВП Украины во втором квартале 2020-го в годовом измерении составило 11,4%. Промышленное производство в июне 2020-го упало на 5,6%. Официальный Киев пытается объяснить все «коронакризисом». Но украинские чиновники, конечно, лукавят.

По итогам 2019 года, задолго до прихода «короны» на Украину, промпроизводство уже упало на 1,8%. Пандемия не создала кризисные явления в экономике Самостийной. Она их лишь усугубила. А заодно – закамуфлировала. Корень проблемы же кроется совсем в другом.

Доля России в экспорте Украины в 2013 году составляла около 25%, сегодня – всего порядка 6,5%. И произошло это отнюдь не за счет торгового роста на других направлениях. Ведь если в 2013 году экспорт товаров из Незалежной достигал 63,3 млрд долларов, то в 2019-ом – всего 50 млрд.

Причем само общее падение объема экспортных поставок – это не самая большая беда для Украины. Проблема – в их качественной структуре. Почти половина экспорта Самостийной – это аграрная продукция с минимальной добавленной стоимостью. Продукция растениеводства, жиры, древесина и так далее. На машины, оборудования и транспорт приходится всего около 10%. За послемайданный период доля сельхозпродукции в украинском экспорте подскочила примерно в 2,5 раза.

Суровая правда жизни заключается в том, что ни одно из крупных «аграрных» государств на карте мира сегодня не является богатым и процветающим. Индустрия и постиндустриальные технологии дают гораздо большую добавленную стоимость и чистую прибыль, чем кукуруза или подсолнечное масло.

При этом при продаже машин, оборудования и интеллектуальной собственности далеко не всегда действуют рыночные законы. Страны коллективного Запада сотнями лет оттачивали военно-политических технологии, позволяющие вывозить из остального мира сырье, втюхивая взамен свою промышленную продукцию.

До 1991 года Украина, как известно, обладала мощным транспортным машиностроением, ракетостроением, инфраструктурой по производству двигателей. Сегодня от всего этого остались рожки да ножки. Львиная доля экспорта высокотехнологической продукции с Украины приходилась либо на Россию, либо на партнерские с РФ проекты, связанные с поставками в третьи страны. Сейчас эта кооперация разрушена. По многим категориям Россия уже даже успела развернуть собственные производства.

Запад же Украине эти потери компенсировать не собирается. «Сименс», «Боинг», «Дассо», «Алстом» и десятки других западных корпораций слишком хорошо зарабатывают, чтобы делиться клиентами с украинскими конкурентами. Напротив, они с радостью превратят саму Незалежную в очередной рынок сбыта – по крайней мере, до тех пор, пока она еще что-то способна покупать...

Объективно же Украина может интересовать Запад лишь как плацдарм для давления на Россию и сырьевой придаток. И это все. Поэтому, каким бы «хорошим» и «грамотным» ни казался прозападный кандидат, ничего полезного он Киеву принести не сможет по определению.

И если уж такие более грамотные и циничные политики, как Виктор Ющенко и Петр Порошенко, не смогли улучшить жизни украинцев, то от комика Зеленского этого ждать не приходится тем более. Проблема не в личности, а в векторе. Поход на Запад для Украины бесперспективен. Впрочем, как и для других постсоветских государств – таких как Молдавия, Грузия или Белоруссия.

Остается только гадать – осознают украинцы когда-либо эту простую истину, или снова попробуют проверить, а вдруг в очередной раз грабли «не сработают» и можно будет обойтись без новой шишки на лбу?


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..