Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Наталия Нарочницкая: "Изменилась нравственная оценка подлости"

Наталия Нарочницкая: "Изменилась нравственная оценка подлости"

Интервью с женщиной-политиком
22.10.2007
Наталия Нарочницкая: "Изменилась нравственная оценка подлости"
Когда Наталия Нарочницкая впервые появилась на экранах телевидения в каких-то дебатах, ее невозможно было не заметить. Слишком отличалась ее манера полемизировать от того, что нам обычно приходится слышать. Она всегда выдержанна и корректна, не занимается демагогией и не превращает обсуждение важных для страны вопросов в шоу. Но каждое ее выступление внимательно слушаешь, потому что чувствуешь за ее словами серьезные и глубокие знания и неподдельную боль за нашу Россию. 


Наталия Нарочницкая выросла на Гоголевском бульваре, в коммунальной квартире. Ее отец — известный ученый, мама — учительница, героиня, партизанка. Бабушка — тоже учила детей еще до революции. Наталия не была пай-девочкой, но при этом до 10 лет, здороваясь, делала реверанс. Так ее воспитали. Впрочем, на Гоголевском таких семей было много. Потом красный диплом в МГИМО, замужество, рождение сына, работа за границей. Проработав несколько лет в ООН, Наталия Алексеевна стала убежденным славянофилом, что в какой-то степени определило ее дальнейшую судьбу.

— Как вы пришли в политику? 

— Меня подтолкнули Беловежские соглашения. Я и до этого переживала за все то, что происходит… Мне казалось странным, почему люди не видят, как под флагом осуждения тоталитаризма снова возрождена абсолютно ленинская большевистская, нигилистическая интерпретация всей русской истории. Россию снова стали называть тюрьмой народов, что после мая 45-го перестали делать. А когда были подписаны Беловежские соглашения, меня охватило такое чувство бессильной ярости и горя!.. Что я села ночью за пишущую машинку и написала статью, даже еще не зная, как она будет воспринята и где будет напечатана… Статью заметили. Мы тогда объединились в группу, которая сформировалась в Кадетскую партию. Почему Кадетскую? Нам хотелось, чтобы наш патриотизм обязательно был облечен в демократические формы. Кроме того, хотелось обязательно «зайти назад за революцию», чтобы спор велся не между двумя собственно послереволюционными идеями, чтобы революция не воспринималась, как нечто данное. В этом была новизна — ведь до нас никто не подвергал сомнению идеологов перестройки, которые с тоталитаризмом боролись теми же методами, что и большевики, но они ту Россию не любили точно так же, как первые большевики, а мы, взяв период до Октябрьского переворота, сравнили с тем, что произошло сейчас…

— Наверняка в этих обсуждениях ваше участие было самым активным. Как отнеслись к вам коллеги-мужчины? Не каждому понравится интеллектуальное превосходство женщины. 

— В нашей партии «Родина» я чувствовала только поддержку и уважение товарищей и желание больше использовать мои знания и опыт. И это нормально — я профессиональный международник, владею несколькими языками. В этой сфере и в сфере философских основ общественного и национального сознания я чувствую себя профессионалом, много пишу, выступаю, и когда эти темы обсуждаются, на меня возлагаются надежды, связанные с публичными выступлениями. Поэтому отношение зависит от личности мужчин и от личности женщин.

— Во всем мире число женщин в органах власти растет. Россия очень отстает в этом вопросе… 

— Сейчас наступил период, действительно, объективно способствующий выходу женщины на первый план. Когда человечество на подъеме нравственности, духовности, мужчины, как существа более широкого диапазона, достигают, может быть, больших высот. А женщина в это время реализует те же высшие ценности на частном уровне. Но когда в обществе нравственный упадок, он, может быть, в большей степени касается мужчин, ведь они из-за этой своей «широты» могут и пасть ниже, в то время как женщина, в силу природы и Богом данного ей инстинкта материнства, удерживается — чувство ответственности за окружающих не дает ей пасть ниже определенного уровня. И это даже естественно, что именно на них сегодня возлагается большая ответственность. А в нашей стране на женщине и в советское время лежала львиная доля тягот: и воспитание детей, и забота о муже — и все это при скудных бюджетах и маленьких жилищах. В советское время был один эксплуатируемый класс — женщины. При равной зарплате они работали несравнимо больше, выполняя всю работу по дому. И если оценить ее труд в деньгах, то легко определить, кто за чей счет жил! Но обычный женский труд дома всегда мало ценился — я хорошо это знаю, потому что всегда сама готовила, убирала, шила... Все это неблагоприятно сказывалось на семье, падало уважение к мужчине. Он уже не был опорой. Так что наша женщина уже закалена трудностями. Она привыкла брать все на себя, привыкла подавлять свой естественный эгоизм, который свойственен человеку. Не случайно женщины меньше совершают преступлений, более честны в бизнесе… И руководят они по-другому, менее равнодушно к личным проблемам персонала. Поэтому я, хотя и не сторонница специального продвижения женщин в структуры власти, за то, чтобы двери для них во властные органы были открыты. И это уже во многих странах, даже исламских, реальность — тенденция большего вовлечения женщин в политическую и социальную жизнь везде уже необратима.

— Есть проблемы у женщин-политиков на Западе? 

— У них свои проблемы. Возможно, мое наблюдение субъективно, но женщины-депутаты в Совете Европы очень напоминают феминисток — и там действительно есть дилемма: либо ты карьер-леди, либо ты занимаешься семьей, что тоже неправильно. Ведь если процесс усиления женской составляющей во власти необратим, то государство должно давать им возможность сочетать семью с карьерой, а не вынуждать их откладывать рождение ребенка до 40 лет. Иначе общество разрушается. Перед нами не ставят такую дилемму, но внимания проблеме также не уделяется. Государство должно разрабатывать программы и стратегии, чтобы помочь женщине сохранить роль матери, супруги, хранительницы очага.

— Но русская женщина, мне кажется, еще не привыкла к роли хранительницы очага — она так часто бывала бита… 

— Биты не только русские женщины… Например, в английском праве есть указание на то, что диаметр палки, которой муж может бить свою жену, не должен превышать определенного размера. А телесные наказания в школе там до сих пор не отменены. Впрочем, соглашусь, там нет той необузданности, которая так свойственна нашему народу — размахнулся, разозлился, а при низком культурном уровне это выливается в ситуации нас не украшающие. 

— Один из источников вашего успеха — великолепное образование, поэтому кто как не вы можете оценить те процессы, которые сейчас происходят в нашей школьной системе. 

— Образование — важнейшая сфера, которая обеспечивает преемственное развитие нации, когда передаются представления о добре и зле, что должно, а что не должно, как жить в коллективе. Эта сфера в советское время, несмотря на идеологическую зашоренность, была очень сильной. Когда я работала в ООН, любой наш троечник там был корифеем и энциклопедистом по сравнению, например, с американцами, 70 процентов которых Афганистан искали на южной границе США. И разрушать эту систему было нельзя. Мы потеряли квалифицированные и ответственные кадры. Изменилась в худшую сторону и программа. Например, о Курской битве в учебнике всего три строчки. А как сократился объем изучаемой классической литературы! Но классическая литература, как русская, так и западная, поднимала христианские проблемы долга, чести… Остро ставились христианские дилеммы — они входили в сознание школьника неявно через слово, формируя нравственное сознание. Зато введена литература ХХ века — нигилистическая, циничная, порождающая скепсис. Но скепсис и так придет. А вот если с детства не сказать, что такое нравственный поступок, молодой человек, став взрослым, пойдет по трупам. Решение этих вопросов важно еще и потому, что снизился культурный уровень семьи, и вся тяжесть воспитания теперь ложится на образовательные учреждения. Особая тема — введение ЕГЭ. Он может быть вспомогательным элементом, но не должен заменять экзамен. Выбор между несколькими готовыми ответами не развивает речь, письменные навыки, не формирует умение выделить главное и второстепенное… Не говорю, что не надо модернизировать систему, но ЕГЭ — это конец образованию. А то, что происходит с русским языком, — беда. Язык — важнейшая знаковая система, она несет культуру, нравственность… Кто-нибудь задумывается над тем, к чему ведет бездумная замена русских слов аналогами с латинскими корнями? «Неблагородный поступок» стал «некорректным поступком». «Вымогатель» превратился в «рэкетира». И сразу изменилась нравственная оценка подлости, жестокости. Но назови рэкетира вымогателем, и ни у кого не появится желания романтизировать эту профессию. А что мы слышим с экранов телевидения! Люди настолько уже не понимают собственную культуру, что даже неправильно используют смысл пословиц и поговорок. И это в то время, как во всем мире оберегают свой язык — во Франции, чтобы начать использовать иностранное слово в вывесках на улицах, в рекламных проспектах или в официальных документах, надо получить разрешение Французской академии. Но любые попытки поднять этот вопрос вызывают смех наших либералов… К сожалению, многие предложения женщин-депутатов вызывают улыбки мужского большинства. Может быть, поэтому мы по уровню жизни так отстаем от наших северных соседей.

По материалам журнала «Бизнес-Леди»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..