Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
«Оранжевый» Киев лукавит

«Оранжевый» Киев лукавит

В истории с ПРО США в Польше и Чехии отрабатывается технология присоединения Украины к НАТО?
Ярослав Бутаков
10.07.2008
«Оранжевый» Киев лукавит

Официальная Прага согласилась на размещение в Чехии радиолокационной станции американской системы ПРО. Соответствующий договор 8 июля подписали главы внешнеполитических ведомств США и Чешской республики. Многие эксперты предсказывают, что будет подписано и соглашение о размещении в Польше десяти пусковых установок ракет ПРО США.  

В том, что это произойдёт, сомнений почти нет. Несмотря на некоторые отговорки польской стороны, процесс идёт к логическому завершению. В понедельник 7 июля министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский вёл с Райс переговоры в Вашингтоне и расценил их как весьма продуктивные. Одновременно он пообещал, что окончательная договорённость о размещении систем американской ПРО будет достигнута до конца июля.  

Польские руководители неоднократно заявляли, что в обмен на согласие Польши разместить у себя ракеты ПРО США американская сторона обязана за свой счёт модернизировать польские вооружённые силы. Но очевидно, что это не может быть предварительным условием. Формы, сроки и масштабы усиления польской обороны американцами – дело дополнительных согласований и договорённостей. Тогда как дислоцировать ракеты в Польше Штатам хочется немедленно. И Польше придётся на это пойти.  

Часть польских СМИ спекулирует на исторических страхах поляков перед Россией и Германией, утверждая, что только в тесном союзе с США Польша может обеспечить свою безопасность. Настроения такого рода далеко не чужды польской элите. Кроме того, США давят на польское руководство «угрозами» разместить свои ракеты в Литве, если Польша не согласится на требования американцев. Официальная Варшава не захочет лишиться статуса важнейшего союзника Вашингтона в Восточной Европе – основного противовеса Берлину и Москве.  

Обращает на себя внимание то, что, вопреки опросам общественного мнения, массовым акциям протеста и даже резолюциям парламентариев, принципиальный вопрос размещения систем американской ПРО получает решение не путём референдумов, не законодательными органами, не президентами и даже не правительствами восточно-европейских стран, а на уровне министров иностранных дел. Конечно, подписываемые соглашения пройдут требуемую процедуру ратификации, но в то-то и дело, что после их подписания ратификация превращается в чисто формальный акт. Невозможно представить себе, что парламенты Чехии или Польши отвергнут эти договорённости, выразив, таким образом, вотум недоверия своим правительствам. Для такого шага нужны более веские причины, коренящиеся во внутриполитических разногласиях. У глав дипломатических ведомств этих стран уже есть все, если не гласные, то негласные мандаты на предпринимаемые ими шаги. Вот потому они и действуют так уверенно.  

Происходящему сейчас в Чехии и Польше Россия бессильна помешать. Но у неё есть время оценить и спрогнозировать ситуацию на Украине. Аналогия здесь прослеживается чёткая.

  

Точно также, как это было ещё несколько месяцев назад в Польше и Чехии относительно размещения ПРО, на Украине первые официальные лица заверяют, что вопрос о вступлении Украины в НАТО будет решаться всем народом на референдуме. Однако, тут же подчёркивают они, это обстоятельство не должно препятствовать развитию партнёрских отношений с НАТО. В частности, присоединению к «Плану действий по членству в НАТО» (ПДЧ). Ибо решения по ПДЧ находятся в компетенции президента и правительства и принимаются соответствующими официальными лицами. Стало быть, Украина, как обещал посетивший её в середине июня генсек НАТО Яап де Хооф Схеффер, до конца года примкнёт к ПДЧ.  

Лукавство «оранжевых» политиков неприкрыто и наивно. Зачем Украине присоединяться к ПДЧ, если следующим шагом не будет непосредственное вступление в НАТО? Тем более, что принципиальная остановка (а не временная задержка) на стадии ПДЧ пока что беспрецедентна в истории Североатлантического блока.  

Отдельные эксперты на Украине рассуждают так. Официальный Киев демонстрирует Западу свою готовность к партнёрству, но в то же время отлично понимает, что это движение на Запад имеет определённые пределы. В случае их перехода последуют суровые санкции Москвы, которую Киев на самом деле не хочет раздражать сверх меры. Таким образом, участие в ПДЧ без последующего вхождения в НАТО является шагом «и нашим, и вашим». Киев верен своему заявленному прозападному курсу, но одновременно сигнализирует Москве, что не хочет окончательно рвать с нею. Гарантом же неприсоединения Украины к НАТО служит постановление Верховной Рады о том, что этот вопрос должен решаться только путём референдума, а также неоднократные заверения (!) самого президента Виктора Ющенко.  

Но с обещаниями референдума по НАТО на Украине может случиться то же самое, что и с аналогичными обещаниями референдумов по американской ПРО в Чехии и Польше. Несложно предугадать, что членство Украины в НАТО будет продавливаться такими же недемократическими способами и решаться немногими лицами, облечёнными властью, а вовсе не всенародно.

  

За последние годы на Украине в зависимости от баланса политических сил, который там нарушается очень легко и часто, неоднократно коренным образом менялись не только отдельные законы, но и конституционный строй. Такая же судьба очень легко может постигнуть и закон Верховной Рады, тем более, что пока это даже не закон, а всего лишь постановление, и даже итог референдума.  

Само проведение референдума весьма сомнительно. Власти, решившие любой ценой привести Украину в НАТО (а это может быть не только правящая коалиция, но и нынешняя оппозиция в лице Партии регионов, лидер которой Виктор Янукович в бытность премьером неоднократно заверял, что привержен курсу на сближение с НАТО), сделают всё, чтобы задавить в зародыше идею всенародного голосования. В ход будет пущена самая разнообразная аргументация. В частности, то, что проводить референдум слишком дорого, что проще отдать этот вопрос на разрешение Рады и даже, что вообще такие вопросы находятся в компетенции только органов власти.  

Настроения народной массы, как показала нам история с ПРО США в Чехии, не могут эффективно противодействовать интригам в правящей элите. Значительная часть украинской элиты должна быть серьёзно настроена во что бы то ни стало не допустить Украину в НАТО. Только тогда есть шанс, что до такого шага дело не дойдёт. Но в том-то и беда, что такого настроя не наблюдается. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.