Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 сентября 2020
NEXTA как координатор протеста

NEXTA как координатор протеста

Новая технология «майдана» при помощи Телеграм-канала опробована на Белоруссии
Владимир Малышев
13.08.2020
NEXTA как координатор протеста

Те, кто в ночь, когда после президентских выборов в Минске была предпринята попытка белорусского «майдана», а точнее, государственного переворота, следили в интернете за событиями в этой стране, конечно, обратили внимание на Telegram-канал NEXTA. Именно на этом канале были и самые актуальные видео протестов с самых лучших ракурсов, и самая свежая информация. С него же запускались в эфир и самые скандальные информационные «утки».

О том, что Лукашенко будто бы уже сбежал в Турцию, о якобы первом убитом участнике протестов, который потом объявился живым и здоровым, о мнимом братании милиционеров с протестантами в одном из белорусских городов, о «зеленых человечках» якобы российского спецназа в Минске и т.п. В результате за эту ночь канал вырос на 148 тысяч подписчиков — рекорд для «Телеграма».

NEXTA — слово, похожее на английское, но на самом деле имеет белорусский корень и происходит от «Нехта», что в переводе на русский значит «кто-то» или «некто». Название с намеком на анонимность канала, каким его и воспринимают многие. Однако руководит каналом отнюдь не «некто», а вполне конкретный человек. Его основатель — Степан Путило (в передачах он называет себя Светловым), молодой человек 1998 года рождения. Как свидетельствует Википедия, он — белорусский журналист, блогер, режиссёр, телеведущий, музыкант, автор и создатель популярных каналов на общественно-политическую тематику.

Учился Степан в Сеницкой средней школе имени Янки Купалы, после чего окончил Белорусский гуманитарный лицей им. Якуба Коласа. В настоящее время уже перебрался в Польшу, где обучается в Силезском университете по специальности организация кино- и телепроизводства. Публичную деятельность начал в октябре 2015 года, создав канал NEXTA на YouTube.

Изначально это был музыкальный проект, однако позже добавился «развлекательный и информационный контент». Общее количество его подписчиков во всех соцсетях — более полутора миллиона, из которых более 450 тысяч на YouTube и более 1,5 миллиона в Telegram-каналах с общим названием «NEXTA».

Сегодня вещающий из Польши Telegram-канал NEXTA является наиболее популярным в Белоруссии, а после последних событий число его подписчиков в социальных сетях резко возросло.

Появился Степан со своим каналом не на пустом месте. Его папа —белорусский журналист Александра Чепушило, который ранее работал спортивным комментатором Белтелерадиокомпании, а теперь является автором и ведущим спортивных программ на телеканале «Белсат» в той же Польше, вещающем на Белоруссию.


От правоохранителей скрылся

Правоохранительные органы Белоруссии заинтересовались Степаном давно. Сразу же после первого видео на канале — песни «Выбора нет», которая была приурочена к очередным президентским выборам в Белоруссии и призывала к их бойкоту ввиду возможных фальсификаций результатов. Сотрудники из органов приходили, в школу, где учился Степан, выясняли, кто он такой и откуда взялся. В 2017 году Путило участвовал в нескольких акциях протеста, в том числе, в «Марше рассерженных белорусов». Впоследствии на своём YouTube-канале выпустил несколько видеороликов, посвященных теме протестов в Белоруссии.

В феврале 2018 года против Степана попытались завести уголовное дело по статье 368 УК РБ «Оскорбление президента» за ролики на YouTube. Однако молодой блогер уже был далеко — в Польше.

Главным редактором NEXTA сегодня является журналист Роман Протасевич — белорусский оппозиционер со стажем. Еще в 2012 году его задерживали как администратора оппозиционных групп в соцсетях. Протасевич тогда состоял в «Молодом фронте» — правоцентристской проевропейской организации, которая организовывала уличные протесты против Лукашенко. Был журналистом финансируемого Польшей и Литвой «Еврорадио», а также «Радио Свобода». Выступает за декоммунизацию и легализацию каннабиса. Как и Путило, он тоже сейчас находится на территории Польши.


Откуда деньги?

На Telegram-канале NEXTA практически отсутствует какая-либо реклама, а потому официальные источники его финансирования неизвестны. 25 октября 2019 года на YouTube-канале NEXTA появился документальный фильм «Лукашенко. Уголовные материалы». Спустя сутки он вышел на первое место в трендах белорусского YouTube. За первые два дня видео набрало почти 700 000 просмотров, а за месяц — около 1 800 000 просмотров. Понятно, что молодой человек, сидящий в Польше, сам никак не мог получить «разоблачительные» материалы эксклюзивного характера, которые он использует на своем канале. Откуда они поступают, догадаться нетрудно, учитывая, что в партнерах «Белсат», где трудится его родной папа, и где работал он сам, значится американская радиостанция «Свобода», курируемое ЦРУ.

«Основная площадка для коммуникации между противниками Лукашенко — мессенджер Телеграм, — пишет украинский сайт Strana.ua. — На оппозиционных публичных каналах озвучиваются планы действий митингующих. Там же даются советы, что делать в конкретный момент массовых беспорядков, куда бежать, где собираться. Кроме того, каналы выполняют пропагандистскую функцию — постоянно говорят о зверствах власти, иллюстрируя это яркими видео и фото… На этом поле в Беларуси сегодня лидирует Телеграм-площадка Nexta».

По мнению сайта, главным поставщиком новостей с улиц Минска и других городов Беларуси стал канал Nexta Live. Сегодня он перешагнул планку в миллион подписчиков, хотя широко цитировать его начали только сутки назад — когда на улицах столицы начались столкновения. У него есть родственный канал Nexta — с полумиллионом подписчиков. Обе площадки, в основном, пересылают сообщения друг друга. Но базовым является канал с приставкой Live в названии.

Там появляются самые оперативные видео с мест событий. А главное, именно там публикуются планы на протест — в котором часу и где собираться на митинг, когда начинать забастовку и так далее.

Круглые сутки, а особенно во время ночных акций оппозиции, этот паблик обновляется со скоростью несколько сообщений в минуту. Большая часть из которых — эксклюзивные видео и фото прямо из очагов протестов. 

Помимо видео на канале идет постоянная координация действий митингующих. Им сообщают о передвижениях ОМОНа, рассказывают сочувствующим, как укрывать участников протестов. Еще одна функция канала — постоянные призывы идти на улицу и поощрение нападений на сотрудников милиции. Лексика в отношении милиции возбуждает максимальную ненависть — «фашисты», «сволочи», «лукашистские подонки», «бандиты в черном», «каратели». При этом авторы сообщений параллельно призывают правоохранителей «быть с народом», а участников акций — сжигать представителей милиции и омоновцев. 

Почему же упомянутые выше каналы, вещающие из Польши, стали на территории Белоруссии фактически основными средствами массовой информации?

Это — прямое следствие «многовекторной» политики Александра Лукашенко: с одной стороны — создания совместно с Россией Союзного государства, а с другой – заигрывания с Западом. Но, как показывают события в Белоруссии, такая «многовекторность» до добра «батьку» не доведет.

Польша, которая на официальном уровне тоже с ним последнее время заигрывала, на самом деле создала на своей территории информационные центры, которые сейчас фактически превратились в координаторов протестов и враждебной для властей Белоруссии пропаганды.

В свое время Наполеон говорил, что две враждебные газеты опаснее стотысячного войска. В наше время роль таких газет, а по сути настоящего пропагандистского «войска» играют информационные каналы вроде NEXTA. И нет никакого сомнения, что за их спиной стоят не только официальные власти Польши, а и американские спецслужбы, которые являются организаторами всех «цветных революций» на постсоветском пространстве. В Белоруссии при помощи NEXTA была опробирована новая технология «цветной революции», когда «майданом» руководили не оппозиционные партии, а информационный ресурс из-за границы.

Но история с NEXTA — предостережение и для России. На нашей территории уже есть такой готовый рупор и координатор для «цветной революции» — радиостанция либеральной оппозиции «Эхо Москвы», ее филиалы по всей России, ее каналы в интернете и социальных сетях.

Именно это СМИ занимается сейчас самой яростной пропагандой, направленной на подрыв нашего государства, с ликованием описывая попытку госпереворота в Минске. А потому поразительно, что его до сих пор продолжает финансировать государственная компания – «Газпром»...


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

лом
14.08.2020 16:12
Лукашенко,неужели ты до сих пор не видишь кто друг,а кто враг?Ну почитай ты хоть комменты твоих "друзей"прибалтов и поляков и друзей из России.
Николай
13.08.2020 20:36
Жалко страну,во всём этом скотстве никто не думает о стариках, детях о том что будет с твоей родиной может быть те кто поднял эту бучу что то и выиграют, но это мизерный процент населения, все остальные будут просто нищими.
ус
13.08.2020 15:10
Мечтающие о кружевных и местечке на панели всегда будут верить подобных нехтам--нехтар лохам обещающим.Ведь мечту о кружевных трудно убить.Она же из сферы личностных мечтаний,амбиций и удовольствий.Этим во все времена пользовались лохотронщики и это работает.Ну кто же признается,что у него зад жирный и не влезет в кружевные.А вот созерцать себя в кружевных даже уродам приятно
Ленинградец
13.08.2020 14:14
Коллеги, как вы думаете: сколько проживёт "неуязвимость" телеграмм, если "вдруг" обнаружится, что через них произошло вмешательство в американские выборы?
С вoлкaми жить - по-вoлчьи выть...
Питерский
13.08.2020 11:53
Вот не верю ни разу: столько было т.н. "прямых линий", и не сосчитать, и что же - никто так и не задал вопрос "тому-кто-всё-знает", а почему же "государственная компания – «Газпром»... до сих пор продолжает финансировать...это СМИ", которое "занимается сейчас (и всегда - Пит.) самой яростной пропагандой, направленной на подрыв нашего государства"? Уверен: наверняка наши по-хорошему любопытные граждане посылали такой вопрос, и не раз. Равно, как и вопрос, когда же это длящееся преступление будет пресечено органами правопорядка. Но, поскольку мы так и не слышали ответа, напрашивается вывод: сии вопросы, увы, не дошли до адресата. Иначе бы он обязательно на них ответил, поскольку не в его правилах уходить от острых вопросов, которым таки удалось прозвучать уже. Вот и делайте выводы, кто и в чем заинтересован в нашем царстве-государстве...

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
28.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее военной формы открылась выставка военно-исторической миниатюры.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».