Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Политнеделя: Росатомсюрприз

Политнеделя: Росатомсюрприз

Впервые нашу атомную энергетику возглавил далекий от науки человек
Владимир Казаков
21.11.2005

Назначение Сергея Кириенко директором Федерального агентства по атомной энергии ("Росатом") вызвало громкую реакцию в обществе. Специалисты, которых, как обычно, никто не спрашивал, пребывают в шоке и готовятся к худшему.

Например, бывший руководитель Госатомнадзора Юрий Вишневский заявил: "После такого назначения могу только посочувствовать и агентству, и всем нам". "Группы поддержки", по обыкновению, хором запели об "опытном управленце". Тем не менее, впервые эту структуру возглавил чужак, не входящий в научную или промышленную корпорацию атомщиков.

"Росатом" и "Росавиакосмос" – последнее, что еще поддерживает Россию в статусе региональной державы. Атомная энергетика при этом – высокодоходная отрасль. По разным данным, прибыль от ее деятельности составляет около трех с половиной миллиардов долларов в год. Кроме того, наблюдается подъем в мировой атомной отрасли, что, естественно, повлечет дополнительные доходы. В ситуации, когда наши технологии востребованы на мировом рынке (Китай планирует за пятнадцать лет построить 40 новых атомных блоков, Индия и Иран – по 20-25), "Росатому" необходим управленец, понимающий и любящий свое дело, каковым, собственно, и был бывший директор Румянцев.

К середине века эксперты прогнозируют увеличение мощностей мировой атомной энергетики вдвое, что невозможно без десятков новых ядерных реакторов. Упреждая развитие событий, "Росатом" разработал, а правительство одобрило стратегию развития ядерной энергетики до 2050 года (аналогичная программа принята лишь в США). Запланировано расширение российского участия в мировом рынке услуг хранения и переработки ядерного топлива. К тому же, в число поставщиков энергетических реакторов входят исключительно российский "Росатом", европейский концерн "Фраматом" ANP, американские компании Westinghouse Electric и General Electric и канадская AECL. Но лишь Россия, по оценкам МАГАТЭ, обладает самым современным по техническим решениям и уровню безопасности реактор.

Подводя итог своей работы, Румянцев с полным основанием говорил: "Всеми предыдущими поколениями и моими коллегами, с которыми я работал, создана мощная площадка для рывка в атомной отрасли и ее интеграции в мировую энергосистему и экономику". Площадка великолепная, да будет ли рывок? Соперников, заинтересованных в уничтожении конкурента, предостаточно.

В середине 1990-х, во время повальной приватизации Ельцин якобы не позволил расчленить отрасль и тем ее сохранил. Ему, поговаривали, уже были показаны проекты решений по ликвидации Минатома и передаче его научных учреждений в другие министерства и ведомства. Ельцин же был не понаслышке знаком с деятельностью предприятий ядерного комплекса на Урале и понимал, чем грозят некомпетентность и даже "безобидное" переподчинение.

В 2001 году была предпринята новая попытка (нефть, газ и электричество к тому времени уже поделили) растащить "Росатом". На этот раз проект, написанный в соавторстве с Чубайсом, представил Греф. В документе предлагалось расчленить государственный концерн "Росэнергоатом", а также передать отдельные АЭС в региональные энергетические компании. Демонополизации рынка атомной энергии, однако, не произошло. Так называемой "конкуренцией" пожертвовали ради безопасности, чем сильно расстроили Чубайса, который мечтал создать на базе АЭС несколько генерирующих компаний.

В те, прямо скажем, весьма тревожные дни пленум Центрального правления Ядерного общества России обратился к президенту, председателям Федерального собрания и правительству России с предупреждением об опасности расчленения единой инфраструктуры и исключения Минатома России из состава будущего федерального правительства. Ликвидация отрасли была отсрочена.

Не секрет, что США регулярно заводят разговор о контроле над российскими ядерными объектами. Одним из препятствий для них является "Росатом". В свое время Бжезинский немало удивлялся жизнестойкости ядерной корпорации, ее потенциальной возможности быть опорой для возрождения индустрии России, а посему срочно предлагал ее реформировать. Ему вторили "непорочные" экологи, вроде Яблокова, который сравнивал Минатом с КГБ и предлагал поступить с ним соответственно.

Любопытно, что Кириенко намерен руководить ведомством, которое его любимый СПС намеревался лишить серьезного источника доходов. В 2001 году Союз правых сил совместно с "Яблоком" развернули кампанию по дискредитации понятия "отработанное ядерное топливо". Те, кто этим занимался, прекрасно знали, что отработанное топливо никакого отношения к ядерным отходам не имеет. При этом либерал-рыночники никогда не рассказывали, что уже и ближние наши соседи шведы и финны, не говоря о старых заокеанских и европейских конкурентах, освоили технологию хранения и переработки ОЯТ и пытаются привлечь потенциальных заказчиков. И СПС, и "Яблоко" дружно проголосовали против законопроектов, расширявших возможности "Росатома" в этой области. Теперь же СПСовец Кириенко приходит, не стесняясь, на все готовенькое.

…С мая 2001 года Кириенко был председателем государственной комиссии РФ по химическому разоружению. Уже вдутся разговоры о том, что "эффективный кправленец" намерен начать с акционирования "Росэнергоатома", а затем приступить к внешнеэкономической деятельности. Осуществляться это будет при помощи "повышения прозрачности структуры".

В мире активно продвигается мысль о коррумпированности и чрезмерной закрытости "Росатома". Способствуют этому и российские политики. Например, любитель прямолинейных характеристик Немцов заявлял: "Росатом" – это единственное ведомство в России, которое занимается хозяйственной деятельностью. В принципе, это коррупционно опасное дело. Там занимаются плутонием, производством урана… Понятно, что все это должно быть закрытым, но с другой стороны – там миллиарды долларов оборота. И задача любого человека, который возглавляет это ведомство, сделать его работу прозрачной, чтобы не повторить судьбу Адамова".

Искреннее заявление! Получается, что судьбу любого руководителя "Росатома" определяют в Америке. Адамов, судя по всему, не сделал работу ведомства прозрачной. Он всего лишь сохранил и преумножил мощь "Росатома", превратил его в сильного конкурента для США. Но пришел-таки праздник! Хороший мальчик добьется от атомщиков прозрачности, ему не впервой.

Кстати, в 1998 году, накануне дефолта в страну поступил транш на 4 миллиарда долларов. Скорее всего, именно на нем младореформаторы отрабатывали способы увеличения прозрачности. Довольно быстро она (прозрачность) достигла такой степени, что через несколько месяцев никто так и не сумел отыскать даже следов транша, только запах остался.

Михаил Фрадков, представляя нового руководителя, сказал: "Человек, обладающий таким образованием, тонко чувствует, с кем можно посоветоваться". Нельзя не согласиться с премьер-министром: с ним Кириенко этого точно делать не намерен.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..